Декорация к спектаклю «Монологи вагины». Фото: Резиновый Клей,
отсюда На постановку прошлого года я не попал - ну, в конце концов, я и не питерский чувак, чтобы успевать на все местные постановки. Зато на показ «Монологов вагины» в ГЭЗ-21 29 июня 2015 года всё-таки удалось выбраться.
Ненормальное слово «авторка» было, увы, произнесено со сцены один раз, но во всём остальном спектакль мне показался безупречным: актуальность высокая, игра актрис - искренняя, постановка... Я вообще не театрал, театр не люблю в принципе, и потому у меня нет даже языка и понятийного аппарата, чтобы описывать режиссуру, но я считаю, что если я смотрел, временами открыв рот, всё время изгибаясь, наклоняясь или выпрямляясь, чтобы что-то увидеть за колышащимися спинами зрителей передних рядов, а не только услышать (слышно было почти хорошо, всё-таки играли в Музее звука), а пару раз чуть не пустил слезу (один раз пустил точно), то значит и режиссура точно в порядке.
Помимо всего прочего - важности разговора о женском «стыдном», необходимости разговора о насилии над женщинами и вообще всей этой давно ожидаемой и всё никак не наступающей «Реабилитации Пизды» (как было указано в программке), меня лично подкупило то, что всё это чистой воды DIY-история: театр непрофессиональный, актрис набирали по объявлению, да и режиссёр только собирается поступать в Театральную академию (ни пуха, ни пера, Соня!).
И при этом катарсис вполне себе прочитывался в реакции публики: например, девицы рядом со мной поначалу делали ещё какие-то циничные замечания, но потом всё больше и больше втягивались, торопливо дублировали друг другу плохо расслышанные реплики, а в целом глядели как и я, во все глаза - открыв рот, развесив уши.
Что такое вагина, надеюсь, никому специально объяснять не надо. Но надо сказать, видимо, что играется этот спектакль по пьесе Ив Энцлер, которая перед тем, как взяться за драматургическую работу как таковую, буквально записывала десятки монологов - женщины примерно от 6-ти до 76-ти рассказывали ей о том, что бы могла носить их вагина, если бы могла сама одеваться (например, красную кепочку-бейсболку с надписью Mads козырьком назад - это выбор шестилетней), о чём она могла бы рассказать, если бы могла говорить... Звучит, возможно, немного странно в моём изложении, но точно достаточно привлекательно для зрителей, которые посмотрели эту пьесу уже на 48 языках народов мира (и это только с 1990-х, когда она впервые пошла в Нью-Йорке).
«Монологи вагины» - это спектакль о человеческом самопознании, о страхе, о нежности, о коммуникации и дискоммуникации, о трудностях взросления, о тщете старения и об ужасе проживания так называемой взрослой жизни, о насилии и о протесте против насилия, это спектакль о поэзии повседневного, это спектакль о наслаждении, это спектакль о смелости и, в общем, это спектакль также и о любви, для кого-то, может быть - в первую очередь о любви.
За игрой 12-ти актрис из зрительного зала следили их мужья и жёны, друзья и подруги. Да и вообще, это был прогон для друзей - регулярные показы в поддержку работы с женщинами, пострадавшими от партнёрского и сексуального насилия, начнутся в сентябре. Но и в целом во время представления в зале было много парочек. Разных парочек. Я опасался заранее: как они будут смотреть в глаза друг другу после спектакля, особенно если в разногендерных парочках есть мужчины. Бар после спектакля - не самый лучший показатель, но бар в ГЭЗе сразу на выходе, миновать его невозможно, так что я, выскочивший туда первым (преимущество заднего ряда), погрузился вскоре в такую мощную волну взаимной нежности, выливающуюся из зала, что невольно попытался спрятаться, уткнувшись носом и очками в «Василеостровское домашнее».
Я думаю, этот спектакль надо посмотреть всем, особенно мужчинам - им он точно будет полезен. Ну а женщинам... Что ж, женщинам он, думаю, просто необходим.
А если в вашем городе или деревне ещё никто не ставит эту пьесу, это не проблема: можно набрать труппу по объявлению, а себя попробовать в режиссуре и директорстве: Ив Энцлер каждый год выдаёт авторское разрешение на постановки «Монологов вагины» в благотворительных целях для поддержки женского движения.
Ну и вот.
С приветом из города трёх революций (и грядущей четвёртой - феминистской),
Влад Тупикин
с 29 на 30 июня 2015 года, Петроград