История украинской живописи II. Живой отклик на общественную жизнь

Oct 28, 2016 11:07

Итак, в очень кратком обзоре украинской живописи мы продвинулись к концу XVIII началу XIX в.



Костанди Кириак Константинович. Цветущая сирень.

Если ранее в украинской живописи доминировала тенденция на сближение профессиональной и народной живописи, то с XIX века прослеживается обратный процесс.

Народная живопись того времени характеризуется распространенным сюжетом о «казаке-мамае». Это обобщенный, поднятый до символа образ народного героя, который, очевидно, сформировался в народном искусстве в более ранние периоды.



"Казак-Мамай". Украинская народная картина XIX век.

Уровень профессиональной живописи повышается за счет того, что украинские художники получали специальное образование в том числе в Петербургской Академии художеств, где преподавание велось по строгим правилам.
Но такое образование было доступно не каждому. Судьбы талантливых художников и поэтов из народа зачастую складывались трагично.



Георгий Мелихов. Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова

Такова была судьба Т. Г. Шевченко, родившегося крепостным. Лишь в двадцатилетнем возрасте, благодаря усилиям группы деятелей русской и украинской культуры, он был выкуплен из крепостной зависимости.



Георгий Мелихов. Молодой Тарас Шевченко у художника К. П. Брюллова. 1947 год.

Об этой картине хочется сказать отдельно, хоть она и относится к более позднему периоду. Мелихов - советский украинский художник - делает главным героем картины молодого, почти юного Тараса Шевченко, видимо недавно приехавшего с Украины. Детали одежды говорят именно об этом. Поза молодого человека выдает его застенчивость и простоту. Но самое главное здесь - это лицо и глаза юноши. Как тонко и с любовью Мелихов изображает чистые, ясные глаза Шевченко, открытый, почти детский взгляд. Как мастерски переданы и плохо скрываемая робость, и восторг перед знаменитым тогда Брюлловым, и робкая надежда быть оцененным.

Простому юноше из народа добиться признания было нелегко, путь к нему был тернист и зачастую оставлял в сердце неизгладимые рубцы и обиду на несправедливость жизни. И во многом это определило дальнейший жизненный путь Тараса Григорьевича Шевченко.

Получив образование в Петербургской Академии художеств, Шевченко мог бы стать успешным художником, но он выбрал путь борьбы. Этот великий народный поэт, революционер-демократ за свои взгляды, революционные стихотворения был сослан рядовым солдатом в закаспийские степи. Он пробыл в ссылке десять лет, а возвратившись не прожил и четырех. Тем не менее имя Т. Г. Шевченко занимает почетное место в истории русского и украинского искусства.



Тарас Григорьевич Шевченко. Киево-Межигорский монастырь. 1843 г.

Как график он создал необычайно острые и яркие произведения критического реализма, подобных которым еще не было ни в украинском, ни в русском искусстве (серия рисунков «Притча о блудном сыне»). Гуманными чувствами проникнуты его жанровые картины из жизни украинского села.



Тарас Григорьевич Шевченко. Крестьянская семья. 1843 г.



Тарас Григорьевич Шевченко. Портрет Анны Ивановны Закревской. 1843 г.

Мощный талант Шевченко, отточенный и развитый профессиональной школой, позволил ему раскрыть образ украинского народа гораздо более ярко и сочно, чем это было доступно художникам самоучкам. В то же время внимательный взгляд художника-гуманиста отражал реальность со всей ее порой неприглядной и трагической полнотой, заставляя зрителя задаваться неудобными социальными вопросами.

Во второй половине XIX века в украинской живописи главенствует демократическое направление. Сельский быт и природа становятся любимыми темами большинства художников. Пейзажи С. И. Светославского очень близки по настроению картинам А. К. Саврасова. Миниатюрные, проникновенно-поэтические и весьма изысканные по валерам пейзажи писал И. П. Похитонов.



Иван Павлович Похитонов. Зимние сумерки. 1886 г.

Любимыми мотивами П. А. Левченко были навевающие щемящую грусть убогие села и городские задворки.



Петр Алексеевич Левченко. Село зимой. 1891

Но исподволь развивалось и направление обличавшее социальную несправедливость. Те художники, которые стремились отражать реальность во всей ее полноте, сталкивались с нею достаточно часто, становясь не только художниками, но и мыслителями.
Таким был и Иван Иванович Соколов.

Журнал "Русский худжественный листок" в 1860 году писал:"Соколов умеет выбирать такие сюжеты для своих картин, которые невольно заставляют нас видеть в нем мыслителя, и человека нам современного, и художника, выпестованного российской природой, и такого, что черпает из нее как из источника, свои поэтические вдохновения".



Иван Иванович Соколов. Проводы рекрутов.

Многие украинские живописцы участвовали в передвижных выставках 1900-х годов, в частности тонкий колорист К. К. Костанди и Н. К. Пимоненко, картины которого пользовались популярностью, а их автор был удостоен звания академика.



Николай Корнильевич Пимоненко. Жатва на Украине.

Революция 1905 - 1907 года дала украинским мастерам новые темы. Ю. Р. Бершадский одним из первых создал типичный образ героини этих пламенных лет.



Юлий Рафаилович Бершадский. Революционерка (Думы). 1906

Великая Октябрьская революция, принесшая социальное и национальное освобождение народам царской России, открыла широчайшие возможности для возрождения и расцвета их художественных культур.

В первые послеоктябрьские годы в украинском, как и во всем советском изобразительном искусстве, главенствующее место занимают новые, рожденные революцией, массовые агитационные формы, однако и станковая живопись, главным образом портрет и пейзаж продолжает развиваться. Тематические картины в эти годы редки, так как революционная действительность во всей широте и глубине ее проявлений еще не была осознанна большинством художников.

Пройдет пять-шесть лет и в середине 1920 годов ведущее место в украинской живописи займет тематическая картина.

советская живопись, культурная война, социалистический реализм, соцреализм, ukraine, искусство, Украина, культура, живопись

Previous post Next post
Up