Ощущение свободы

Jul 20, 2013 20:45


«Я чувствую себя несвободным»… «Мне не хватает свободы в отношениях, меня словно душат…», «Я живу в золотой клетке, и ограничена во всем»… «Я хочу чувствовать себя свободно в общении с женщинами/мужчинами»… Свобода… Это слово часто встречается в разговорах, нередко - в контексте отношений, когда кто-то из партнеров ощущает, что его «лишают свободы». Правда, получается, что другой партнер уже наделен властью даровать свободу или лишать ее. Откуда у него такая власть, если учесть, что власть невозможно присвоить, властью можно только наделить (или признать ее наличие у того, кто на нее претендует?) Да ладно с ней, с властью, это другой, тоже важный вопрос. Я про ощущение свободы хочу поговорить…


Свободу можно понимать как возможность инициации, изменения или прекращения человеком своей деятельности в любой точке ее протекания, а также отказа от нее. Свобода подразумевает возможность преодоления всех форм и видов предопределения активности личности, внешних по отношению к внутреннему (экзистенциальному) Я, в том числе собственных установок, стереотипов, сценариев, черт характера (по Д.А.Леонтьеву)

Еще раз перечитываю общее определение свободы… Свобода как возможность что-либо сделать с тем, что с тобой происходит, причем в любой точке протекания этого процесса… На ум приходит еще одно, близкое определение свободы: это отсутствие внешней структуры. То есть ничто извне не определяет, не структурирует мое поведение, не сообщает, по каким правилам жить и действовать, нет этих НАДО и ДОЛЖЕН. А если эта структура есть (например, государство с его законами), то не она определяет мое поведение и мой образ мыслей, хотя может учитываться мною. Если я свободен в отношениях, то я не обуславливаю свое поведение тем, как на него отреагирует партнер. Разрешаю себе, например,  злиться и выражать злость, потому что я так хочу, и не останавливаю себя из-за того,что на это обижается близкий человек. Делаю что-то вопреки тому, что мне запрещают делать окружающие.

Однако, если опираться только на свое внутреннее Я, свои потребности и желания, нет ли тут чего-то от сумасшедшего или от маленького ребенка? … Есть, пожалуй. Отсутствие внешней структуры придется компенсировать наличием внутренней. Потому что если ее не будет, то получим полного психопата, который игнорирует реальный мир, и действует каждую секунду так, как он хочет, безо всяких ограничений. Тогда поведением могут править тревога, страх, страсть, гнев, эйфория… Нет, для сохранения себя самого важно выстраивать собственную, внутреннюю структуру, свои правила и ограничения. Неструктурированное внутреннее Я состоит из тотального ХОЧУ, игнорирующего чужие  желания и реальный контекст жизни. Я могу выражать злость и делать что-либо вопреки запретам родственников или окружающих людей, но при этом четко осознавать, зачем я это делаю, какие свои ценности защищаю и какие цели преследую, учитывая при этом собственную ответственность и последствия своих действий. Тогда я действительно свободен.

При этом от  внутренней структуры требуется подвижность и гибкость. Можно уцепиться за свои правила и принципы, и держаться за них даже тогда, когда они утратили всякую актуальность и наносят вред. Тогда можно говорить о внутренней несвободе, превращении себя в раба принципов, который игнорирует смысл, заложенный в ранее принятых правилах. Принцип ради принципа, идея-фикс. В жесткой внутренней структуре не чувствуется жизни…

Точку свободы я обнаруживаю между НАДО/ДОЛЖЕН и ХОЧУ, и она концентрируется в  МОГУ.

Я должен сделать это. Ну, должен, так должен, только радости это не доставляет, на душе - тягостное чувство вынужденности.

Я хочу сделать это. Это замечательно, но хотеть можно сколько угодно, и не всегда желание можно удовлетворять сразу, а иногда - это и вовсе нереально.

Я могу сделать это. А здесь я ощущаю себя явно свободнее. Потому что я могу делать, а могу - и не делать. Точка свободы - осознание альтернативы. До тех пор, пока мы не осознаем, что действительно можем что-то делать, а можем - не делать, когда есть только один вариант, до тех пор мы не свободны. Мы рабы обстоятельств или собственных потребностей. А чем больше альтернатив - тем больше степеней свободы. Нередко простое осознание того, что ты реально можешь поступить иначе, приносит очень сильное облегчение. Не знание, а осознание, пробирающее все твое существо, пронизывающее тело ясным и понятным: «а ведь я действительно ТАК МОГУ!»

- Взрослый сын всю жизнь пытался добиться от холодной, отвергающей матери любви и признания, и других альтернатив у него не было - до тех пор, пока он не задумался над тем, что добиться этой любви, видимо, невозможно… ;

- Женщина, одержимая порядком и уставшая от вечной борьбы за «чистоту» со своей семьей, начала обретать свободу в тот момент, когда задумалась над вопросом, а есть ли вообще альтернатива выдраенной до блеска квартире;

- Супруг, не допускавший и мысли о том, что можно разводиться, и ощущавший себя в настоящей кабале, задышал по-другому, когда разрешил себе думать о разводе и осознал (всем своим существом!) его возможность. Разводиться не пришлось…

Осознание наличия альтернатив - начало свободы. Если нет альтернатив - свободы нет. Но это только начало, так как альтернативой нужно еще быть способным воспользоваться. Осознание «Я могу иначе!» приходит вместе с ощущением того, что у тебя есть силы поступить иначе. Не обязательно все делать по-другому, достаточно ясного видения иных вариантов и ощущения того, что ты можешь ими воспользоваться, чтобы почувствовать свободу и измениться в отношениях с людьми и общественными институтами. В противном случае все остается «просто в голове», а дышать легче не станет. А эти «ты ни на что не способен», «это все бесполезно», «нет смысла стараться», "все равно ничего не изменить" и прочая выученная беспомощность выгодна только тем, кого устраивает статус кво.

- Полная свобода - это непривязанность. Мы лишаемся свободы, когда у другого человека есть нечто, что необходимо нам. Это может быть что-то конкретно-материальное, а может быть и другое - любовь, например, или признание от этого конкретного человека. В таком случае этот человек обретает власть над нами. Выход - отказаться от привязанностей и потребности в общении с другими людьми (из присланного мне письма, автор увлекается буддизмом)

На мой взгляд, это уже крайность. Мы все так или иначе зависимы, наши потребности мы можем или игнорировать, или удовлетворять во внешнем мире. Одержимость независимостью, непривязанностью и самодостаточностью - та же самая несвобода. Как и любая одержимость. Мне важны одобрение и признание, но если эти потребности станут доминировать и парализовать меня, не давая и шагу ступить - что-то тут не так с моей свободой и я явно наделил других людей чрезмерной властью надо мной… Гораздо приятнее пребывать в комфортной зависимости, но быть способным выйти из нее, если она станет в тягость.

В общем, если подвести итог, то получается:

- Мы лишаемся свободы, когда у нас нет осознанной альтернативы (выбора)

- Мы лишаемся свободы, когда ощущаем, что у нас нет сил/энергии для реализации альтернатив

- Мы лишаемся свободы, когда у нас появляется идея-фикс, которой мы одержимы

- Мы лишаемся свободы, когда другой человек обладает тем, что мы хотим заполучить от него любой ценой.

Если я свободен в отношениях с другим человеком - я могу вести себя с ним в соответствии со своими потребностями и желаниями. Если я психопат, то этим все и ограничивается. Если нет, и для меня важны отношения с другим, то я прислушиваюсь и к его желаниям и потребностям. И могу удовлетворять их (если это в моих силах), а могу - не удовлетворять. Ощущение свободы для меня - в наличии выбора и сил для его осуществления...

экзистенциальная психология

Previous post Next post
Up