Про стыд и Дженифер Жакет

Jul 16, 2011 14:41

Одна из насущных и сложных проблем, которую приходится решать каждому человеку и каждому обществу -- это нахождение баланса между интересами отдельной личности и интересами коллектива (общества), в которой эта личность живёт. Потому как, с одной стороны, каждый индивидуум стремится к личной свободе и ценит возможность делать то, что а) хочется и б ( Read more... )

вопрос, социальная психология, выдающиеся женщины

Leave a comment

Comments 30

ochame July 16 2011, 23:32:19 UTC
это противоречие между индивидуализмом и коллективизмом. по чисто экономическим причинам, коллективизм уходит в прошлое (вернее, из-за глобализации мы оказываемся членами огромного глобального коллектива, у которого пока нет какого-то единого стандарта поведения, в то время как наши обычные сообщества разрушаются). кроме того, общественные отношения всё чаще теперь управляются законами, а не "понятиями", поэтому происходит трансформация "стыдно/нестыдно" -> "законно/незаконно".

и да, стыд постепенно исчезает, и в обшестве в целом, и лично для меня ;) я, например, всю жизнь стараюсь по капле выдавливать из себя чувство стыда (в смысле, я не считаю стыд полезным для себя). и считаю что "неудобно на потолке спать".

Reply

turtle_t July 17 2011, 13:16:04 UTC
Да, похоже -- про замену "стыдно/нестыдно" на "законно/незаконно". И про сам процесс, и про его причины.

А по поводу избавления от стыда, я всё-таки думаю, что это смотря чего стыдиться. Скажем, так. Утрата стыда за всякие вещи из сферы личного самовыражения -- это наверное не плохо. А вот стыд за плохое (асоциальное) поведение или плохую работу не хотелось бы ни самой терять, ни чтобы его другие теряли...

Reply

ochame July 17 2011, 17:01:24 UTC
асоциальное поведение и плохая работа влечат за собой конкретные и неприятные последствия, и желание их избежать - гораздо более разумный (рациональный) мотиватор, чем нерациональное чувство стыда. стыд - это рефлекс, social conditioning. имхо, людям мозгами надо думать, а не на рефлексы полагаться.

я бы предпочла чтобы человек воздерживался от порчи воздуха из-за нежелания причинить неудобство другим (или нежелания ухудшить отношение к себе со стороны окружающих), а не из-за того, что ему в дестве вдолбили, что это ужасно стыдно (табу).

Reply

turtle_t July 17 2011, 17:18:56 UTC
Я Вас понимаю, и Ваши рассуждения звучат вполне разумно. И насчёт конкретного примера согласна. Стыдить ребёнка за пуки глупо и вредно для его (её) физического и психического здоровья. Вместо стыжение надо объяснить, когда он(а) уже сможет этот концепт понять, что в присутствии других людей так делать не хорошо и не принято ( ... )

Reply


nizhenjatko July 17 2011, 11:22:55 UTC
я видела такую коробочку в театре в Киеве:
в антракте кофе или чай можно было себе купить таким образом

Reply

turtle_t July 17 2011, 13:10:46 UTC
Ух ты, как здорово! Интересно ещё узнать, работает ли? Ну, и висят ли там глаза :) Надо заметить, что место для эксперимента выбрано правильное -- по идее, среди людей, посещающих театр, процент сознательных и честных должен быть выше, чем в общей популяции.

Reply

nizhenjatko July 17 2011, 14:32:52 UTC
да, ход очень правильный, меня это приятно удивило тогда :)
про картинку наверняка не скажу - глаз не было точно, и вроде висела только афиша

я, кстати, крепко задумалась тогда о том, брать ли чай :) в кармане было на гривну меньше денег, чем того требовали "в коробочку". почти весь антракт и страдала этой мыслью)

Reply

turtle_t July 17 2011, 15:39:22 UTC
Ну, и как, взяли? Я б наверное взяла :) Подумаешь, гривна... Можно ж и не долить чуток :))

Reply


Leave a comment

Up