исповедуем, что Бог троится

Dec 28, 2009 16:05

только у нас в уме.
Ведь поклоняемое [нами], невыразимо и непостижимо существующее [как] Единое и [как] Троица созерцаемое, [в качестве первого] постигается в богословии безотносительном и превышающем нас, [в качестве] же [второго] - в [богословии] относительном и соответствующем нам.св. Евлогий Александрийский (пер. из Антологии вост.-христ. ( Read more... )

Leave a comment

Re: p.s. olegvm January 16 2010, 23:22:53 UTC
Понял.

У меня еще один вопрос. Вы у меня там стерли коммент по поводу первородного греха. А Вы с Ларше не согласны в том, что он пишет о "третьем виде греха", который по преп. МИ людьми наследуется, но во Христе его не было.

Reply

Re: p.s. tugodum January 16 2010, 23:36:21 UTC
тонкость в том, в каком смысле "не было".
если в том, что Христос его "излечил" оБожением в самый момент восприятия Им нашей природы (=при бессеменном зачатии Его)--то да, согласен.
а если в том, что Он, в силу бессеменности Своего зачатия, этот "грех" (т.е. удобопреклонность) вообще не воспринял и, соответственно, не "излечил"--то нет, не согласен.

Reply

Re: p.s. olegvm January 17 2010, 06:32:59 UTC
Согласен.

Reply

Re: p.s. orthodox_man January 17 2010, 23:18:56 UTC
Олег, а как тогда свт. Лев Великий?

"Взята была от Матери Господа природа, а не грех. Создан был образ раба без рабского состояния, ибо новый человек таким образом был примешан к ветхому (Еф.2,15; 4,22), чтобы принять истинную сущность человеческого рода, но исключить первородный грех" (Слово II на Рождество Христово)

Reply

Re: p.s. olegvm January 18 2010, 05:48:25 UTC
Сам Ваш вопрос подразумевает, что существует некая здравая человеческая природа вне общения с благодатью. А таковой не существует. Человеческая природа здорова только в общении с благодатью.
Христос от Девы Марии унаследовал природные силы души, а то, что они в Нем в отличие от других людей автоматически не оказались привязанными к чувственным удовольствиям и страданиям, то есть, во Христе не возникла удобопреклонность ко греху, это результат обожения, результат общения во Христе человеческой природы с Божественной.

Reply

свт. Г.ПАЛАМА orthodox_man January 18 2010, 06:11:42 UTC
не обязательно подразумевает, т.к. естество Христос берёт ни от куда иначе, как "от пречистых девственных кровей" (свт. Г.Палама ( ... )

Reply

Re: свт. Г.ПАЛАМА olegvm January 18 2010, 06:26:20 UTC
/не обязательно подразумевает, т.к. естество Христос берёт ни от куда иначе, как "от пречистых девственных кровей" (свт. Г.Палама)./

Не до конца понял, что Вы хотели сказать, но в Богородице человеческая природа тоже не была вне общения с Божественной.
А если бы во Христе, человеческая природа была бы вне общения с Божественной, то есть, Христос был бы обычным человеком, пусть даже и рожденным чудесным образом от Девы Марии, то в Нем возникла бы удобопреклонность ко греху, и чистота Девы Марии этого бы не отменила.

Reply

Re: свт. Г.ПАЛАМА orthodox_man January 18 2010, 07:28:31 UTC
////////А если бы во Христе, человеческая природа была бы вне общения с Божественной, то есть, Христос был бы обычным человеком, пусть даже и рожденным чудесным образом от Девы Марии, то в Нем возникла бы удобопреклонность ко греху, и чистота Девы Марии этого бы не отменила///////////

Наверное я не вижу очевидного (со мной бывает), но почему "в Нем возникла бы удобопреклонность ко греху"? Особенно если учесть, что она не возникла в самой Богородице?

Да и свт. Г.Палама прямо связывает этот вопрос со страстным зачатием (14 и 40 Омилии)

Reply

Re: свт. Г.ПАЛАМА olegvm January 18 2010, 07:38:25 UTC
/но почему "в Нем возникла бы удобопреклонность ко греху"? Особенно если учесть, что она не возникла в самой Богородице?/

Потому что удобопреклонность ко греху это естественное и нормальное состояние для человеческой природы, находящейся вне общения с Богом. Удовольствие и страдание самым естественным образом приковывают к себе внимание душевных сил человека.

/Да и свт. Г.Палама прямо связывает этот вопрос со страстным зачатием/

Это общее место у отцов. Но страстность зачатия подразумевает необщение с Богом человеческой природы в родителях. Зачинающие вне общения с Богом родители рожают детей, находящихся вне общения с Богом. Вот о чем идет речь.

Reply

Re: свт. Г.ПАЛАМА orthodox_man January 18 2010, 08:21:01 UTC
Понятно. Но похоже Тугодум не совсем такими соображениями руководствуется, а руководствуется проосиповскими, мол, "а как тогда "что не воспринято, то не исцелено"?", "он воспринял естество, вследствие падения Прародителей ставшее способным... (и даже удобопреклонным) ко греху" - см. подробнее ветку ниже: http://tugodum.livejournal.com/415062.html?thread=4864086#t4864086

По Тугодуму Христос именно исцелил нечто, что было в природе, соединением с Божеством, в то время как по Отцам Он соприкасается с уже чистой природой.

Reply

Re: свт. Г.ПАЛАМА olegvm January 18 2010, 08:47:32 UTC
/По Тугодуму Христос именно исцелил нечто, что было в природе, соединением с Божеством, в то время как по Отцам Он соприкасается с уже чистой природой./

Тут, смотря под каким углом зрения на это смотреть. Хронологически Дева Мария предшествует Христу. Но с Христоцентрической точки зрения все праведники, жившие до Христа, получили свою праведность и чистоту от Христа. От необщения с Богом человеческая природа излечена во Христе, а все ветхозаветные праведники, Иоанн Креститель и Дева Мария эту излеченность природы получили от Христа.

Reply

свт. Г.ПАЛАМА vs. св. Максим Исп. ? :>) tugodum January 18 2010, 15:24:44 UTC
* по Отцам Он соприкасается с уже чистой природой
------------
у ряда отцов, да, есть такие высказывания.
но в сотириологии Максима Исп. это не так.

Reply

Re: свт. Г.ПАЛАМА orthodox_man January 19 2010, 12:09:43 UTC
//////Потому что удобопреклонность ко греху это естественное и нормальное состояние для человеческой природы, находящейся вне общения с Богом.////////

Почему именно ко греху? Всё-таки вложенные в природу логосы направляют (хоть и не принуждают) силы души к Богу. Понятно, что грань между неукорной и укорной страстностью несложно перейти даже без "помощи извне" (от бесов), но всё же непонятно, почему такое состояние наз. естественным, если оно противоречит самому вложенному логосу?

Reply

Re: свт. Г.ПАЛАМА olegvm January 19 2010, 14:27:16 UTC
/Всё-таки вложенные в природу логосы направляют (хоть и не принуждают) силы души к Богу... почему такое состояние наз. естественным, если оно противоречит самому вложенному логосу?/

В соответствии со вложенными в человеческую природу логосами она должна пребывать в общении с Богом.
Удобопреклонность ко греху является для человеческой природы чем-то естественным только, разумеется, для того противоестественного состояния, в котором человеческая природа пребывает вне общения с Богом.

Reply

Re: p.s. tugodum January 17 2010, 23:30:11 UTC
это св.Льва Вел. надо спросить: а как тогда "что не воспринято, то не исцелено"?
и что он имеет в виду под "первородным грехом".

Reply


Leave a comment

Up