Где-то уже с полгода назад меня попросили (в форме комментария к посту
про семью и отношения) поделиться, если есть, чем-нибудь «хороше-полезным про подростков почитать».
Я с готовностью согласилась. Думала, накидаю ссылок по-быстрому, и дело с концом - поскольку в последнее время, куда ни ткни, везде публикуются интересные (англоязычные) материалы о подростках и их мозгах, от
New York Times и
TED до
Psychology Today и даже
National Geographic, не говоря уже о многочисленных книжках в
Амазоне. Более конкретные ссылки я и впрямь накидаю в конце, а сейчас попытаюсь изложить сухой остаток того, что сама узнала, сходив по ним. Дело в том, что источники мои англоязычные, а моя «заказчица», насколько я понимаю, не владеет инглишем на уровне, а главное, инфа в них довольно контроверсионная, и интерпретировать ее можно по-разному. Результатами своих попыток разобраться делюсь ниже.
Постановка и история вопроса
Подростковым считается возраст, расположенный между детством и (ранней) взрослостью -- от начала полового созревания до момента, когда человек начинает функционировать как взрослый, примерно от 12-13 до 17-19 лет.
Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь изучать тему -- это фундаментальная дилемма: является ли подростковый возраст объективным феноменом, связанным с биологическими, физиологическими факторами развития, или же это социальный конструкт, определяемый местом (боль-мень развитые страны) и временем (боль-мень продвинутое общество).
Тут уместно вспомнить, что идея выделения подростков в особую группу «уже не детей, но еще не взрослых» возникла всего лишь чуть более ста лет назад, и этому способствовали два связанных между собой социальных сдвига, происшедших в это же время (не везде в мире, конечно, но в той его части, что обычно называется западной цивилизацией): запрет на использование детского труда и введение всеобщего школьного образования.
Интересно, что в наше время, когда все больше людей не ограничиваются школьным аттестатом и идут учиться в вузы, возраст достижения полноценной взрослости отодвинулся еще дальше. Как результат, уже обсуждается идея выделения нового этапа развития: «ранней взрослости» или «развивающейся взрослости» (
Early Adulthood).
Открытия последних лет в области нейробиологии говорят в пользу объективности восприятия подросткового возраста (или отрочества), как особенного периода развития, обусловленного эволюцией. Некоторые авторы даже убеждены, что благодаря ему люди собственно и стали людьми. В пользу такой оценки, в частности, говорит тот факт (основанный на анализе древних ископаемых), что два события произошли одновременно с пред-людьми в процессе превращения их в Homo sapiens: (1) их мозг увеличился до современных размеров и (2) время, необходимое для полного созревания как собственно мозга, так и личности, им обладающей, превысило десять лет. А тот факт, что раньше подростковый возраст «не замечали», говорит всего лишь о том, что человечество само ещё продолжает развиваться - как в моральной, так и в материальной сферах. Грубо говоря, уровень самосознания людей повышается с каждым поколением, и этому процессу сильно помогает не только накопление и распространение естественно-научных знаний, но и банальное повышение общего уровня жизни.
Трудный возраст: стереотип восприятия или объективная реальность?
Главные претензии, предъявляемые к подросткам, можно разделить на три связанных между собой класса: социальное бунтарство, эмоциональная нестабильность и рисковое поведение. Что это: стереотипы восприятия взрослыми подрастающих детей или реальные проблемы, свойственные подростковому периоду?
Первым специалистом, описавшим типичные признаки «трудного возраста», считается (по крайней мере в Штатах) американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл (
G. Stanley Hall), автор двухтомника «Adolescence», вышедшего в свет более ста лет назад (в 1904 году). В нем он красочно описал, как, вступая в подростковый возраст, спокойные и послушные дети внезапно превращаются в монстров: перечат родителям и учителям, демонстрируют резкие перепады настроения, ведут себя импульсивно и крайне неосторожно, что нередко ведет к антисоциальным поступкам и даже преступлениям.
В отличие от основоположника подростковедения, современная психология, не отрицая наличия проблем, скорее защищает переходный возраст от чрезмерной демонизациии, и более того, призывает взрослых, которые вынуждены иметь с ними дело, к пониманию, толерантности и оглядке на себя. Коротко по пунктам обвинения.
(1) Конфликты с родителями и другими взрослыми.
Исследования подтверждают, что конфликтность в отношениях между подростками и их родителями и впрямь повышается, особенно в начале пубертата. Однако в большинстве случаев уровень конфликтности вскоре снижается и сравнивается со средними показателями, ожидаемыми при вынужденном сожительстве взрослых родственников на одной жилплощади. Анализ природы этих конфликтов показывает, что отнюдь не всегда в них виноваты представители подрастающего поколения: родители сами не так уж редко готовы воевать из-за совершенно неважных вещей, типа длины волос и юбок, круга друзей или хобби.
Главное же, многие взрослые бывают совершенно не готовы признать (со всеми вытекающими) простой и важный факт: бунтующие подростки всего лишь выполняют заложенную в них природой социально-биологическую программу, необходимую для успешного функционирования во взрослом состоянии. Методом нажатия на все кнопки они устанавливают независимость от родителей. Отсюда вытекает стратегия разумного родительского поведения по отношению к новоявленным бунтовщикам: вместо ужесточения контроля и эскалации конфликтов, им следует мягко отпускать вожжи, оставаясь рядом для помощи и совета - если попросят и/или понадобится.
(2) Неожиданные и немотивированные (особенно для окружающих взрослых) перепады настроения (с перекосом в негатив) у подростков тоже не миф, а довольно часто наблюдаемое явление, и тоже вполне законное.
Народная мудрость связывает их с гормонами, ответственными за превращение человеческих детенышей в половозрелых особей. Связь эта похоже и впрямь существует, но не прямая. Главный виновник эмоциональной нестабильности - стресс, поскольку подростки переживают физическую перестройку организма, и впрямь вызываемую гормонами. По сути им приходится на ходу привыкать к новому телу и его особенностям - весьма стрессовая ситуация, хоть и обусловленная естественными причинами. Ну, а что чувствуют и как ведут себя люди любого возраста в условиях
стресса, известно (а ежели нет, то сходите по ссылке, и узнаете).
Кроме тела, в подростковом возрасте бурно развивается мозг (об этом подробнее чуть ниже), благодаря чему они начинают понимать тонкие и неоднозначные вещи из мира взрослых, а как известно,
«во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Короче говоря, жизнь у подростков полна стресса и осознания сложности бытия - как тут оставаться спокойными и уравновешенными? Не каждый взрослый справится.
Чем могут помочь человеку, переживающему кризис, его близкие? Универсально действующими средствами: пониманием, сочувствием и реальной заботой. Какие родительские проявления не принесут пользы, а наоборот, осложнят жизнь и самих подростков и их семьи в целом? Вобоще говоря, взрослеющим детям много чего может не нравиться, и вовсе не обязательно, что их претензии к «предкам» всегда законны и разумны. Но вот чего родителям стоит избегать, так это (открытого) раздражения, пренебрежения и отчуждения. Короче говоря, всего того, что и взрослые люди плохо переносят по отношению к себе. Особенно важно подчеркнуть, что подростки видят мир взрослых не просто более ясно, но зачастую еще и под критическим углом зрения, плюс у них появляется особенно чутье на ложь. Так что, кроме всего прочего, родителям следует учиться принимать своих созревающих чад всерьез и не врать им без особой нужды.
(3) Рисковое поведение.
И тут наука во многом соглашается со стереотипами. По сравнению с другими демографическими группами, подростки отличаются самым высоким процентом употребления алкоголя и наркотиков, незащищенного секса и небрежного вождения. По американским данным, число преступлений среди подростков повышается вместе с возрастом примерно до восемнадцати лет, а затем резко падает. Пик употребления алкоголя и наркотиков приходится на чуть более поздний возраст - примерно двадцать лет, после чего тоже снижается. График автомбильный аварий имеет похожий характер с максимумом, сдвинутым еще дальше - на возраст «двадцать с небольшим хвостиком».
В чем стереотипы скорей всего не верны, так это в определении корней повышенной склонности подростков к риску и антисоциальному поведению. Согласно распространенному мнению, они просто не понимают опасности и по дурости считают себя неуязвимыми. Стало быть им надо получше и покрасочней объяснить, чем чреваты выходы из зоны безопасности - они проникнутся, испугаются и больше не будут.
К сожалению, это не так, или хотя бы не всегда и не во всём так. Опрос за опросом обнаруживает, что теоретически они все знают и понимают. В частности, между взрослыми и подростками практически нет разницы в оценках риска ситуаций и поведения - хоть априорных, хоть апостериорных. С другой стороны, уровень рисковости поведения подростков почти не уменьшается после того, как им дают дополнительную информацию на тему - не действуют на них «взрослые страшилки».
Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, надо затронуть тему развития человеческого мозга.
Мозг подростков: социо-эмоциональная нейронная сеть против когнитивно-контролирующей
До самого недавнего времени научный консенсус был таков, что человеческий мозг особенно быстро растёт и развивается в первые годы жизни, и архитектура мозга окончательно оформляется, если не на все сто, то на 95 процентов, к пяти- шестилетнему возрасту.
Исследования последних лет, в частности, с помощью
Функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), обнаружили, что есть ещё один период в жизни людей, когда происходят глобальные структурные изменения в мозге, и этот период приходится как раз на отрочество.
Тут уместно заметить, что, строго говоря, нет такого времени в жизни людей, когда мозг совсем бы не менялся и не развивался. Я имею в виду феномен
нейропластичности, тоже открытый совсем недавно. Раннее детство и подростковый возраст выделяются интенсивностью и «природной запрограммированностью» таких перемен.
Оба эти периода бурного роста и развиия мозга имеют сходные черты, в частности, такую поразительную вещь, как
синаптический прунинг. Если в двух словах, то «прунинг» - это англоязычное слово, означающее подрезку кустов или деревьев, оформление кроны. Применительно к развитию мозга это феномен заметного уменьшения числа нейронных связей, «усушка и утруска» мозга - одновременно с его структуризацией и упорядочиванием.
В периоды, непосредственно предшествующие прунингу, в мозгу закипает работа: ежеминутно в нём образуются новые нейронные связи. Как результат, мозг 12- 13-летних детей в среднем больше мозга их родителей! На следующем этапе, длящемся примерно восемь лет, часть этих связей отмирает, а оставшиеся постепенно покрываются жировым электропроводным веществом белого цвета, называемым
миелин. По-научному этот процесс называется миелинизацией, а его суть может быть описана формулой «лучше меньше да лучше»: по сравнению с «голыми», миелинизированные связи между нейронами функционируют более быстро и эффективно.
К слову, синаптический прунинг и миелинизация - эволюционный механизм развития мозга, присущий не только людям, но и многим животным. Разница в том, что у людей он происходит более масштабно и с более четким делением на две фазы: сначала бурный и как бы беспорядочный рост, а затем обрезка лишнего и приведение в порядок оставшегося.
Судя по всему, различные участки мозга подростков развиваются с разной скоростью. Первой созревает так называемая социо-эмоциональная нейронная сеть (
socioemotional network), важную роль в которой играет
дофамин. В последнее время об этом нейромедиаторе много пишут, особенно в контексте всевозможных аддикций, включая романтическую любовь (вот, к примеру, что я писала пять лет назад:
Любовь под микроскопом ).
Дофамин - «многостаночник», участвующий в регуляции многих процессов в организме людей. В контексте подросткового развития, особенно важно, что он вызывает чувство приятного возбуждения, прибавляет энергию, помогает фокусировать внимание и побуждает активно искать вознаграждение, в частности, получать (заслуженное) одобрение членов социальной группы, к которой мы принадлежим, и/или с которой себя идентифицируем. Так вот, есть резоны полагать, что в подростковом возрасте дофамин активизируется в ситуациях повышенного риска, особенно в социальном контексте. Говоря по-простому, когда подростки (праздно) тусуются в группе себе подобных, у них появляются непреодолимые желания выкинуть что-нибудь эдакое, чтобы кореша восхитились и зауважали, и эти стремления - не просто дурь, а проявление механизмов, выработавшихся в результате эволюции.
К счастью, рисковое поведение подростков постепенно сходит на нет по достижении ими возраста «за двадцать» - когда окончательно созревает «когнитивно-контролирующая нейронная сеть» (
cognitive control network), в функции которой входит рациональный анализ информации, долгосрочное планирование, предвидение отдаленных последствий и контроль за импульсивными порывами. Центральным элементом этой системы является
префронтальная кора головного мозга - участок, расположенный сразу за лобными костями.
Влияние друзей: как оно работает
Большинство взрослых, вспоминая свои отроческие годы, признают, что наиболее безрассудные и отчаянные поступки они совершали не в одиночку, а в компании сверстников. Обычные объяснения этому факту сводятся к двум сценариям: либо в группе есть заводила, дурно влияющий на остальных, либо индивидуумы, наиболее склонные к риску, ищут себе подобных, чтобы куролесить вместе. Очевидно, что оба этих сценария встречаются, но, как показали недавние исследования нейропсихологов, наиболее типичным и распространенным является третий, наиболее простой: само лишь присутствие сверстников рядом резко снижает осторожность и осмотрительность даже у вполне разумных и рассудительных подростков, побуждает их на активный поиск всевозможных залихватских приключений. Надо заметить, что этот феномен касается исключительно подростков. Чем старше они становятся, тем слабее он выражается, и полностью сходит на нет у взрослых.
Результаты экспериментов, выявивших вред от присутствия сверстников на поведение подростков, были
опубликованы впервые в 2005 году, и первая реакция коллег на них была скорее скептической и недоверчивой. Эксперимент был простой: участников случайным образом делили на две группы; те, кто попали в первую группу, играли в видеоигру на вождение автомобиля в одиночку, во вторую - в присутствии сверстников. Оказалось, что степень риска и, как результат, фатальных аварий был существенно выше во второй группе - но только если в качестве испытуемых брались подростки - взрослые игроки рисковали одинаково как в пристуствии, так и в отсутствии наблюдателей.
С тех пор подобные эксперименты неоднократно повторялись, и каждый раз подтверждали первоначальную гипотезу. Недавняя их
вариация показала, что присутствие сверстников побуждает подростков не только больше рисковать, но и сильнее стремиться получить немедленное вознаграждение - пусть даже меньшее, чем если бы они немного подождали. Конкретно, студентам колледжа предлагали выбрать: либо они сейчас же получат за проделанную работу 200 долларов, либо сумма оплаты возрастет до тысячи доларов, но будет выдана через полгода. Оказалось, что число тех, кто выбирали сумму в пять раз меньшую, но немедленную, резко подскакивало, если рядом с ними находились однокурсники.
Наиболее интересный вариант изначального эксперимента был проведен даже не с людьми, а с
лабораторными мышами - впрочем, во вполне человеческой ситуации, а именно: им предоставляли неограниченный доступ к алкоголю. Надо сразу сказать, что так же, как люди, мыши охотно напивались. Тем не менее, объем выпитого мышами-подростками сильно повышался в присутствии мышей-сверстников по сравнению с ситуацией, когда им приходилось пить в одиночку, тогда как взрослые мыши выпивали «свою личную норму» вне зависимости от наличия или отсутствия собутыльников.
Важно отдавать себе отчет, что эксперимент с мышами-пьяницами - это не просто с забавная байка, а показатель того, что рассматриваемая особенность подростков не только реальна, но и, похоже, глубоко вмонтирована в нашу природу, причем, даже не общечеловеческую, а «обще-животную».
Зачем они такие? или Риск и эволюция
Очевидными представляются, как минимум, три аргумента в защиту рискового поведения подростков.
Во-первых, на личностном уровне, готовность и умение идти на риск - исключительно полезное свойство, необходимое для достижения успеха практически в любой деятельности и в любом жизненном сценарии. Кто-то рискует меньше, кто-то больше, но вряд ли хоть кому-то в течение жизни удается избежать элементов непредсказуемости с существенной вероятностью негативного исхода. Мы рискуем, когда решаем, на кого будем учиться, где жить, с кем дружить, за кого выходить замуж, чем заполнять досуг... И это даже в сравнительно мирные времена - риски в периоды кардинальных социальных перемен и гибридных войн и так очевидны. И когда учиться рисковать правильно, как ни в юном возрасте?
Если подняться с личностного на уровень социума, то есть основания полагать, что повышенное стремление к рискованным предприятиям, затеваемым и совершаемым группами юных сверстников, является важным эволюционным приобретением, с помощью которого человечество исследовало и осваивало всяко-разное неизведанное и новое. Так что, по-хорошему, молодым должна быть не только дорога, но и почет - ведь именно благодаря их безрассудству и тяге к приключниям мы, люди, достигли нынешних эволюционных и цивилизационных высот.
Третий аргумент - собственно эволюционный. Как мы помним, эволюция работает так, что шанс передасть свои гены потомкам существенно выше у тех, кто благополучно доживают до репродуктивного возраста. Другими словами, у тех, кто, хоть и рискуют, но им либо везет, либо их риск не заходит за фатальную черту. Беда в том, что современные условия жизни довольно сильно отличаются от тех, в которых развивалось рисколюбие человеческих подростков. Поэтому, например, мало кто из них погибает сейчас от неосторожного лазания по деревьям или карабкания по скалам - именно эти рисковые навыки и умения были необходимы нашим далеким предкам. Существенно большее их число гибнет от неосторожного вождения автомобиля или передозировки наркотиков. Судя по всему, эволюция еще не успела вывести людей с генами разумной езды и устойчивости к химическим аддикциям, так что кое-кому из нынешних молодых подготовлена участь эволюционной выбраковки. Остальным остается уповать на везение и пытаться хотя бы иногда использовать свой и родительский разум.
Что делать родителям?
Как видим, подростковый период - испытание серьезное, и готовиться к нему тоже следует всерьез и сильно заранее, чтобы к наступлению критического возраста среда, в которой будут тусоваться ваши отпрыски, сложилась бы скорей здоровой и конструктивной, нежели праздной и проблематичной. Совсем хорошо, когда у них есть не одна среда, несколько разных и при этом неплохих сред обитания. Из общих соображений, к позитивным средам относятся всевозможные специализированные школы, кружки по интересам, спортивные секции и музыкальные студии.
К сожалению, гарантий безопасности не может дать ни одна среда. И главной опорой и надеждой в жизни подростков остаются родители - несмотря на явную тенденцию к отчуждению от них, которую переживают и еще больше демонстрируют взрослеющие дети. Беда в том, что, как написала авторесса статьи из «Нью-Йорк таймс» о своей дочери-подростке:
«То, что нужно ей, отличается от того, что я думаю, нужно ей. Возможно, так было всегда, но ей потребовалось вырасти, чтобы смочь сказать мне это».
Кроме нужды в понимании и эмоциональной поддержке, у подростков есть и вполне конкретные потребности, обеспечить которые им надо бы помочь. Первейшая и элементарнейшая из них - сон. Подростки в массе своей страдают от недосыпания, и не только по своей вине. Да, они и впрямь склонны по ночам втыкать в планшеты и телефоны, играть в компьютерные игры, смотреть телевизор или проверять содержимое хородильника. С этими милыми привычками надо бороться по мере сил и возможностей. С другой сторны, им объективно становится труднее засыпать из-за того, что в отрочестве настроиваются на новый лад внутренние биологические часы и система балансировки между сном и бодрствованием (
sleep-wake homeostasis). Важная деталь этой настройки - существенное укорачивание фазы медленного сна, предполагаемо связанной с восстановлением энергозатрат и с закреплением осознанных «декларативных» воспоминаний. Сухой остаток: подросткам нужно спать в среднем не менее девяти часов в сутки, а главное, им просто физически необходимо вставать позже, чем детям и взрослым! Американская педиатрическая ассоциация так и пишет на своем сайте:
Дайте им поспать: ААП рекомендует сдвигать начало школьного дня на более позднее время для средне- и старшеклассников - как меру по борьбе с недостатком сна у подростков .
Понятно, что эту проблему невозможно решить исключительно на уровне семьи, без помощи учителей и школьной администрации. Интересно, что по моим смутным воспоминаниям, когда я училась в последних классах харьковской физико-математической шаколы номер двадцать семь, а было это почти уже полвека назад, начало занятий передвинули на полчаса позже, что, к слову, почти решило проблему моих практически ежедневных опозданий. Кто был инициатором и продвигателем этого благого дела, я до сих пор не знаю, но в любом случае это было как-то «не по-советски», или точнее, «по-советски с человеческим лицом» - как впрочем, многое в этой школе.
Кое-какие ссылки на кое-какие публикации
Тексты эти в основном англоязычные, но один хороший русскоязычный текст я тоже нашла.
The mysterious workings of the adolescent brainRebels and the Cause - The Adolescent BrainTeenage Brain is Work in Progress Inside the Teenage BrainA Neuroscientist’s Survival Guide to the teenage brain Вопросы на засыпку:
The Terrible Teens. What’s wrong with them?Why Teenagers Act Crazy?The modern teenager: myth or marvel?Why Teenagers Don’t Talk to Their Parents and What You Can do About it Now With Your Toddler Влияние друзей:
Friends Can Be Dangerous Опасность мозговой травмы:
Teens with past brain injuries more likely to use drugs Про сон и пользу более позднего начала школы:
Let Them Sleep In: Docs Want Later School Times for TeensIt's Time To Let Teenagers Sleep The Way They Want-And Start School LaterSchools wake up to sleepy students and consider later teaching hoursThe Science of Sleepy TeenagersDelay school start times to help young people catch up on sleep И напоследок русскоязычная ссылка, которая правда оказалась переводом с немецкого:
Письмо, которое ваш подросток не может вам написать