В первом разделе мы попытались разобраться с тем, что надо учить. Теперь
посмотрим как это можно сделать.
Главная идея, главное условие, которому хотелось бы удовлетворять, если мы
выдумываем курс обучения языку - минимальность:
Как прочитать, прослушать, изучить минимальный объем материала так, чтобы
усвоить нужные нам 2000-3000 слов/способов выражать самые частые идеи?
Главный принцип обучения:
учит любой понятый, небессмыссленный, дешифрованный "input".
Поэтому-то цинично говоря все равно что кидать ученику, особенно молодому -
он, если нечто "на вход" будет поступать. все равно как-то будет учиться.
На этом принципе "все равно" процветает куча разных полуграмотных а иногда
прямо шарлатанских методик: какой-то материал на языке они обеспечивают,
потому "все равно" ученики куда-то сдвинутся, ну и ладно, деньги принесут,
если мы добьемся психологически сверх-важного для успеха коммерческой
компании состояния "feel-good" в ощущениях ее клиента..
Если мы хотим выйти за пределы естественного прогресса и добиться лучшего качества,
важно понять, что можно сделать, чтобы минимум усилий принес максимум результата.
ПОВТОРИМ ГЛАВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, полученные в первой части:
-- Любой "input", если он не бессмыссленный, если он понят, учит.
-- мы однако ищем как при минимуме "на входе" получить максимум усвоения языка
-- язык есть передача смыслов. Все - включая 'грамматику', должно препо-
даваться как выражение неких (элементарных, встроенных в язык и т.д.) СМЫСЛОВ.
Это решает "проблему входа в базу данных" и позволяет пользоваться знанием
активно.
-- Основа знания языка есть знание "слов" (условно вырезанная учителями
"грамматика" есть лишь небольшая часть смыслов, их меньше и их легче усвоить).
-- представление, что есть "слова", которые комбинируются "свободно" друг
с другом (в пределах 'грамматических правил') ложно. Носители языка не
разговаривают и не пишут "словами". Они строят речь, выражение мыслей,
из "кусков", которые больше, чем "слова"
-- необходимо быть знакомым с этими "кусками" вокруг примерно 2000-3000
"самых частых слов", как их определяют по результатам компьютерного
современного изучения реального языка (сотен миллионов до миллиардов
слов текстов и записей разговоров).Это реальное объективное знание, в
отличие от личных мнений составителей учебников и т.д., которые существовали
раньше.
-- на первых ступенях, до достижения самостоятельности, ученику нужно
усвоить по крайней мере 20,000 "смыслов" и "фраз" вокруг примерно 3000
"заглавных слов" плюс информацию об их комбинациях (не обязательно сразу,
можно за 2-3 начальные ступени)
(Ядро языка, самые частые слова имеют особенно много смыслов и применений,
и например повторение такого же усилия на более редких словах привело бы
к изучению тысяч 10 вместо 3х)
Понимание этого заодно показывает, почему постоянно проваливается "грамматический
метод обучения языку" - подавляющее количество информации, которую надо усвоить
совсем не "грамматика". Как ни штудируй "грамматику", обойти неизбежность
знания слов в их "полном описании" невозможно, знание их и есть "знание языка".
В результате люди выучивают язык - через годы - вопреки грамматическим учебникам,
просто потому что за годы, если они мучаясь читают и т.д., мелькая, слова
"сами собой" за счет естественного прокручивания, набьются наконец в память,
пусть и в урезанном виде а не в "полных описаниях".
Теперь еще раз главное: никто не сможет вас "научить" этому,
у вас нет выхода, вы обязаны сами прочитать/прослушать/проделать что-то, что
предъявит вашему мозгу эту объективно определенную информацию. Вопрос лишь в том,
насколько эффективно (месяцы) или неэффективно (годы) вы потратите усилия, чтобы
САМИМ ее ПРОЧИТАТЬ и УСВОИТЬ.
Обучение языку подобно не вкладыванию пищи в желудок, а спорту - только вы
сами в воде можете научитьСЯ плавать. Никто не способен сделать работу за вас.
Вы не можете в принципе оставаться пассивны.
Однако хороший тренер может объяснить как это сделать быстрее, намного быстрее
и оптимальнее.
ДАЛЕЕ, ЕСЛИ фаза предъявления вам информации неизбежна, то возникает естественным
образом два главных способа ее получить:
-- из необработанного потока языка (из книг, текстов, записей и т.д.)
-- либо из "обработанного" языка с прилагаемыми объяснениями.
Давайте ниже рассмотрим эти два метода, добавив к ним затем третий подраздел -
как вы можете активизировать вам предъявленное и начать генерировать, создавать
речь и тексты на языке сами.
ИТАК,
(а) обучение по примерам реального языка (книга, текст)
(б) обучение по объяснениям языка
(в) активизация, самостоятельное использование изученного языка