История украинской живописи. Иконопись.

Oct 25, 2016 00:30

Искусство России, Украины и Белоруссии, имеющее один корень - художественную культуру Киевской Руси, с давних пор развивалось на основе общих традиций, в тесном взаимодействии, не прекращавшемся и в периоды их временного политического разъединения. Поэтому в истории искусства народов-братьев, близких по языку и территориально, связанных одинаковыми экономическими, политическим и культурными проблемами, которые решались совместными усилиями, есть много аналогичных художественных явлений, родственных стилистических форм.
Но вместе с тем не подлежит сомнению, что каждый из трех народов обогатил общую художественную сокровищницу своеобразными достижениями.
Уже во времена Киевской Руси существовали местные школы иконописи, стиль которых являлся результатом самоопределения формировавшихся украинской и белоруской народностей.

Большая часть земель нынешней Украины с XIV века входила в состав Речи Посполитой, где господствовала римско-католическая церковь, а православное население подвергалось жестоким гонениям. На этих территориях, отторгнутых от Руси, развитие живописи определялось социально-экономическими, политическими причинами, влиянием искусства стран Западной Европы.



Богородица Одигитрия XIV век. Луцк



В борьбе за национальную самостоятельность, принявшей форму отстаивания веры предков, активно участвовали православные общины, так называемые братства, в которых главную роль играли миряне. Самое крупное и влиятельное - Успенское братство города Львова имело права ставропигии, то есть непосредственно подчинялось константинопольскому патриарху.

Но и Папа, и патриарх константинопольский находились достаточно далеко, чтобы устанавливать правила для иконописцев.
Талантливые украинские цеховые живописцы украшали как православные, так и католические храмы, внося своеобразие и самобытность в стиль и оформление. Предпринятая в конце XVI столетия попытка львовского католического епископа запретить православным иконописцам работу в костелах ни к чему не привела.



ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Последняя четверть XVI века. Село Яблунев Львовской области. Обращает на себя внимание своеобразная отделка плаща Иисуса Христа.

В то же время украинские живописцы, постоянно находясь в контакте с мастерами, приезжавшими из Западной Европы, испытывали их влияние и не могли через века в неприкосновенности пронести завещанный Византийский канон. Но все же они к этому стремились и процесс обмирщения иконы, общий для европейской религиозной живописи, в украинской происходил значительно медленнее, чем в польской, хотя и намного быстрее, чем в искусстве России.

Если в городах иконы создавали профессионалы, то в селах и деревнях их обычно писали мастера-самородки, поэтому стиль произведений определялся личным талантом, простодушной верой в реальность чудесного, а отнюдь не правилами, навязанными школой.
Мастера самородки воплощали самобытные черты украинского общества, а их работы были востребованы общиной. Проникающие извне элементы высокого стиля были доступны немногим.

Активизации взаимодействия народного и профессионального искусства на Украине весьма содействовало казачество - особое военное сословие, возникшее в XV столетии и постоянно пополнявшееся крестьянами, бежавшими от помещичьего гнета в низовья Днепра (казачья вольница). Отсюда, постоянно рискуя жизнью, казаки совершали дерзкие набеги на вражеские поселения, а временами воевали и вместе с войском короля польского. На утлых ладьях они доплывали и до турецкой столицы, знаменитой своей историей.

В казацкой среде возникали патриотические, демократические, гуманистические идеи, отразившиеся в украинской живописи. Триумфы казацкого оружия, радость избавления от гнета чужестранцев, надежды на лучшее будущее вызвали к жизни своеобразный стиль, так называемое украинское или Казацкое барокко.



Покров Богородицы (Богородица милосердия). Вторая половина XVII века. Справа портретное изображение Богдана Хмельницкого. Киевская обл.

Во всей чистоте и завершенности он проявился в искусстве киевских мастеров и художников, работавших на украинских землях Левобережья Днепра, в результате казацких войн, воссоединенных с Московской державой в середине XVII столетия.



Покров Богородицы. 1760-е. Справа внизу портретное изображение Петра Калнышевского, кошевого атамана Запорожского войска, Запорожская Сечь.

Памятники Украинской живописи XIV-XV веков разнообразны по манере письма и заставляют вспомнить то балканские, то русские школы иконописи. Однако с XVI столетия в украинских иконах появляются элементы национальной специфики: орнаментированные резьбой или тиснением золотые фоны, изображение народных вышивок на костюмах, детали, наблюденные в окружающей действительности, - типы лиц, элементы пейзажа. Некоторые произведения близки народному примитиву, в других заметно стремление к пластической светотеневой лепке формы. В первой половине XVII века традиционные приемы иконописи постепенно исчезают - художники начинают писать «по-живописному», предвосхищая достижения русских мастеров Симона Ушакова и Ивана Безмина.

Лица Богоматери, Архангела Михаила и других святых в иконах XVII-XVIII столетий отличаются утонченной красотой, мягкостью выражения и неповторимостью индивидуальной характеристики. Художники воплощали в них свои представления о красоте, сложившиеся на основе реальных образов.



Богородица Знамение. Около 1732. Василий Реклинский(?). Работал в первой половине XVIII века в Полтаве и Нежине.

Если в начале XVII века в галицийской школе ведущая роль принадлежала Львову, то во второй половине XVII - первой половине XVIII века на Львовщине было уже несколько художественных школ, выдвинувших крупных живописцев - Илью Бродлаковича, Ивана Рутковича, Иова Кондзелевича, - отличающихся манерой письма и мироощущением. Всеукраинским художественным центром в это время становится Киев, в монастырях которого, в первую очередь в Киево-Печерской лавре, собираются выдающиеся граверы и живописцы.
Однако и в городах Левобережья были художники не уступавшие киевским по мастерству, например, Иосиф Иванович из Лубен, работавшие на Полтавщине Василий Реклинский и Мастер Самуил, семья Боровиков в Миргороде. Портретные фигуры, живо трактованные жанровые сцены из современной жизни, включавшиеся в композиции икон, постепенно сближали их со светской живописью.



Св. Анастасия и св. Ульяна. Середина XVIII в. Конотоп Полтавская обл.

В XVI-XVII столетиях на Украине широкое распространение получает портретный жанр. Это свидетельствует о нарастании разрыва между религиозной и светской живописью. Художники пишут, как светские, так и связанные с погребальным культом портреты, которые в западных областях Украины прибивали непосредственно на крышку гроба, портретные изображения так же появляются на надгробных хоругвях, их создают и специально для храмов.



Погребальный портрет Анастасии Жакевич 1794

Портреты, крепившиеся на гроб, лишенные дополнительных деталей, запечатлевали с возможно большей точностью черты лица умершего, а написанные на хоругвях и для храмов прославляли его военные и общественные заслуги, благочестие, щедрость по отношению к церкви, все, что могло служить примером для подражания будущим поколениям. Стремление отразить все это и выдержать стилистическое единство с иконами, декоративной резьбой иконостаса, и всем пышным убранством определяло репрезентативность композиции, традиционные позы, аксессуары, наличие эпитафий. Лица художники копировали с прижизненных портретов, если они были, или писали с родных покойного, на него похожих.

Кроме того на Украине появляется еще один особый тип портрета, образцы которого можно встретить и в других странах (в России, например, он назывался парусной). Яркая декоративность, плоскостность изображения, застылость поз, протокольная точность воспроизведения индивидуальных черт лица отличают его от портретов, писавшихся специально для церквей или связанных с погребальным культом.

В ряду подобных памятников портреты казаков выделяются изысканностью стиля, в котором есть неповторимый «восточный привкус».
В некоторых портретах XVIII столетия привлекает лирико-психологическая трактовка образа, в других - декоративный эффект, в большинстве же - непосредственность взгляда на натуру, отсутствие идеализации и стремления «подправить», приукрасить внешность портретируемого - стремления, столь обычного в практике выучеников художественных академий того времени. Именно такие работы отражают быт и нравы казацких полковников и сотников, отличавшиеся брутальностью и патриархальной простотой, демонстрировавшие приобретенные богатства и поддельные родословные, свидетельствовавшие об их «древнем аристократическом» происхождении.

Иконы все реже пишутся с соблюдением византийской схемы, меняется стиль, меняется композиция. «Покров Богородицы» из села Сулимовка - яркий образец такого отступления. На этой иконе привлекают внимание портреты казацких старейшин, выписанные кистью искусного портретиста. Лишь в отдельных случаях в основе религиозной композиции лежит византийская схема, но не она, а реалистические элементы изображения, мажорный колорит, изысканная декоративность были социальным заказом.



Покров Богородицы. Первая половина XVIII. Деталь: портрет наказного гетмана Павла Полуботка. Село Сулимовка.

Развитие портретной живописи, реалистической по своей природе, существенно меняет характер украинской иконописи. Иконы конца XVII, и особенно начала XVIII века, звучные и чистые по колориту, напоминающие драгоценные эмали, выделялись на фоне золота и затейливой резьбы иконостасов, радовали глаз зрителя, тешили его фантазию множеством знакомых жизненно-конкретных подробностей и отнюдь не звали отрешиться от «суеты мирской».



Покров Богородицы. Первая половина XVIII. Село Сулимовка.
Творения лучших мастеров века дают исчерпывающее представление об украинском барокко зрелого периода. Оригинальность композиции, пышность нарядов и обстановки, множество портретных лиц, детали, написанные с натуры, реалистический рисунок - все это подходит скорее для картин, украшающих интерьеры дворцов, нежели церквей. Странным образом портрет жены гетмана напоминает образ св. Ульяны.
Со второй половины XVIII века украинские художники стремились получить профессиональное образование в Петербургской Академии художеств, а наиболее талантливые обычно оставались работать в столице. Родом с Украины были такие выдающиеся портретисты, как Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Ранние работы Боровиковского выполнены всецело в традициях миргородской школы, выходцем из которой он является.

Дальнейшее развитие живописи на Украине продолжает тенденцию секуляризации. Происходит расширение тем, интересующих живописцев. Появляются и развиваются новые направления, художники пока еще робко осваивают социальную тему. Обо всем этом в следующих статьях.

на основе текста "Живопись Украины" Изд-во "Аврора" 1975

искусство, ukraine, Украина, культура, деятели искусства, культурная война, живопись

Previous post Next post
Up