110 лет назад, 13 июня (26) 1907 года состоялось ограбление кареты казначейства при перевозке денег из почты в Тифлисское отделение Государственного банка, организованное большевиками Тифлисской организации РСДРП под руководством С. А. Тер-Петросяна (Камо) и Иосифа Джугашвили (Сталина). В пересчёте по курсу 2012 года было украдено около 5 млн долларов США.
Около 10 часов кассир Государственного банка Курдюмов и счетовод Головня, получив на почте 250 000 рублей направились в банк на двух фаэтонах в сопровождении охраны. В 11 часов транспорт казначейства при проезде через Эриванскую площадь был забросан бомбами и расстрелян, а все деньги были похищены.
Перед Пушкинским садом, откуда видна почта, Пация Голдава дала условный знак стоявшему у ворот склада Степко Кицкирвелли: "Тронулись!"
Последний немедленно передал это Аннете Суламидзе, которая таким же образом сообщила боевикам, сидевшим в ресторане "Тилипучури"... Бачуа Куприашвили обошел с развернутой газетой Эриванскую площадь. Для стоявших в различных местах площади товарищей эта газета была сигналом приготовления к нападению.
Окруженные всадниками, быстро катились фаэтоны... Террористы бросили свои бомбы. Два и еще два взрыва. На мостовой осталось двое городовых и один казак. Лошади стремительно разнесли охрану по сторонам. Но фаэтон с деньгами не взорвался от бомбы, и запряжка понесла его. Это был решающий момент, и один только Бачуа не растерялся. Бегом бросился он наперерез лошадям и догнал фаэтон в конце площади. Он бросил бомбу под ноги лошадей, и силой взрыва был отброшен на землю. Деньги могли ускользнуть от боевиков, но вовремя подоспел Чиабришвили. Оставив без внимания Бачуа, он рванул из фаэтона денежный мешок и бросился к Вельяминовской улице.Камо доставил деньги на квартиру Миха Бочаридзе, и оттуда, вделанные в диван, они были переправлены во вполне безопасное место - кабинет заведующего обсерваторией.
При ограблении налётчики убили двух городовых, трёх казаков и ранили ещё 11 человек, включая прохожих. Все участники ограбления сумели скрыться, избежав ареста.
Эриванская площадь
Телеграмма заведующего особым отделом полковника Бабушкина в Департамент Полиции, Тифлис, 13 июня 1907 г.
Сегодня в 11 утра Тифлисе на Эриванской площади транспорт казначейства в 350 тысяч был осыпан семью бомбами и обстрелян с углов из револьверов, убито два городовых, смертельно ранены три казака, ранены два казака, один стрелок, из публики ранены 16, похищенные деньги за исключением мешка с девятью тысячами изъятых из обращения, пока не разысканы, обыски, аресты производятся, все возможные аресты приняты.
Полковник Бабушкин в Департамент Полиции, 13 июня
Депеше № 5657 цифра неправильна, проверкою установлено ограбление двухсот пятидесяти тысяч.
Из Департамента Полиции - полковнику Бабушкину, 13 июня
Телеграфируйте откуда и куда перевозились деньги точка точное число убитых и раненых и все ли эти лица установлены нет ли между ними экспроприаторов точка Какою партиею совершено это преступление точка Какие фактические меры приняты розыску злоумышленников точка Были ли предварительные указания агентуры возможность совершения этого преступления какие именно и что было предпринято для предупреждения преступления.
Шифрованная телеграмма Бабушкина в Департамент Полиции, 15 июня 1907 г.
Деньги провозились из почтовой конторы в отделение Государственного банка. Число убитых и раненых сообщено двух первых телеграммах. В числе задержанных раненый Ирушадзе подозревается в соучастии. Пока нет данных считать преступление делом политических партий. Разосланы были разъезды по трактам, сообщено было железнодорожной полиции, производились массовые обыски городе. Последних числах мая Тифлисское охранное отделение имело агентурные сведения [о] прибытии в Тифлис из Кутаисской губернии нескольких туземцев ос целью ограбления почты при провозе ее с вокзала; были даже указания, что нападение совершат на Садовой или Муштаидской улицах, на Эриванскую площадь указаний не было. Эти сведения своевременно были доложены словесно генерал-губернатору и начальнику воинской охраны ... следствием чего было усиление войсковых нарядов, сопровождавших почту и банковые и казначейские транспорты. В данном случае наряд состоял из пяти казаков, двух стрелков и караульного от банка. За успешный розыск агентуре обещано вознаграждение.
Планы ограблений обсуждались в БЦ, разрабатывались Красиным, одобрялись Лениным и передавались на реализацию Камо. Согласно воспоминаниям Татьяны Вулих, революционерки, тесно связанной с грузинскими террористами, главным лидером боевой организации на Кавказе был Коба (Джугашвили). Лично он не принимал участия в ограблениях, но ничего не происходило без его ведома.
Коба (Джугашвили)
Всего группой Камо было захвачено приблизительно 325-350 тыс. руб., причем главная экспроприация на Эриванской площади в Тифлисе дала не меньше 250 тыс. руб.
Для сравнения: квалифицированный рабочий, за освобождение которого боролись большевики, получал тогда около 20 рублей в месяц.
Камо (Симон Аршакович Тер-Петросян)
Деньги, захваченные в результате ограбления в Тифлисе, были доставлены в штаб-квартиру БЦ в Куоккала (Финляндия) лично Петросяном и поступили в распоряжение группы Ленина в так называемый «большевицкий центр». 150.000 этих денег были в мелких купюрах и немедленно поступили в распоряжение "финансового отдела" БЦ, в который входили три человека: Ленин, Красин и Богданов.
Л.Б. Красин
На средства, собранные тройкой, Красин организовал сеть тайных лабораторий, мастерских и типографий, обслуживавших не только большевистские, но и иные террористические акции против правительства России. В частности, бомбы, изготовленные в лабораториях Красина, использовались в таких громких террористических актах как
нападение на дачу Столыпина (12 августа 1906 г.) и ограбление в Фонарном переулке (27 октября 1906).
Остальные 100 000 рублей из похищенных денег были в крупных 500-рублёвых купюрах, номера которых были известны и сообщены русским правительством во все банки, и размен их в Российской империи представлял большие трудности.
Что произошло потом? Одна из трудностей, которая ожидала господ налетчиков во все времена - сбыт краденого. Громкое ограбление подняло на ноги полицейские силы не только Российской империи, но и европейских стран.
Зашив деньги в жилет, большевик М.Н. Лядов вывез их за границу, где их предполагалось без труда разменять в заграничных банках. Поскольку было очевидно, что после первого же размена русское правительство разошлет списки украденных номеров еще и за границу, решено было произвести обмен одновременно в нескольких городах Европы. В первых числах января 1908 года по инициативе Красина такая операция действительно была проведена в Париже, Женеве, Стокгольме, Мюнхене и других городах. Однако неожиданно для большевиков она закончилась провалом: все большевики, явившиеся в банки для размена, были арестованы.
Среди арестованных были известные в кругах социал-демократии люди, например, будущий нарком иностранных дел М.М. Литвинов, незадолго перед тем назначенный большевиками официальным секретарем русской социал-демократической делегации на Международном социалистическом конгрессе в Штуттгарте, состоявшемся в августе 1907 года.
М.М. Литвинов
4 января 1908 года в Париже с экспроприированными деньгами был задержан большевик Максим Литвинов и его любовница Фрида Ямпольская. При обыске у Литвинова было найдено двенадцать 500-рублевых купюр из числа похищенных в Тифлисе. Литвинов и Ямпольская были высланы из Франции в Великобританию.
В Мюнхене при размене денег была задержана Сарра Равич и два армянина: Тигран Багдасарян (настоящее имя Константин Зарян) и Мигран Ходямирянц (настоящее имя Армен Бекзадян). В августе 1908 года Ленин написал письмо секретарю Международного социалистического бюро Камилю Гюйсмансу с просьбой официально подтвердить, что эти трое арестованных - члены РСДРП, что было нужно для их защиты.
В январе 1908 года в Стокгольме с «тифлисскими» деньгами был задержан Ян Мастерс (Янис Страуян). Сначала его осудили за соучастие в ограблении, но после апелляции, так как не было доказано, что Мастерс знал о происхождении банкнот, апелляционный суд Швеции приговорил его к шести месяцам тюрьмы за кражу. В тюрьме Лонгхольмен он просидел с 27 мая по 27 ноября 1908 года.
М-да, охренеть как сурово... Гуманизм в действии. На этих денежках, между прочим, была кровь убитых при ограблении.
Интересно, а Мастерс дожил до "присоединения" Латвии к СССР и депортации "врагов народа"? Кажется, нет. Судя по дате смерти, его грохнули раньше доблестные органы...
Попался и будущий нарком здравоохранения Н. Александров (Н.А. Семашко - дальний родственник Г. В. Плеханова). Прямого отношения к размену Семашко не имел, но соучаствовал: на его адрес приходили письма одного из участников размена.
В руках полиции оказалось в общей сложности 50 пятисотрублевых билетов, и в иностранной прессе теперь уже открыто писали о том, что тифлисская экспроприация была делом рук большевиков.
Причина провала разъяснилась лишь после революции. Среди привлеченных к разработке плана размена был большевик Житомирский (Отцов), доверенный человек Ленина по делам большевистских групп в эмиграции с 1903-04 годов, являвшийся одновременно главным осведомителем заграничного филиала Охранного отделения в Париже. Через Житомирского Департамент полиции был в курсе всех приготовлений Красина к размену и заблаговременно снесся с полициями европейских государств.
Камо был арестован в ноябре 1907 года в Германии, причём при обыске у него было обнаружено оружие и взрывчатка. Он провёл несколько лет в германских и российских тюрьмах, пока ему не удалось бежать.
А вот от судьбы не уйдешь. В июле 1922 года любимый боевик Ленина Камо Тер-Петросян погиб при загадочных обстоятельствах. По официальной версии - попал на велосипеде под колеса грузовика. Однако есть и версия, что его убрали потому, что многовато он знал о дореволюционном прошлом товарища Кобы...
И 25 июня 1945 года Иосиф Джугашвили-Сталин мог спокойно произносить тосты о "терпеливом русском народе" - втайне посмеиваясь усмешкой урки над "терпилами" - есть такое словечко в блатной фене...
***
Цитируемые ниже документы отражают ход следствия и координацию усилий по означенному делу в европейских полициях (в первую очередь немецкой и французской). Ныне эти документы хранятся в Архиве парижской полиции под шифром BA 1705 Maxime Litvinoff. Большая их часть написана на французском языке и представляет собой машинописные тексты. Немецкая же часть публикации (документы №№ 2 - 3) создавалась на немецком языке, переписана каллиграфическим почерком и сохранилась в архиве парижской полиции в литографированном виде.
Документы
№ 1
Доклад Начальника 3 следственной бригады Директору Следственного управления Префектуры парижской полиции
На бланке Следственного
Управления Префектуры
Парижской полиции
Париж, 22 января 1908 г.
По поводу ограбления, совершенного в Тифлисе в ущерб Русскому Правительству
Я передаю в приложении к настоящему рапорту копию депеши, адресованной Службе Тайной полиции, которая была мне передана Начальником полиции Мюнхена.
Из этой депеши следует, что обнаруживается связь между арестами, совершёнными в Мюнхене и в Париже; все арестованные принадлежат к одной банде грабителей и речь идёт даже об одном и том же ограблении. Действительно, в ходе следствия я был вынужден произвести 18 января обыск после ареста Валлаха, у Голденштейна, по адресу 85, бульвар Порт-Ройал, чья фамилия и адрес были обнаружены, с другой стороны, в руках у арестованных в Мюнхене.
Тогда было известно, что билеты (банкноты), украденные в Тифлисе, должны были быть обменены в тот же день у перекупщиков в разных городах Европы.
Хотя доказательств этому в ходе обыска у Гольденштейна обнаружено не было, 16 января вероятно собралось несколько вышеупомянутых злоумышленников, там билеты были распределены между несколькими эмиссарами.
Комиссар Полиции
№ 2
Секретное сообщение Полицай-президента Мюнхена О.Дилмана
префекту парижской полиции
№ 9693 I
Мюнхен, 27 января 1908 года
Секретное сообщение
Касательно ограбления в Тифлисе
С 10 фотографиями
В июне, вероятно 26 июня 1907 г., утром, на Ереванской площади в Тифлисе было совершено нападение с целью грабежа на автомобиль, сопровождаемый казаками и солдатами, в котором перевозилась значительная денежная сумма из почтового отделения в филиал Государственного банка. В ходе нападения грабители, взорвав несколько бомб, убили нескольких человек и многих ранили и похитили деньги, принадлежащие русскому Императорскому Государственному банку в Санкт-Петербурге.
Было похищено 250 000 рублей, в том числе 100 000 рублями в 200-х банкнотах достоинством в 500 рублей, которые имеют серию АМ и номера 02901-63000 и 63701-63800.
В субботу, 18 января 1908 г. в первой половине дня одна русская поменяла в Мюнхенском частном банке Зигмунда Клопфера, расположенном в Мюнхене по адресу Карлсплац № 25, 500-рублёвую купюру серии АМ с номером 063792 на 1065 немецких марок. Вскоре она предъявила к обмену в Баварском банке торговли и промышленности по адресу ул. Ленбахплац № 4 в Мюнхене другую 500-рублёвую купюру серии АМ № 063791. Служащий банка Август Штраулино обнаружил, что эта банкнота относится к украденным в Тифлисе, подал сигнал и распорядился о задержании русской.
Арестованная, которая имела семейный паспорт № 739, выданный 18 марта 1906 г. в Могилёве на имя Берки Хайнин с госпожой Этой и дочерью Сарой, сообщила следующее:
Равич Сара, еврейка, не замужем, студентка философии из Витебска в России, родилась в Витебске 1 августа 1879 г., дочь проживающего в Витебске лавочника Ноэхима Лейба и его жены Гольды, урождённой Иахним.
Сестра Сары Равич, Фанни Равич, 27 лет, зубной врач, должна проживать в Санкт-Петербурге на Коло-Колонной улице.
Равич показала, что она приехала в Мюнхен из Женевы только 18 января 1907 г. в 7 часов утра, точнее, в 6 часов 58 минут, на скором поезде из Швейцарии (что тоже кажется достоверным). Она живёт в Женеве, бульвар де ла Клюз № 57 , где и находится её паспорт. Прошлым летом она со своей замужней приятельницей по имени Дивитров, настоящее местонахождение которой ей не известно, останавливалась (арендовала жильё) в Мархисси, рядом с местечком Обон (кантон Во) в Швейцарии, у одной домохозяйки, имя которой она не может вспомнить. В Мархисси она познакомилась с одним русским, имя которого она не назовёт ни при каких обстоятельствах. Она утверждает, что принадлежит к русской социал-демократической партии, и в январе 1905 г. находилась по политическим обвинениям несколько месяцев в Санкт-Петербургской тюрьме. В июне 1906 г. она уехала со своей родины (Витебск) в Париж, в Париже провела 6 месяцев, а затем переехала в Женеву, где она, так же как и в Париже, изучала философию и жила, получая помощь от родителей. В Мюнхен она приехала непосредственно из Женевы и собиралась поехать дальше, в Вену.
18 января 1908 г. в Мюнхене утром, по пути в картинную галерею Шак-Галерея, она случайно встретила своего знакомого по Мархисси, который передал ей русский паспорт на имя Берки Хайнин (Шайнин) с госпожой «Этой» и дочерью «Сарой» и две купюры по 500 рублей, с просьбой поменять обе банкноты в банке на немецкие деньги. Если при этом потребуется документ, удостоверяющий личность, она должна была предъявить переданный ей паспорт.
Позднее один человек встретил её на улице, название которой она не может назвать, и они договорились о возможной встрече на следующий день на Главном вокзале Мюнхена между 8 и 10 часами утра. Она спросила его, в чём дело с банкнотами, однако господин ответил ей, что все объяснения он даст позднее. Имя этого человека и его адрес она не хотела называть ни при каких обстоятельствах, даже когда на неё был наложен большой штраф. О происхождении обеих 500-рублевых купюр она не имела никакого понятия.
Женщина, называющая себя Сарой Равич, была взята полицией под стражу. Во время личного досмотра женщиной-надзирателем Равич попыталась, снимая туфли и чулки, незаметно уничтожить лист бумаги, разорвав его и засунув обрывки в рот.
Обрывки были отняты, и выяснилось, что на бумаге была сделана карандашная запись на русском языке. Перевод выявил следующий текст:
«7 часов вечера Базель - Цюрих 10 часов 38 минут. Из Цюриха в пятницу в 11 часов 30 минут вы поедете в Мюнхен, прибудете в субботу в 7 часов утра, попросите адрес участников. Они поедут из Штутгарта в Мюнхен и прибудут в 5 часов 6 минут. Из Мюнхена вы вместе поедете дальше в Вену. В Мюнхене не ходите все вместе в буфет 2-го класса. С Восточного вокзала прибытие в Париж в 10 ½ часов. Метрополь, Франц-Иозефштрассе, Тегетхоф, Иоханнсгассе, Кэртнеринг, отель Пост Альтмаркт. Отель Габсбург в понедельник в 10 часов.»
Эта записка позволяет заключить, что Сара Равич (в неустановленный день) выехала из Базеля в 8 часов 50 минут утра и прибыла в Цюрих в 10 часов 38 минут утра; в пятницу 17 января 1907 г. выехала из Цюриха в 11 часов 35 минут вечера из Цюриха и в субботу 18 января в 6 часов 35 мин. утра прибыла в Мюнхен и что 18 января она должна была встретиться на главном вокзале Мюнхена «с участниками», которые в 5 часов 6 мин. вечера прибудут из Штутгарта (откуда они выйдут в 12 часов 47 минут дня).
...
Источники:
Все арестованные принадлежат к одной банде грабителей… Речь о терпеливом народе и ограбление инкассаторов