История Семиреченского казачьего войска. Леденев. Верный, 1909. Глава 2. Часть 1. 2/3

Mar 18, 2016 15:42

1/3

Тамерлан.

В конце XVI века на развалинах империи, основанной Чингиз-ханом, другой великий азиатский полководец Тимур, или Тамерлан, создает вновь обширную державу.
Пользуясь смутным временем, наставшим в государстве Туклук-Тимура после его смерти, Тамерлан с 1370 года предпринял из Мавераннагра ряд походов в Могулистан.
Победы Тимура*), войска которого дважды, в 1389 и 1390 годах, доходили до Иртыша, однако, не могли дать мира стране; при жизни Тимура и еще долго после его смерти продолжались кровавые распри.

Первое появление в Семиречье калмыков.

Постоянные междоусобия привлекли в страну ойратов или, как их называли мусульмане, калмыков.
[читать далее]Царствовавший в то время здесь и в Восточном Туркестане Вейс-хан (1418-21 гг.) много раз сражался на берегах Или с военачальником калмыков Эсень-тойчжи, дал ему 61 битву, но верх одержал только в одной.
Калмыки в своих набегах доходили до Иссык-Куля и проникали даже в Сыр-Дарьинскую область, и только падение могущества ойратов на востоке (после 1455 года) остановило их прилив в Могулистан.

Появление киргиз-казаков.

В царствование Эсень-буки (1434-62 гг.), второго сына Вейс-хана, в Семиречье, именно на берегах Чу, поселились нынешние обитатели страны киргиз-казаки.
В западной части нынешних киргизских степей в XV веке кочевала тюркская орда, которую мусульманские писатели, со времени властвовавшего над ней в половинеXV-го века Абул-Хаир-хана, стали называть узбеками. Часть узбеков, в числе около 200 тысяч человек с султанами из рода Джучи (старшего сына Чингиз-хана), Гиреем и Джанибеком, поссорившись с Абул-Хаир-ханом, ушла в Могулистан и называлась узбеками-казаками, или просто казаками.
Казаки были приняты Эсень-букой и поселены в Причуйском крае.
В 1472 г. калмыки вновь появились в Семиречье. Их военачальник Амасанчжи-тайчжи, оставивший свою страну вследствие внутренних смут, вторгнулся в Семиречье и на берегах Или разбил хана Юнуса, преемника своего старшего брата Эсень-буки.
_________________
*) Тамерлана.

- 39 -
Юнус был вынужден бежать на Сыр-Дарью, откуда вернулся почти только через три года, уже после очищения страны калмыками, но восстановить в прежних пределах объединенное им перед нашествием калмыков государство, не мог, хотя и возвратил себе большую часть Мавераннагра.

Могулистан. Борьба за самостоятельность.

Вследствие сложившихся политических обстоятельств, Юнус был вынужден большую часть своей молодости провести в Персии, где он получил основательное мусульманское образование. Затем, когда обстоятельства изменились, и Юнус сделался государем, то весьма естественно, что он не мог примириться с кочевой жизнью; всегда он стремился поселиться в каком-нибудь городе и побудить к оседлой жизни хотя бы часть своих подданных. Кроме того, руководствуясь религиозной целью, он понимал, что без изменения образа жизни его подданные никогда не сделаются настоящими мусульманами.
Однако, все усилия его оказались тщетны - городская жизнь казалась кочевникам хуже тюрьмы. Это различие в воззрениях породило немало волнений, и хан, чтобы не быть покинутым своими подданными, не раз был вынужден менять город на степь.
После вторичного возвращения Юнуса к власти, по удалении калмыков, любовь к городской и культурной жизни окончательно одержала в нем верх; он остался жить в городах Мавераннагра, несмотря на то, что, вследствие такого решения хана, большая часть его подданных монголов отложилась от него и признала в 1482 году своим государем второго сына Юнуса - Ахмеда, получившего степное воспитание и строго придерживавшегося монгольских обычаев. Таким образом, Могулистан обратился как бы в независимое государство.
После смерти Юнуса в 1487 году, в качестве государя западной части страны (Мавераннагр, Ташкент) и номинального главы всего государства, с Могулистаном включительно, наследовал старший его сын Махмуд, бывший, подобно своему отцу, культурным человеком. Махмуду, вследствие известной его приверженности к мусульманской культуре, не удалось поколебать престижа Ахмеда в Могулистане, где последний утвердился окончательно. Ахмед успешно отразил новое нападение калмыков, разбив в двух битвах калмыцкого предводителя Тай-чжи-Эсеня, и навел такой страх на них, что они дали ему прозвище «Алача», т.е. убийца.

- 40 -
С 1500 года начались быстрые успехи узбекского хана Мухамеда-Шейбани, который в союзе с Мухамедом овладел Бухарой и Самаркандом, а затем обратил свое оружие против самого Махмуда.
Последний призвал на помощь своего брата Ахмеда. Ахмед, оставив в Могулистане своего сына Мансура, двинулся в Мавераннагр, но в 1503 году был разбит Мухамедом-Шейбани и взят в плен вместе с Махмудом. Эта последняя победа отдала Мавераннагр во власть узбеков. Однако, Шейбани отпустил братьев из плена.
Ахмед вскоре умер, а между его сыновьями, Мансуром и Халил-Султаном, возникло соперничество. Халил-Султан стал во главе киргиз, т.е. нынешних кара-киргиз, занимавших еще и тогда южную часть Семиречья. Здесь к нему присоединился его брат Сеид.

Киргизы (кара-киргизы).

Еще в X веке, во время борьбы карлуков с токуз-огузами, киргизы, обитавшие тогда в верховьях Енисея и призванные, по-видимому, карлуками, появились в Семиречье, а затем овладели и нынешним Аксу.
Возможно, что еще в те времена они заняли часть Семиречья, но когда именно переселилась сюда главная масса киргиз точно до сих пор неизвестно, как, в сущности, гадательно и время первоначального появления их в занимаемой ими стране.
В 1508 году Мансур сразился при Алматы (Верный) с Халил-Султаном; разбитый Халил бежал в Фергану, где и был убит узбеками. Победа Мансура, однако, не привела к занятию им южной части Семиречья, так как Эмир-Вели, начальник войск Абу-Бекра Кашгарского, основавшего в Восточном Туркестане независимое владение, заставил Мансура отступить в Кашгар. Отступая, Мансур увел с собою в Кашгар и киргиз. За время переселения погибло много из киргиз, и только некоторой части их удалось вернуться в Могулистан, где Абу-Бекр позволил им кочевать на южной стороне озера Иссык-Куль.
Таким образом, в описываемое время, южная часть Семиречья оказалась во власти Абу-Бекра Кашгарского, а в северной господствовал уже казакский хан Касим, зимняя ставка которого находилась на реке Каратал.
Казаки, пользуясь борьбой Махмуда и Ахмеда с узбеками, а затем междоусобиями сыновей Ахмеда, распространились постепенно из Чуйской долины в равнинные части Семиречья, вытеснили отсюда монголов и достигли здесь такой степени могущества, что их хан Касим разбил

- 41 -
около 1510 года узбекского хана Мухамеда-Шейбани, в 1512 г. взял Талас и Сайрам*) и разграбил окрестности Ташкента. В то время казакский народ заключал в себе около миллиона человек, и в распоряжении Касима было до 300 тысяч воинов.
В 1514 году брат Халил-Султана Сеид, находившийся после поражения, нанесенного Мансуром Халил-Султану, на службе у Магомета Бабура, основателя империи Великого Могола, начал борьбу с Абу-Бекром и с помощью частью киргиз, имевших во главе Мухамеда, завоевал Кашгар и Яркенд.
Сеид, владея Кашгаром, подчинил своему влиянию и южную часть Семиречья.
Киргиз Мухамед за заслуги, оказанные им в войне с Абу-Бекром, был поставлен Сеидом во главе своего народа, а затем киргизы под его начальством производили постоянные набеги на Туркестан, Ташкент и Сайрам. Набеги эти привели, наконец, к войне с Сеидом. Мухамед в 1517 году был выдан Сеиду собственными людьми, взят в плен и отведен в Восточный Туркестан.
Ко времени описанных событий Семиречье начинает окончательно выходить из-под власти монголов, средоточием которых является уже Восточный Туркестан.
Так как пастбища Восточного Туркестана не могли прокормить табуны и стада монголов, то Сеид, для удержания в своей власти южной части Семиречья, богатой пастбищами, основал в 1522 году постоянный лагерь в долине Кочкара.
Здесь, во главе монголов, был поставлен Сеидом его сын Рашид, а начальство над киргизами было снова вручено Мухамеду.

Киргиз-казакский союз.

В 1524 г. в лагерь на Кочкаре прибыл правитель северной части Семиречья казакский хан Тахир, племянник и второй преемник знаменитого Касима. Тахир искал сближения с монголами против своих подданных, ненавидевших его за жестокость, а точно так же, и помощи против узбеков и мангытов (ногаи). Близко ознакомившись здесь с враждебным отношением киргиз к монголам, Тахир решил привлечь киргиз на свою сторону и следующей зимою уже расположился лагерем неда-
_______________
*) Вблизи и на восток от г. Чимкента. В. Бартольд. «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» стр. 176.

- 42 -
леко от Кочкара; половина киргиз тотчас же присоединилась к нему; началась война. Монголы во главе с Рашидом были принуждены отступить к Атбашу, куда были уведены ими и остатки киргиз с Кочкара и Джумгола, не успевшие присоединиться к Тахиру.
В начале 1526 года к Рашиду присоединился сам хан Сеид, но и соединенные силы монголов не могли противостоять киргиз-казакскому союзу; Сеид-хан был отброшен на Аксай, казаки прошли до рек: Каша и Кунгеса, а киргизы истребили войска Бабачака, владетеля Кучи.

Падение владычества монголов.

Последние события принудили монголов в том же 1526 году очистить Семиречье.
После отступления монголов, Семиречье осталось во власти казаков и киргизов, но согласие между обоими народами продолжалось недолго. Еще в конце 1526 г. Тахир был покинут всеми казаками за то, что убил любимого народом своего брата Абд-ал-Касима, и ему остались верны только одни киргизы. Началась борьба, и хотя в 1529 году Тахир уже снова стоял во главе 20 или 30 тысяч казаков, но восстановить союз ему так и его ближайшим преемникам - не удалось. Распадением киргиз-казакского союза воспользовался преемник Сеида - Рашид. Он заключил союз с узбеками, враждовавшими с казаками из-за набегов последних на Ташкент. В 1537 или 38 году Рашид нанес такое страшное поражение казакам, что в более отдаленных странах разнесся слух о совершенном уничтожении казакского народа.
Власть монголов в Семиречье, таким образом, снова была восстановлена, но только на короткое время. Для борьбы с общим врагом, распавшийся киргиз-казакский союз был восстановлен снова, хотя, может быть, и не в прежних размерах. Абд-ал-Лятиф, сын и наместник Рашида в Семиречье, пал в битве с Хакк-Назаром - ханом казакским и киргизским, а около 1558 года казаки снова угрожали Ташкенту, киргизы - Кашгару. Оба народа, вытеснив монгол из Семиречья, совершенно прекратили сухопутные сношения между Китаем и западной Азией.
Сведения о положении Семиречья во второй половине XVI века, после окончательного падения монгольского владычества, крайне скудны.

Покорение Семиречья калмыками.

Казакский хан Тевеккуль, племянник Тахира, произвел набег на страну калмыков, вследствие чего Семиречье подверглось опустошительному нашествию этого народа. Тевеккуль бежал в Ташкент, где искал союза и помощи

- 43 -
против врагов, но получил отказ. Предоставленный собственным силам Тевеккуль продолжал борьбу с калмыками, постепенно вытеснявшими казаков из Семиречья. В 1594 году он отправил посла в Москву, к царю Федору, предлагая свое подданство. Целью посольства, окончившегося неуспешно, вместе с тем было и освобождение из московского плена Ураз-Мегмета, племянника Тевеккуля, а, быть может, и желание получить помощь русских против калмыков.
Вытесненные из Семиречья казаки вынуждены были, в свою очередь, начать борьбу с узбеками. В 1598 г. Тевеккуль овладел Туркестаном, Ташкентом, Самаркандом и дошел до Бухары, но здесь потерпел неудачу, вернулся в Ташкент и умер в том же году.
Туркестан и Ташкент в XVII веке были центром могущества казаков и оставались в их власти до 1723 г.
Казаки, и в расцвете своего могущества, сдерживаемые с востока и запада калмыками, могли распространяться только на север, где и пришли в соприкосновение с русскими владениями в Сибири, а в 1717 году их ханы Тявка, Каип и Абул-Хаир вошли в сношение с сибирским губернатором князем Гагариным, прося его помощи против калмыков.

Калмыки.

В первой половине XVI столетия Алтан-Хан, могущественный государь племени тумэтов, образовал обширную империю в восточной части Средней Азии и в 1552 году покорил ойратов. Вслед за этим калмыки, распространяясь на запад, вытеснили, около 1556 года, из Семиречья киргиз и казаков. Киргизы нашли себе убежище в Фергане и на Алае, а казаки ушли в нынешние киргизские степи, откуда вели бесконечные войны с калмыками.
В начале XVII века калмыки произвели нашествие на Хорезм*) и дошли до берега Волги.
Со времени хана Галдана, разрушившего в 1684 г. Сайрам, власть калмыков в самом Семиречье уже никем не оспаривалась. В начале XVII века Галдан, первый из калмыцких хун-тайчжи (удельный государь), кочевал в Илийской долине. Наследник Галдана Цэван-Рабтан сделался единодержавным правителем Джунгарского государства и скоро стал опасным врагом для китайцев.
Китайский император Канси потребовал от него восстановления уделов, на что Цэван-Рабтан, конечно, согла-
________________
*) Хорезм - страна по нижнему течению Аму-Дарьи.

- 44 -
ситься не мог и начал войну с Китаем разграблением Хами.
Постоянная вражда казаков и киргиз к калмыкам, ставившая последних в опасное положение в войне с Китаем, создала затруднительное положение Джунгарского государства.
Русское правительство думало воспользоваться таким положением дел и отправило к Цэван-Рабтану несколько посольств уговорить калмыков принять русское подданство, но изменившиеся политические обстоятельства помешали выполнению задуманного.
Смерть императора Канси в 1722 г. уменьшила опасность со стороны Китая, а крупная победа в следующем году над казаками, отдавшая в руки калмыков Ташкент и Туркестан, обезопасила их со стороны казаков.
Приблизительно с этого же времени у калмыков начинает возникать земледельческая культура, занесенная сюда пленными сартами, и развивается торговля с русскими, китайцами, Индией и Мавераннагром.
Преемник Цэван-Рабтана - Галдан-Цэрэн (1727-1745) вел неудачную войну с китайцами и по миру, заключенному с ними в 1739 году, потерял почти половину своих владений; зато на западе ему удалось окончательно сломить казаков и фактически подчинить их себе, хотя последние и считались номинально русскими подданными.
Русское правительство, по этому поводу, посылало к Цэрэну нескольких послов, но миссии их остались бесплодными.
Через несколько лет после смерти Галдан-Цэрэна в государстве калмыков вспыхнули смуты, во время которых возвысился племянник Цэрэна - Амурсана. В 1754 году он поддался китайцам, прося у них помощи против своих врагов. В 1775 году многочисленные войска китайцев почти без пролития крови, в течение трех только месяцев, овладели всем государством калмыков. В том же году Амурсана поднял восстание, усмиренное китайцами в следующем году. Амурсана бежал к казакам. В 1758 году он вновь появился в долине реки Или, но, вследствие намерения казакского хана Аблая выдать его китайцам, Амурсана спасся в русских владениях, где и умер в том же году.
Раздраженные непрекращающимися восстаниями калмыков - китайцы в 1758 г. снова отправили в их страну войско, которое произвело страшное избиение калмыков,

- 45 -
уничтожив навсегда всякие признаки их самостоятельности.

3/3

2, Леденев Н.В., история Семиречья

Previous post Next post
Up