Довольно забавна тема - как ребенка (в семье, обычно) учат маркировать эмоции словами, и как это потом сказывается на их переживании. Я довольно поздно обнаружила, что эмоцию, которую обычно описывают, как парализующий страх, мои родители толковали как "сомнение". "Сомневаешься? не торопись, остынь, подумай, и тогда решай. что делать". Это, видимо, неплохой вариант. Бывают и не такие удачные. Вообще, как со всеми субъективными переживаниями, мы, возможно, называем одинаковыми словами очень разные ощущения - иногда стоит выяснить, что собеседник подразумевает под, скажем, "страстью" или "обидой"
О, да, маркеры для эмоций - странная вещь. Я заинтересовалась своими эмоциями в подростковом возрасте, когда как раз освоила русский матерный. До этого мои чувства никак не назывались. Поэтому теперь мне очень трудно в терапии: я не могу сказать цензурно, что я чувствую и как мне сейчас. Только матерно. Как будто возвращаюсь в свои 13.
За всеми эмоциями , даже самыми темными (по восприятию самого человека) есть сила. И энергия. Это например как страх...допустим страх беременной женщины за ребенка, за себя. Или не беременной. И этот страх реализуется в чуткость, чувствительность по отношению к себе, ребенку, заставляет женщину прислушиваться, и когда надо полежать, когда надо уделить больше времени и внимания себе, ребенку. Не было бы этого страха...
Добавлю ещё один опущенный момент. Эмоции не только мобилизационные реакции организма, они ещё и ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ мобилизационные реакции организма. Человек не только испытывает страх, он ещё и демонстрирует мимикой, позой, пластикой, звуками, что ему страшно, потому что окружающим важно это знать, это сообщает им а) что рядом возможно есть опасность б) что человек сейчас будет вести себя как человек которому страшно.
А следующая стадия - генерация эмоций именно для демонстрации. "А вот я сейчас каааак обижусь!" и так далее, в таком духе. Причём далеко не всегда это делается сознательно.
Comments 101
Я довольно поздно обнаружила, что эмоцию, которую обычно описывают, как парализующий страх, мои родители толковали как "сомнение". "Сомневаешься? не торопись, остынь, подумай, и тогда решай. что делать". Это, видимо, неплохой вариант. Бывают и не такие удачные.
Вообще, как со всеми субъективными переживаниями, мы, возможно, называем одинаковыми словами очень разные ощущения - иногда стоит выяснить, что собеседник подразумевает под, скажем, "страстью" или "обидой"
Reply
Reply
Reply
А пока подбираю слова, эмоция улетучивается.
Reply
Это например как страх...допустим страх беременной женщины за ребенка, за себя. Или не беременной. И этот страх реализуется в чуткость, чувствительность по отношению к себе, ребенку, заставляет женщину прислушиваться, и когда надо полежать, когда надо уделить больше времени и внимания себе, ребенку. Не было бы этого страха...
Reply
и как раз в тему моих недавних мыслей об эмоциях :)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Добавлю ещё один опущенный момент. Эмоции не только мобилизационные реакции организма, они ещё и ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ мобилизационные реакции организма. Человек не только испытывает страх, он ещё и демонстрирует мимикой, позой, пластикой, звуками, что ему страшно, потому что окружающим важно это знать, это сообщает им а) что рядом возможно есть опасность б) что человек сейчас будет вести себя как человек которому страшно.
Reply
Да, конечно, еще есть информационная роль эмоций - дать знать другим о своем состоянии, это необходимая часть коммуникации.
Reply
Reply
Leave a comment