Народы, занимавшие страну перед появлением в ней русских.
После падения Джунгарского государства киргиз-казаки и киргизы снова наполнили Семиречье, где и считались номинальными китайскими подданными, хотя фактически были совершенно независимы. Линия китайских укреплений приблизительно совпадала с нынешней границей между русскими и китайскими владениями. Киргизы (кара-киргизы) заселили левобережную часть Чуйской долины и всю страну к югу от Заилийского Алатау и Александровского хребта, а киргиз-казаки заняли от этих пределов северную часть Семиречья.
Кара-киргизы.
Кара-киргизы, поселившиеся в Семиречье, составляли отделение Тагай правого крыла народа и делились на следующие колена*): [читать далее]Богу - кочевали в бассейне Иссык-Куля и верховьях Нарына; Сарыбагыш - по реке Чу, Большому и Малому Кебинам; Султу - в западной части нынешнего Пишпекского уезда, - по Александровскому хребту Аулиеатинского уезда; Чирик - в бассейнах рек Атбаш и Аксая; Бессыз - частью по реке Нарыну, частью в Фергане; Саяк - по нижней половине реки Нарына, откуда даже временно был изгнан другими родами за озеро Чатыр-Куль. Каждое колено делилось еще на множество мелких родов. В основе быта кара-киргиз лежало родовое начало, почему во главе родов стояли манапы, т.е. родоначальники, власть которых переходила наследственно от отца к сыну. Все манапы считались между собою равными, но в исключительных случаях подчинялись старшему в колене манапу. У каждого манапа было известное число подданных ему семей, по числу которых, собственно, и определялось значение манапа. У самых сильных из них не было, однако, более 500-700 семей. Подданный манапам простой народ называется и до сих пор - «бухара», т.е. чернь. Каждый манап - это тиран, которому принадлежало не только имущество его подданных, но и право жизни и смерти над ними. ________________ *) Н. Аристов. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды и кара-киргиз. СПб, 1895 г. стр. 48 и след.
- 46 - Благодаря равенству манапов, которых было не мало, между ними происходили постоянные ссоры. Более сильный обижал и обирал слабого. Старшие в коленах манапы находились между собою почти в постоянной вражде, а потому грабеж был постоянное и привычное явление среди кара-киргиз. Наиболее удалый грабитель даже пользовался среди них особым почетом и титуловался «батыр». Кара-киргизы и киргиз-казаки жили между собою тоже в постоянной вражде. И здесь набеги, грабежи и разбои составляли, после скотоводства, кажется, единственное занятие обоих народов. Внутренней неурядицей кара-киргиз воспользовалось соседнее с ними Кокандское ханство, образовавшееся в конце XVIII столетия в бассейне Сыр-Дарьи под властью узбекской династии Мин. Кокандские ханы, вмешавшись в междоусобия среди кара-киргиз, постепенно подчинили их своей власти, хотя власть эта, в сущности, была номинальной, и влияние ее было заметно только в родах у кара-киргиз, кочевавших вблизи кокандских укрепленных пунктов; отдаленные же от крепостей роды управлялись почти самостоятельно, а колено Сарыбагыш имело даже своего хана, власть которого признавалась коленами Саяк и Богу. Вся сила кокандцев, удерживавшая в их власти страну, заключалась в постоянном поддержании родовых распрей кара-киргиз: оказывая помощь то тому, то другому роду или колену в их взаимной вражде, и не допуская возвыситься ни одному из них - кокандцы являлись желанными союзниками многих родов. Слабые кокандские войска обыкновенно сидели в своих крепостях, не рискуя без союза с каким-либо родом пускаться далеко от своих поселений для усмирения кочевников. Наиболее сильна была власть кокандцев в Чуйской долине; здесь были расположены их первоклассная крепость Пишпек и укрепленные пункты: Токмак, Аксу - на месте нынешнего села Беловодского и, далее на запад, - Шиш-Тюбе; в горной же стране, на юго-запад от Иссык-Куля, центрами их управления были: укрепление Куртка - на правом берегу реки Нарына, и незначительные укрепленные пункты в долинах рек Нарына, Джумгала, Ат-Баш и на урочище Тогуз-Торау. Сартовские поселения располагались только под защитою перечисленных укреплений и состояли преимуществен-
- 47 - но из разного торгового люда, который если мог разъезжать по стране, - то исключительно только с сильным наемным конвоем кара-киргизских манапов. Вследствие этих причин, кокандские сарты не могли оказать никакого культурного влияния на подвижных и воинственных кара-киргиз.
Киргиз-казаки.
Киргиз-казаки, еще, кажется, со времен Хакк-Назар-хана, изгнавшего монголов, делились на три Орды: Большую, Среднюю и Малую. Малая Орда расположилась в, так называемой, Оренбургской киргизской степи, а Средняя и Большая заняли, кроме соседних областей, и часть Семиреченской. Поэтому, в предлагаемом очерке, будут иметься в виду только те части Большой и Средней Орды, которые расположились в нынешней Семиреченской области. Большая орда, как прежде, так и в настоящее время, занимает среднюю часть области от реки Чу, в нынешних Пишпекском, Верненском, Капальском и Джаркентском уездах, а Средняя Орда - северную часть Семиреченской области, уезды: частью Капальский, весь Лепсинский и Семипалатинскую область. Большая Орда состоит из одиннадцати главных подразделений, или родов, из которых в Семиреченской области располагаются полностью или частями:*) Дулат, в Пишпекском уезде, по правому берегу реки Чу; Албан - левый берег Или, от реки Тургень и перевала Сан-Тас до китайской границы; Суван - правый берег Или - в Джаркентском уезде; Чапрашты, Исты и Сары-Уйсун - в Верненском уезде; Джалаир - между реками Или и Каратал в Капальском уезде. Киргиз-казаков, обитающих в Семиреченской области, нельзя рассматривать как народ только одного определенного происхождения. Несомненно, что в основе их лежит тюркское происхождение, но и остатки народов, для которых, как мы видели раньше, Семиречье являлось более или менее продолжительным, по времени, этапом, не могли исчезнуть бесследно и, нужно думать, что вошли в состав киргиз-казакских орд. Поэтому, тюркская в основе кровь киргиз-казаков, до некоторой, а, может быть, и в силь- ____________ *) Н. Аристов. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды и кара-киргиз. СПб, 1895 г. стр. 8.
- 48 - ой степени, смешана с кровью народов, когда-то владевших этой страной. В быте киргиз-казаков, как Большой, так и Средней Орды, в основе лежало родовое начало, которое прежде, среди этого народа, имело огромное значение, хотя, сравнительно, и не в той силе, как у кара-киргиз. Во главе родов здесь стояли султаны, подчинявшиеся сначала ханам, а затем, со времени появления в стране русских, - старшим султанам. Здесь мы видим те же усобицы, ту же борьбу и вечные набеги, грабеж и разбои, как и в стране кара-киргиз, видим то же самое притеснение слабого сильным и бедного богатым. Весьма понятно, что при таких условиях жизни, среди киргиз-казаков не только не могла развиваться какая-либо культура, но даже самые воззрения их на личность и имущественное право стояли на самой низшей ступени развития. Хотя Китай, со времени уничтожения им Джунгарского царства, и мог претендовать на протекторат на всем пространстве его бывших пределов, но, в действительности, река Или являлась рубежом, к западу от которого влияние Срединной Империи совершенно прекращалось, уступив здесь место власти кокандцев. Завладев долиной реки Чу, кокандцы постепенно распространили свое владение в левобережной части Илийской долины, подчинив своей власти кочующих здесь киргиз-казаков Большой Орды. Центром их управления и опорным пунктом их сил была крепость Таучубек, построенная на притоке реки Или - Каскелен. Властвуя в Илийской долине, - они применяли принципы той же политики по отношению к киргиз-казакам, каких придерживались и в стране кара-киргиз. Хотя власть кокандцев здесь была сравнительно слаба, но, во всяком случае, она являлась более реальной и более сильной, чем влияние китайцев в соседней к востоку стране. Киргиз-казаки Средней и Большой Орды, кочевавшие между рекой Или и горным хребтом Тарбоготай, признавали, до некоторой степени, власть Китая. Но, так как китайцы не имели здесь укреплений и не держали войск, то власть их
- 49 - являлась положительно фиктивной, выражалась главным образом в принятии киргизскими султанами китайских чинов и в выражении ими, от времени до времени, знаков внешнего почтения пограничным китайским властям. Ввиду же того, что китайцы почти никогда не пытались реально осуществить свою власть в этой стране, то кочевникам открывался полный простор, как взаимным, так и внешним грабежам и набегам. При таких условиях даже и власть их собственных султанов не могла быть достаточно сильной, и самое существование ее нередко зависело от случая. Поэтому некоторым киргизским султанам, для спасения власти, нередко приходилось обращаться за поддержкой к своему сюзерену, но, не встречая в должной мере помощи Китая, они, хотя и против воли и желания народных масс, были вынуждены искать защиты и укрепления своей власти на севере у своего могущественного соседа. Такое положение дел в стране явилось одною из главных причин стремления многих султанов принять русское подданство, которое в большей мере обеспечивало им главенство и власть. Боязнь же раздражить сюзерена и навлечь на себя громы Китая, заставляла киргизских султанов, приняв русское подданство, в то же время не порывать сношений с пограничными властями Срединной Империи. Такое положение создавало для киргизской орды вид двойного подданства, и, в свою очередь, как увидим ниже, могло привести к конфликту России с Китаем.
Причины, вызвавшие завоевание страны русскими.
Еще задолго до падения Джунгарского государства, киргиз-казаки вошли на севере в соприкосновение с русской государственной границей, на всем ее протяжении, от реки Урала и до Иртыша. Страна киргиз-казаков, не представлявшая никакого подобия государственного устройства, не имевшая никакой власти, которая могла бы и желала бы сдерживать хищнические инстинкты номадов, являлась крайне беспокойным соседом для русских владений. Бесконечные набеги кочевников, разорявших русские поселения и уводивших в плен русских людей, заставили наше правительство приступить к устройству Оренбургско-Сибирской оборонительной пограничной линии, отделившей русские поселения от кочевников.
- 50 - Начало сибирскому флангу линии по Иртышу было положено еще при Петре Великом, в 1716 году, вслед за неудачной экспедицией Бухгольца в Восточный Туркестан, а затем, устройством укрепленных пунктов в 1752-55 годах между реками Тоболом и Иртышем, Сибирская линия была сомкнута с Оренбургской и, таким образом, получалась непрерывная цепь укреплений, на протяжении почти 3,5 тысяч верст, от устья реки Урала до Бухтарминска на реке Иртыш, состоявшая в 1792 г. из 141 укрепленного поселения, удаленных одно от другого всего на расстояние одного обыкновенного перехода, т.е. не более 25-30 верст. В состав гарнизонов укреплений входило, прежде всего, казачье население, - в котором было более 20 тысяч служилых казаков; в более значительных укреплениях располагалась пехота, к которой придавались драгунские полки, а на важных пунктах и артиллерия, в более или менее значительном числе. Эта единственная, в своем роде, оборонительная линия, поглотившая более чем за сто лет своего существования неисчислимые суммы народных средств, не достигла, однако, своего назначения даже в смысле пассивной обороны границ. Киргизы и в начале XIX столетия безнаказанно производили набеги на русский рубеж, прорывались сквозь линию и, также как в XVIII веке, - угоняли скот, захватывали в плен русских людей и уводили их в рабство. Если наша укрепленная линия не могла защищать русской приграничной полосы от набегов номадов, то внести умиротворение в страну киргиз-казаков она уже, конечно, и совсем не могла. Без внутреннего же умиротворения и без установления сильной власти в самих киргизских степях не представлялось возможности парализовать хищничество кочевников, бывшее постоянной угрозой нашей колонизации и торговле в Сибири. Таким образом, более чем столетний опыт пассивной обороны границ показал полную несостоятельность такой защиты и силою самих сложившихся обстоятельств заставил русское правительство перейти, наконец, к защите активной, т.е. двинуть войска в страну врагов, завоевать киргизские степи, Семиречье, Туркестан и силою оружия внести мир в глубину Средней Азии. Результаты такого благого решения и для русских, и для туземцев уже и теперь на лицо. Конец XIX века в степях лучше всего свидетельствует о культурных пре-
- 51 - имуществах активной политики в Средней Азии. Там, где на просторе безграничных степей, всего полстолетия тому назад, беспрестанно боролся человек с человеком, мы видим мир. Кочевники, населяющие степи и горы этой богатой, чудной страны, прекратили междоусобные войны и обратились к труду. На наших глазах, под влиянием изменившихся условий жизни, совершается ликвидация унаследованных кочевниками привычек. Не стало набегов на поселения русских, не стало прежних ожесточенных кровавых распрей между родами и ордами, исчезли и батыри, руководившие шайками буйной вольницы. Им не стало места там, где грубая физическая сила отжила свой век и уступила место в жизни силе культурной. __________
- 52 -
ИСТОЧНИКИ К главе II части I Истории Семиреченского казачьего войска В. Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. СПБ. 1900 г.
Его-же. Очерк истории Семиречья, брошюра. 1898 г.
Его-же. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. СПБ. 1893 г.
Его же. Отчет о поездке в Среднюю Азию записки Императорской академии наук, т1. №4.
А. Макшеев. Исторический обзор Туркестана и наступательного движения в него русских. СПБ. 1890 г.
Н. Аристов. Опыт выяснения этнического состава кириз-казаков Большой Орды и кара-киргизов.
Гельмольт. История человечества. т. IV. СПБ. 1903 г.
А. Алекторов. Краткая история киргизского народа т. XIV, вып. 3. Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Казань. 1990 г.
А. Талызин. Пишкекский уезд. Исторический очерк (1855 - 1866). Памятная книжка Семиреченского статического комитета на 1898 г. т. II - й.