Прощение

Aug 01, 2013 14:15

Пытался сегодня понять, почему разговоры о прощении кого-либо иногда вызывают у меня глухое раздражение… Нередко вокруг прощения много аффективного пафоса и религиозной атрибутики. Вот и сегодня прозвучали слова о некоем «радикальном прощении» (о котором что-то где-то уже краем уха слышал), дарующем мир и покой, и что даже есть специальные «анкеты прощения» и «письма освобождения». Мне даже дали посмотреть одно из этих писем. В нем изобиловали слова «Бог», «Вселенная», «Дух», «исцеление», «любовь», «благодарность обидчику», «принятие несовершенства другого», «жизненные вибрации», «обретение здоровья и счастья» и так далее. От всего текста было ощущение какой-то тошнотворной приторности… Ну вот, опять в глухое раздражение.


Отзывается только «принятие несовершенства». Тут же взгляд цепляется за то, что предлагается принять «несовершенство другого»… Думаю о том, что безгрешный, идеальный человек (точнее, считающий себя таким) не может прощать. Он может только отпускать грехи. Для меня это очень разные понятия - прощение и отпускание грехов. В первом случае мы находимся на равных. Во втором случае есть тот, кто наделен властью отпускать, и есть тот, кто зависим.

Кажется, я злюсь как раз на эту подмену прощения отпусканием грехов. Отпускать чужие грехи приятно, потому что и грех не твой, и чувствуешь себя благодетелем, возвышаешься еще больше над бренной землей. Само прощение превращается в великое благодеяние и духовный подвиг... Душишь своей святостью все живое и «неправильное». Отсюда и непременная убежденность некоторых «радикальных прощателей» в том, что прощение непременно приносит с собой любовь и счастье. Ага, простили убийцу-маньяка, который о прощении не просил - и тут же любовь к нему и счастье…

Для меня простить - это просто отпустить, а не заменить злость и гнев «любовью» и «счастьем». «Я больше не держу на тебя зла» - для меня оно так звучит. Прощение - это прекращение негласных обязательств «провинившегося» перед тем, кто прощает. От прощенного не ожидаешь, что он что-то тебе должен: компенсировать вред, искупать вину, вести себя по отношению к нам по-другому. Ничего. А что пришло на смену злости и обиде - это уже другой вопрос, может ничего и не прийти.

Мне кажется, в понятие «прощение» мы включаем как минимум три значения:

Прощение-отпускание грехов. «Я прощаю тебя и принимаю твое несовершенство. Впредь больше так себя не веди!»

Прощение - смирение (когда просто отпускаешь, уходит злость и боль, но отношения распадаются). «Я не держу на тебя зла, но и тепла у меня не осталось…». В смирении много грусти.

Прощение-примирение (когда отношения сохраняются и даже приобретают новое качество). «У меня было очень много злости и боли, но теперь я чувствую, что у меня есть и тепло к тебе».

Возможность прощения (самого себя, родителей, любимых, друзей…) существует, когда соблюдаются, на мой взгляд, следующие три условия:

А) Принятие и признание своего и чужого несовершенства. «Ты в чем-то такой же, как и я, а я - в чем-то такой же, как ты». Чужое несовершенство осознаешь, когда соприкасаешься с чужой жизнью: личной историей с ее радостью и болью. Свое - когда не закрываешь глаза на собственные неприглядные стороны. На то, что сам, например, можешь лгать, предавать, не держать слова (ах да, у нас всегда были на то очень важные причины, и вообще, ложь во благо - это не ложь!). Когда принимаешь неидеальность другого, то приходится признать, что другой человек по отношению к вам может вести себя как угодно. Просто потому, что он не идеальный. Обид будет меньше.

Б) Принятие и признание всех эмоций, которые существуют по отношению к «обидчику» или к «обиженному». Проглоченные злость или стыд не способствуют возможности взглянуть прямо в лицо человеку. Прежде, чем отпустить злость, ее хорошо бы выпустить. Можно выпустить, говоря про себя, про свое состояние и чувства, матерясь, крича - но не стараясь уничтожить и ударить побольнее того, кто это слушает.

В) Прощение-примирение - это процесс двусторонний. Крайне затруднительно примириться с человеком, который пребывает в праведном гневе и жаждет мести и твоего унижения. Или который вообще не видит проблемы… Жажда мести - это жажда увидеть, как другому будет так же сильно больно, как и тебе. А если я уже вижу, что другому не по себе?...

Для прощения/примирения важно не признание «обидчиком» его вины, а признание того, что он тоже переживает от того, что произошло. Если мы настаиваем на том, чтобы другой просил о прощении, извинялся и «виноватился» - мы переходим в режим «отпускания грехов». А мне, например, не нравится, когда кто-то разными средствами пытается заставить меня признать вину (даже если она имеет место быть). «Я виноват, прости меня, я больше не буду!» - очень по-детски, плюс мы наделяем того, кому адресованы эти слова, родительской властью. А вот «я очень сожалею о том, что я сделал» - звучит иначе. Правда, важно еще и то, как эти слова произносятся - вымученно-формально, или искренне.

И, наконец, прощение вряд ли является каким-то одномоментным и обязательным актом. Взял, поработал по инструкции и так далее. Это естественный процесс, тесно связанный с личностным развитием, и ускорять его бесполезно.

Такие вот мои собственные мысли и ощущения по этому поводу. Если у вас есть какие-то соображения о прощении - буду рад почитать.

P.S. Перечитал, и обнаружил, что этот пост тесно связан с еще несколькими, и отчасти повторяет их. Оставлю ссылки для полноты картины:
Восстановить доверие
Ценность отношений
Остаться хорошим

размышлизм, эмоции, общение

Previous post Next post
Up