Тяговые подстанции 20-х годов Р. Н. Кохановой - яркий пример супрематической архитектуры Ленинграда

Mar 11, 2010 12:55

Тяговые подстанции архитектора Раисы Николаевны Кохановой созданы по разработанному экспериментальному проекту, рожденному ленинскими планами электрификации страны и поставленной тогда задачей развития нового транспорта для рабочих. Эти подстанции - символ советских утопических начинаний. В них - пафос революционного переустройства мира вообще и переустройства быта в частности, повсеместного отказа от индивидуального в пользу коллективного. Духу нового общества должны были соответствовать новые архитектурные и градостроительные формы: города-сады, ячейки для жилья, фабрики-кухни, пролетарские бани. Идея была такая - вот сейчас электричество пустим в городе, и сразу общество изменится. Или: если мы сегодня повсеместно запустим трамвай, то завтра непременно будем уже летать. Сейчас даем электричество здесь, а завтра - революция во всем мире…

В архитектуре зданий подстанций Кохановой можно найти явное влияние Малевича, может быть Никольского. «Супрематический ордер» угадывается и в здании на Фонтанке, и в зданиях на Можайской и Пионерской улицах. Именно в нашем городе появилась мастерская экспериментального строительства - организованная Малевичем. В основном это были архитектурные фантазии, теоретизирование, вышедшее за пределы плоскости изобразительного искусства. А вот эти подстанции - зрелый плод, фантазия воплотившаяся.



Тяговая подстанция № 9 "Рыбацкая"
Пионерская улица, 7



Тяговая подстанция №15 "Клинская"
Можайская улица, 19

Так называемая "блокадная подстанция" - единственный в центральном районе Петербурга образец производственного сооружения, решенного в приемах конструктивизма, пример ленинградской супрематической архитектуры:



Тяговая подстанция №11 "Центральная" ("Комсомольская")
наб. р. Фонтанки, 3а



Тяговая подстанция №14 "Щемиловская"
Бабушкина, 38



Тяговая подстанция №12 "Лесная"
пр. Энгельса, 11

Есть определенная закономерность, по которой разработана композиция здания: где-то идёт повышение, где-то понижение, не случайны и расстояния между окнами, их ритм, асимметрия. Асимметрия плана - одна из главных особенностей таких построек, которая всегда выдает функциональное назначение постройки: изначально бралось в расчет, что вот есть некие механизмы и аппараты, на которые нужно надеть «чехол». Отсюда рационализм и функционализм этой архитектуры. Обратите внимание на сочетание объёмов, игру повышений-понижений. Если всмотреться, можно увидеть строгую продуманную архитектурную композицию, сочетание простых геометрических объемов. Предельная простота: лаконичные формы, отсутствие украшений, сочетание простейших геометрических объемов. И Коханова применяет очень характерный для Ленинграда того времени декоративный прием: впускает туда цвет, то есть это серое здание, и между окнами красный поясок идет, он имитирует ленточное остекление. Коханова же действительно лапидарна, она сделала чисто функциональное здание. Это не Дворец Советов, не ДК, не фабрика-кухня - она и рисует электрическую подстанцию, для этого она находит определенный язык. То есть это чисто рациональная, функциональная и конструктивная постройка во всех отношениях. Ее стиль художественно очень выразителен, не вся конструктивистская архитектура Ленинграда настолько конструктивистки красива.




архитектон Альфа 1920 год                                        архитектон. Чашник 1920-е



 

супрематизм. Малевич 1915 год



"супрематический архитектон" тяговой подстанции



"супрематический архитектон" тяговой подстанции

Блокадная подстанция представляет собой несомненную ценность с точки зрения туризма, так как находится в зоне основных туристических маршрутов и служит наглядным символом целой эпохи в жизни города, как ни одно другое здание в историческом ядре. Предлагается создать проект оформления фасада блокадной подстанции постоянными иллюстрациями из жизни осаждённого города:




Эскиз оформления СТЕНЫ ПАМЯТИ.



Эскиз оформления СТЕНЫ ПАМЯТИ.

Такие объекты должны привлекать пристальное внимание - это ведь свидетели короткой и яркой эпохи, оказавшиеся на распутье между новаторской свободой, верой в новое будущее - и тоталитарной системой. Тут не нужно строить модную галерею, не нужно строить модный ресторан, можно существующее здание сделать модным.

(На основе интервью искусствоведа Сергея Фофанова Новой газете: http://www.novayagazeta.spb.ru/2009/26/6 )
Previous post Next post
Up