Вернулся из экспедиции в город, на один день. Город полон слухов о грядущем наводнении, что Амур скоро поднимется на рекордную высоту, что дачные поселки на левом (очень низком) берегу уже все затопило... Однако небывало высокая вода для природы - благо. На Нижнем Амуре заболоченные и заиленные озера снова наполнились водой, обмелевшие протоки стали похожи на полноводные реки. Простор для рыбы и животных, живущих за ее счет... Древние обитатели Приамурья со стародавних времен крайне редко селились в низинах, зная нрав одной из самых великих рек мира. Археологическую разведку - поиск древних поселений - практически бесполезно проводить вдоль левого берега реки. Люди испокон веку селились на высоком правом... Но обо всем по порядку.
Меня часто спрашивают, что я нашел в этих экспедициях, с тайгой, комарами, душно-влажной летней жарой или же всепроникающей и безнадежной холодной сыростью. И если раньше все можно было объяснить романтикой путешествий, соприкосновения с историей и покорения диких мест, то теперь эта романтика стала привычной и растеряла свою энергию. Когда остатки древних кувшинов с орнаментами, каменные орудия, остатки жилищ-полуземлянок становятся привычными, редко что взбудоражит внимание. Ведь археология - реальная археология - во многом тоже состоит из рутинной, зачастую тяжелой работы. Индианы Джонсы и Лары Крофт хороши в кино, но они - не археологи, они грабители могил. И после экспедиций я с большим удовольствием возвращаюсь к цивилизации, от которой в 18-20 лет воротил нос, и ценю простые радости - душ, туалет и холодильник :))
И вот в этой банальности кроется ответ на вопрос - что я нашел в них... Экспедиция - это своего рода погружение в параллельную реальность. Где жизнь течет по совершенно другим законам, и предъявляет тебе совсем другие требования. Когда едешь на Нижний Амур, то погружаешься в атмосферу Дикого Запада в российском варианте, эдакий Дикий Восток, где вместо индейцев - местные народности (ульчи и нанайцы), вместо первопроходцев-пионеров - обитатели уединенных зимовий, и где процветает браконьерство (потому что иначе не на что жить). В селах, раскинувшихся по правому берегу Амура, меня часто посещало чувство тоски и безнадеги, которая иногда читалась в глазах людей. Но, одновременно - какая-то отчаянная лихость, и готовность помочь и поддержать, не требуя ничего взамен. Откровенная дикость в чем-то - и тут же рядом взаимовыручка... Старые моторные лодки, выпущенные в подавляющем большинстве до распада СССР, на которых гордо закреплены новейшие моторы "Ямаха" и "Сузуки", и иметь в этих краях мотор мощностью меньше 60 лошадиных сил - чуть ли не позор (когда в прошлом году у нас был мотор в 30 л.с., местные смотрели на нас чуть ли не с жалостью. Теперь у нас есть мотор в 40 л.с. :)).... В общем, другой мир, в котором, однако, лучше не задерживаться.
Итак, экспедиция. Русско-японской экспедицией исследовалось на предмет наличия древних стоянок и селений озеро Дальжа. Формально добраться до него просто: по Амуру, потом в реку Амгунь, а потом через протоку, соединяющую озеро с Амгунью, в Дальжу. Но... Тут начинается российский абсурд и специфика местной природы. Кто-то где-то вычитал по санитарным правилам, что находиться в дороге больше 12 часов нельзя, вредно для здоровья. А теплоходы-"метеоры", курсировавшие от Хабаровска до Николаевска-на-Амуре, в дороге проводили, если память не подводит, 18 часов. Поэтому этот прямой маршрут с заходом в села из "заботы о здоровье" запретили. И придумали следующее: люди ночью, почти в 24 часа, садятся в автобус (в котором далеко не всегда нормальные кондиционер и кресла), трясутся 6 часов в дороге до "города юности", Комсомольска-на-Амуре, а там, сразу же, пересаживаются на... "метеор" и едут дальше на север. В "метеоре" страшно душно, нет кондиционера
и сильно гудит мотор, но, по сравнению с автобусом, хотя бы можно стоять и передвигаться. Чем эта сложная схема лучше старой - трудно сказать.
"Природные" сложности заключаются в сложнейшей системе проток, соединяющих озера с Амуром. Дорог нет, единственное средство передвижения - моторная лодка. Казалось бы - нагрузил все снаряжением - и вперед. Но... Ближайшее место, где можно заправиться бензином - почти за 100 км от места планируемой базы. Было раньше поближе, километрах в шестидесяти, но на заправочной станции некоторое время назад зарезали заправщицу, и тогда эту заправку от греха подальше закрыли. Ладно, решили вопрос с топливом (крайне острый!), а теперь взгляните на карту.
Попробуйте в этом лабиринте полуозер-полуболот-полурек найти кратчайший путь от поселка Тыр к озеру Дальжа (путь составляет 52 км по полностью безлюдному, насыщенному водой, пространству), если у вас на первых порах нет GPS, а есть только карта из Googla...
Поселок Тыр, в котором мы вышли из "метеора", место примечательное. В XV на тырском утесе китайцы построили
буддистский храм - кажется, самый северный в мире на ту пору. Местные жители не оценили стараний подданных императоров династии Мин, и храм разрушили, и в настоящее время от него практически ничего не осталось. Зато с вершины тырского утеса открывается очень живописный вид на Амур.
У Тырского утеса находится одно из самых узких мест Амура, и, одновременно, глубоких - прямо под утесом глубина реки достигает 56-60 метров, что и позволяет вбирать в себя огромный объем воды, который, впрочем, довольно быстро разливается по равнине, разбиваясь множеством островков на рукава.
А вот здесь, если внимательно присмотреться, можно увидеть посверкивающие на солнце лабиринты-протоки. Так это все выглядит с земли.
Входим в протоки. Вода в протоках, когда стоит штиль, становится подобной зеркалу.
И дальше - скользишь по стеклянно-зеркальной поверхности параллельного мира :)
Вьезжаем в озеро Дальжа
И тут нас ждет сюприз. В полусотне километров от ближайшего человеческого жилья мы обнаруживаем вполне благоустроенную избу, с отдельно стоящей баней, летней кухней-печкой, двумя туалетами (правда, они на улице...) и даже антенной для мобильной связи! Оказывается, что когда семь лет назад на озере Дальжа был создан природный заказник краевого значения, то здесь для смотрителей-лесников создали все условия для жизни. Пять последних лет в заказнике провел один-единственный смотритель. Он, с разрешения главы заказника, пригласил нас разместиться у себя на базе, а не прыгать по болотистым кочкам, отбиваясь от комаров и клещей, в поисках подходящего места для лагеря и палаток... В общем, в бытовом плане это была самая комфортная экспедиция за... очень много лет. А смотрителю, Николаю, которому не хватает человеческого общения - в радость.
У самого берега растут березы и осины, но чуть дальше в лес, и упираешься в стену тайги.
А дальше - работа, у самой этой стены... Сначала - разведка, когда на месте предполагаемого древнего поселения/жилища/стоянки закладыватеся квадратный, метр на метр, шурф. Землю из этого шурфа перебирают и смотрят, есть ли какие-либо следы человеческой деятельности.
Например, вот такие вот следы: нефритовый (?) амулет и керамика с орнаментом
Орнаменты на остатках глиняных сосудов, чашек и т.п. не произвольны. Археологи по этим орнаментам на керамике выделяют целые культуры, в которых присутствовали только определенные темы/узоры. И если при раскопках обнаруживается, что в самых древних (нижних) слоях на керамике одни узоры, а в верхних - другие, никак не связанные с древними, то можно сказать, что сменились археологические культуры, и одна племенная группа пришла на смену другой (я объясняю очень упрощенно, там есть еще много других признаков археологических культур, но орнаменты на крерамике - очень важные). Так вот, разведка показала, что у устья протоки на входе в озеро селились все, кому ни лень - на берегах Дальжи отметились племена, принадлежавшие чуть ли не к десятку разных археологических культур - с эпохи неолита (6 тыс. лет до н.э.) до раннего средневековья. В итоге в шурфах можно было найти мешанину посуды, которую били на протяжении нескольких тысяч лет. При этом по берегам самого озера постоянных поселений не было найдено - только временные, сезонные полуземлянки рыбаков. Все стремились к устью протоки... На фото - стол, заваленный этими черепками и остатками каменных орудий.
А здесь - раскопки целого жилища. Если присмотреться, то в центре можно увидеть, как из земли проступают камни очага, горевшего в последний раз как минимум 1000 лет назад.
А после работы - снова параллельный зеркальный мир...
И снова работа...
И тихое раннее утро...
Ровесник нашей "усадьбы", пес Макар, удивтельно чуткий к ласке и доброму слову. Сторожил раскоп.
Пора домой... И отдыхать под южным солнцем на море :))