В последний день наших путешествий на автомобиле по Каталонии мы отправились в город Фигерас в театр-музей Дали. До этого мы уже
съездили через всю страну от побережья в Пиренеи, и накануне
покорили гору Монтсеррат. Тогда было ясно и солнечно, а в этот раз погода была к нам неблагосклонна - небо было хмурым, периодически шёл дождь.
Фигерас - родной город Сальвадора Дали. В городском театре Фигераса он впервые выставлял свои картины. Во время гражданской войны в Испании театр был разрушен и стоял в запустении до 1974 года, когда Дали открыл в нём свой музей. Причём главным экспонатом музея является само здание театра, которое Дали превратил в большой "сюрреалистический объект". В нём выставлены в основном произведения самого Дали, а также произведения других сюрреалистов и просто картины из личной коллекции художника. Сам он жил в музее с 1984 года до смерти в 1989.
Вестибюль. Абсолютно ничем не выдаёт то, что будет дальше.
Внутренний двор музея, который раньше был партером театра. В центре двора стоит большой чёрный Кадиллак, на капоте которого приделан постамент с крайне фигуристой бронзовой женщиной. За машиной возвышается колонна из покрышек, которую венчает подпёртая костылями лодка, с которой свисают гигантские капли. На заднем плане за стеклом видна бывшая театральная сцена.
Вот тут сразу можно понять, в насколько необычное место мы попали.
Cadillac Convertible 1941 года.
Женщина - "Великая Эсфирь" (Эрнст Фукс). Впряжена цепями в лодку.
Прозрачный купол над сценой. Кроме костылей лодку держит копия скульптуры "Раб" Микеланджело. На вершину мачты приделан чёрный зонт.
Золотые манекены в окнах, обугленные балки, торчащие из стен и монстры, украшенные черепами, ящиками и рукомойниками и разные другие многочисленные объекты.
В автомобиле нарочито побитые стёкла, сквозь которые можно наблюдать происходящее внутри.
Там сидят манекены - водитель и два пассажира, обвитые плющом.
Внутри машины периодически идёт дождь. Называется всё это "Дождливое такси".
Через боковую дверь заходим в здание и попадаем в узкие коридоры:
Графика Дали.
Сюжет из сборника "Комические песни Пантагрюэля", 1973.
Иллюстрация к книге "Десять рецептов бессмертия", 1973.
Инсталляции:
Крокодил с лампой и нечто с костылём.
"Ретроспективный бюст женщины на фоне тушек фазанов".
"Венера Милосская с ящиками".
Мы ходим по коридорам, этажам, переходим из одного зала в другой и медленно сходим с ума проникаемся атмосферой сюрреализма. Весь музей нужно обойти раза три, чтобы во-первых удостоверится что посмотрели всё, а во-вторых, настроившись на нужную волну, начать адекватно воспринимать окружающую действительность.
Галерея Эвариста Вальеса. Очень характерные лица посетителей.
"Пейзаж с загадочными деталями", 1934. Эта картина была куплена в музей у частного лица в 2011 году более чем за 11 млн. долларов. В центре Ян Вермеер рисует пейзаж, а Дали в детстве - правее на заднем плане.
Зал "Дали д'Ор" с коллекцией ювелирных изделий.
Птица с портретом на голове.
Ювелирные изделия заканчиваются могилой Сальвадора Дали:
Далее несколько залов классического музейного вида с картинами Дали. Когда театр стоял в развалинах, на этом месте был городской рыбный рынок:
Работы последнего периода: "Меркурий и Аргус" (1981), "Воин" (1982), "Путь загадки" (1981).
Ники Самофракийские.
Ранние картины, почти семейный альбом:
"Портрет моего отца" (1921), "Портрет бабушки Аны за шитьем" (1920), "Портрет Аны Марии" (1924), "Фигуры в пейзаже Ампурдана" (1923).
"Фигура со спины" (1925).
"Исчезающие образы" (1938). Девушка с письмом по мотивам картины того же Яна Вермеера, вписанная в портрет Веласкеса.
"Носорожья фигура фидиевского Илисса" (1954). Внизу витрины со "стерео" картинами. Слева "Структура ДНК" (1976), справа "Афины в огне!" (1980).
Чтобы увидеть "стерео", нужно сесть на низкий стул поцентру между двумя картинами, и тогда они с помощью зеркал соединятся в одну:
Сюрреалистические копии фресок Рафаэля - слева "Афинская школа", справа "Пожар в Борго", сливаются в центре.
На потолке - золотой атом водорода. Народ активно снимает на телефоны и трогает картины руками. Искусство в Испании ближе к народу.
"Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941).
Выходим на бывшую сцену театра:
Напротив сразу бросается в глаза "Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна" (1975).
трансформируется обратно:
Вид на внутренний двор.
Пространство под куполом заполнено различными художественными объектами. Нужно провести тут достаточно много времени, чтобы всё рассмотреть. Некоторые инсталляции в музее движущиеся, если кинуть монетку (но меня они не впечатлили).
Экскурсия.
Мотивы Сикстинской капеллы Микеланджело в оформлении.
Громадный задник сцены, написанный для декораций к балету "Лабиринт" (1941) по мифу о Тесее и Ариадне.
В стекле есть дверь, можно выйти под дождь к "Дождливому такси".
Люди по-европейски спокойно располагаются на полу. А некоторые, не замечая, даже на могильной плите в центре сцены:
Античный бог, осьминог, носорог.
Путешествуя по музейному лабиринту приходится по несколько раз возвращаться сюда.
Зал сокровищ.
"Натюрморт" (1924).
"Фигуры, лежащие на песке" (1926).
"Галарина" (1945).
Основной сюжет творчества Сальвадора Дали - его жена и продюсер Гала, Елена Ивановна Дьяконова.
Удивительно некрасивая женщина.
"Атомная Леда" (1949). Иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.
Зал Мэй Уэст:
Комната-иллюзия, сделанная на основе картины "Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты" (1935). (Мэй Уэст - это американская актриса).
"Рай" в голове Мэй Уэст.
Мохнатая Венера и Венера с ящиками и шеей жирафа.
"Оторинологическая голова Венеры" (1964).
Маска со шляпой с встроенными ящиками.
Лицо: губы - диван, нос - камин, глаза - картины с видами Парижа.
К потолку прибита ванная комната.
Чтобы увидеть задуманный образ, нужно в потёмках вскарабкаться по лесенке на конструкцию, увенчанную верблюдом и посмотреть через специальную линзу, подвешенную у него под брюхом.
Зал Дворец ветра, бывшее фойе театра - именно тут в 1919 году Дали впервые выставил свои картины:
Сохранились оригинальные барельефы.
Роспись на потолке.
Спальня. На стене висит гобелен с картины "Постоянство памяти". В левом углу позолоченный скелет гориллы.
Гиперреалистичная женщина из полистирола (скульптор Джон де Андреа).
Голова Фортуны на ложках, свисающая с потолка.
Огромная сюрреалистическая птица внизу лестничного пролёта.
Фигуры из камней художника Антони Пичота:
"Аллегория памяти" (1979).
Вид во двор на лодку с третьего этажа.
Вход в зал Антони Пичота.
Зал шедевров:
"Святой Апостол Павел" Эль Греко.
Репродукция Джоконды с усами, пририсованными Марселем Дюшаном и аббревиатурой "L.H.O.O.Q." (у неё в заду свербит).
"Кладбище" Модеста Урхеля и "Купальщица" Адольфа-Вильяма Бугро.
Картина в шикарной раме.
"Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отражёнными в шести зеркалах" (1977).
Зал Поэзия Америки:
"Поэзия Америки" (1943).
Зал Темпьетто Браманте:
Тёмная комната со стеклянным гробом, в котором лежит "Кибернетическая принцесса" из микросхем.
Копия часовни-ротонды Браманте с ювелирными работами Дали 70-ых годов.
Зал оптических и стереоскопических эффектов:
Ещё пара пар "стерео" картин: "Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры" (1977) и "Стул" (1975).
Чем ближе к выходу, тем картины становились всё более захватывающими. Наверное это потому, что всё-таки на нужную волну в итоге настроиться удалось.
"Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра" (1963).
Зал оптических иллюзий.
Зал Если уж падает, так падает.
Последняя картина, около которой я стоял особенно долго теряя последние связи с реальностью:
"Если уж падает, так падает" (1973). Натюрморт в голландском стиле, купленный художником в Париже и "далинизированный". Он сделал из этого натюрморта аллегорию в знак признательности своему другу, каталонскому философу Франсеску Пужольсу.
После двух часов хождения по музею мы попадаем в заключительный зал - тут никаких инсталляций, загадок и подвохов, это сувенирный магазин.
С квадратной головой от увиденного идём на выход.
(
Если вдруг кому надо - тут есть план-схема музея)
Напротив театра-музея находится церковь св. Петра, в которой Дали был крещён. У входа в церковь тусуется местный сумасшедший.
Фасад музея с манекенами и скульптурами с батонами, костылями, атомами водорода и водолазом:
Справа на постаменте из покрышек виден памятник художнику Мейсонье (всего их там три одинаковых на разной высоте).
В центре площади стоит памятник вышеупомянутому Франсеску Пужольсу:
Инсталляция на стене церкви.
Колокольня.
Вид на музей с другой стороны. Тут здание украшено огромными яйцами и равномерно покрыто золотыми хлебами на красном фоне. Хорошо виден стеклянный купол над сценой.
Идём к машине, которая у нас была припаркована в паре кварталов от театра-музея.
Обычные жилые дома после просмотренной экспозиции кажутся полными скрытых смыслов и художественных образов в переплетеньях труб.
Пышная растительность и ненастоящие аисты.
Наша бесплатная парковка.
День Сальвадора Дали ещё не закончен - мы едем в Кадакес.
Продолжение следует...