Ив.Чеканинский. ВОССТАНИЕ. Верненский уезд.

Nov 09, 2020 22:11



Верненский уезд.

Первым открытым выступлением в Верненском уезде было 3-е августа на урочище Ассы, расположенного в 65-70 верстах по вьючному пути через горы от села Михайловского в город Пржевальск.
Выступили призванные на тыловые работы киргизы Кызылбурговской волости. Ближайшим поводом к выступлению послужил приезд в волость администрации уезда, в лице помощника Верненского уездного начальника Хлыновского и почетных лиц Кызылбурговской волости, с целью выяснения подробностей призыва рабочих.
[Spoiler (click to open)]При столкновении был убит один солдат конвоя и три других ранены.
Хлыновский, вместе с бывшими при этом в ауле чинами переписной партии Переселенческого Управления и с 9-ю солдатами, отступил на 25 верст по направлению к селу Михайловскому.
Один из посланных Хлыновским в город Верный джигит с просьбой о помощи, был в дороге убит, другой же благополучно добрался до Верного, после чего на Ассы срочно выслана была Зайсанская сотня Семиреченского казачьего войска под командой прапорщика Бойко и в ближайшие дни, как говорит официальное донесение, „Кызылбурговская волость была примерно и строго наказана”.
Вечером 6-го августа повстанцы появились в 75-ти верстах к западу от города Верного. Одна часть повстанцев из киргиз Кастекской и Батпаевской волостей около почтовой станции Самсы вступила в перестрелку с отрядом приехавшего в Батпаевскую волость Отарского участкового пристава Гилева для составления призывных списков.
Гилев со своим отрядом принужден был отступить в село Казанско-Богородское (оно же Узун-Агач).
7-го августа повстанцы захватили в свои руки весь почтовый тракт от села Узун Агач до станции Курдай, перерезали телеграф, привели в негодность станцию Самсы и отделили рекогносцировку в сторону образованных к югу от тракта переселенческих селений: [11] Сергеевку, Вильямовку, Прудки, Бургунь, Пригородное и ското-промышленным хуторам Дегерес и Болдажан, одновременно предложив разоружиться селениям Казанско-Богородскому, Татьяновке и Самсоновокому.

7-го же августа в селе Пригорном была организована защита прапорщиком Вяткиным. Здесь была оставлена команда Верненской дружины. На станции Отар 7-го и 8-го августа съехались до 40 человек проезжих и несколько прибывших с фронта в отпуск солдат. Защита станции была организована капитаном 22-го Туркестанского стрелкового полка Удинцевым. Вскоре прибыл из города Пишпека прапорщик Маленкевич с 25-ю солдатами и 10-го августа все проезжие, почта и имущество были отправлены к станции Таргап [Смотреть там же, стр.38 и 41. По словам Г. Бройдо “Отряд посланный на Курдай, явился на станцию Отар, и узнал, что все лошади уведены, а ямщеки поехали за ними в степь. Когда вернулись ямщики и превели лишь 8 лошадей, прапорщик окмандовавший отрядом приказал им выстроиться и расстрелял их (сообщение Курдайского старосты). См. “Новый Восток” книга 6, Москва 1924, стр. 427.].
7-го августа, навстречу повстанцам были высланы из Верного оконенные отряды пехоты и добровольцев, а 9-го августа, для подавления восстания, выступили два отряда: - один из роты пехоты и сотни казаков под начальством сотника Бакуревича и другой в составе одной сотни под командой сотника Александрова. Направившись через село Сергеевку в Токмак, первый отряд нанес решительный удар повстанцам Кастекского района, второй отряд удар свой направил на кочевья Батпаевской волости. Насколько жестока была в этих районах расправа с повстанцами можно судить уже по тому, что даже официальное донесение отмечает, что сотня Александрова истребила почти поголовно три аула, а также арестовала заранее установленных главарей [Смотреть дело 39, стр. 11].
Повстанцы таким образом принуждены были, бросая свой скот, юрты и имущество, частью отступить в Чуйскую долину, а частью к озеру Балхашу.
Произвол сотника Александрова продолжался до 18-го августа, когда он вслед за Бакуревичем, через Кастекский перевал, направился на усмирение киргиз, якобы окруживших станицу Самсоновскую.
По официальным подсчетам русское население понесло следующий материальный ущерб: - угнан скот, бывший на выпасе села Сергеевского, организовавшего против повстанцев самозащиту в 200 охотничьих ружей, здесь же потравлены и отчасти сожжены хлеба, разрушены хутора, мельницы и пасеки, несколько крестьян убито и захвачено в плен. В окрестностях селений Кастекского района и по почтовому тракту убито 16 человек: 3 топографа Переселенческого Управления, случайно проезжавший фокусник с сыном и возчиком, 6 крестьян, 2 солдата, шедшие в отпуск и 2-е русских, оставшихся неизвестными. В плен уведено 3 крестьянина (среди них одна женщина), а из проезжих - областной архитектор Пугаченко, чиновник - контролер Киреев и почвовед Ефименко с женою. Пленные после побоев впоследствии были освобождены [Там же, стр.12 и 13]. [12]
С этого времени, т.е. с 18-го августа, Семиреченская администрация считала ‘’киргизский мятеж в Верненском уезде подавленным [Там же, стр.91].

2, 1916, Чеканинский

Previous post Next post
Up