История украинской живописи III. Советская Эпоха

Oct 31, 2016 11:04

Разнообразие тем, сюжетов живописи 1920-х годов и средств их воплощения свидетельствует о настойчивом стремлении определить основные принципы подхода к новой, быстро развивающейся жизни, выработать метод ее художественного освоения. Вклад украинских живописцев в формирование творческого метода социалистического реализма очень весом.



Яблонская Т. Н. за работой над картиной "Хлеб"


Этот метод в современном капиталистическом мире закономерно осмеивается и затирается, но именно он во многом определил подлинно гуманистическую основу советского искусства той эпохи. Как и у всех других, у этого направления есть свои особенности.

В украинском, как и в русском советском искусстве (вспомним, к примеру, полотна К. С. Петрова-Водкина и А. А. Дейнеки тех лет), уже тогда в 20-е годы, обнаружилась тенденция наделить станковую живопись чертами монументальности. Сюжет и композиция картины не просто повествуют о каком-то событии, а изобразительными средствами раскрывают смысл происходящего.

Живые, яркие человеческие эмоции обращены на высокие цели. Это выводит живопись на новый уровень обобщения и философского осмысления процессов социальных, политических, экономических а в итоге и смысла человеческой жизни.

Художники решали эту задачу по-разному.

А. Г. Петрицкий, известный как яркий и самобытный художник театра, в 1924 году написал картину «Инвалиды» («Мать»), в которой юношеские воспоминания автора о страданиях и силе духа народа во время первой империалистической войны выражены на холсте кистью зрелого мастера. Лишенная повествовательности, очищенная от бытовых подробностей, картина подлинно монументальна. В глубоком психологизме образов, в строгой продуманности композиции, в драматически насыщенном колорите, в суровой материальности живописи крупнейшего произведения Петрицкого-станковиста словно переплелись традиции великих мастеров прошлого и нового времени.



Петрицкий А. Г. Инвалиды (Мать). 1924 г.

Традиционную для украинской живописи крестьянскую тему по-новому и так же в монументальном плане решил Богомазов А. К. в картине «Правка пил»: композиционно-пластические средства и декоративно воспринятый цвет создают здесь впечатляющий образ труда-праздника. Художник подчинил единому ритму всю композицию, свежеокоренные колоды, сияющие на ярком солнце и отливающие всеми цветами радуги стальные полотнища пил. Он мастерски построил пространство, в глубине которого поднялись срубы новых хат. Но инновационная работа с красками не отвлекает внимания от образов тружеников, чьи сильные руки, узловатые, привыкшие к работе пальцы выписаны художником с реалистической точностью. Богомазов разрабатывал теорию применения в живописи спектрально чистого цвета и к уже существующему множеству художественных течений хотел прибавить еще одно - «спектрализм».



Богомазов А. К. Правка пил. 1926 г.

Важная роль в истории украинского советского искусства 20-х годов принадлежит художникам, развивавшим на новой основе реалистические демократические традиции русской и украинской живописи второй половины XIX - начала XX века. В. М. Коровчинский, автор картины с лаконичным названием «Крестьяне», создал выразительные, запоминающиеся образы жителей села. Каждая деталь картины имеет свое, определяющее весь замысел, значение. Одежда и позы крестьян, их глаза и руки раскрывают перед зрителем все грани крестьянской жизни ее тяготы и радости. Весь замысел состоит в том, чтобы выразить и осознание каждым человеком на селе ответственности за урожай, и радость от того, что их успехи в сельском труде, сделают легче и радостнее жизнь целой огромной страны. Эта включенность каждого человека в общую хозяйственную жизнь во многом и обеспечила мощный экономический рост СССР, названный позднее «экономическим чудом».



Коровчинский В. М. Крестьяне. 1927 г.

К началу 30-х годов в украинскую живопись приходят новые герои - индустриальные рабочие. В картине молодого тогда живописца Ю. Х. Садиленко «Сталевары», воспринимающейся как фрагмент большой монументальной композиции, они предстают могучими, полными внутреннего достоинства и бушующей жизненной силы.



Садиленко Ю. Х. Сталевары. 1930 г.

В 30-е годы советские художники окончательно утверждаются на позициях соцреализма.

Один из основоположников советской батальной живописи Н. С. Самокиш, завершая и обобщая многолетний труд над полотнами об исторической битве под Перекопом в 1920 году, создает лучшее из своих произведений - картину «Переход красной армии через Сиваш». Средствами традиционной панорамной баталистики художник передает огромный размах и напряжение боевой операции, в результате которой молодая Красная армия разгромила Врангеля и освободила Крым от белогвардейцев.



Самокиш Николай Семенович. Переход Красной армии через Сиваш. 1935 г.

В ином, присущем ему монументально-эпическом плане решает героико-революционную тему Ф. Г. Кричевский. Его картина «Победители Врангеля» - яркое воплощение неодолимой силы народа, поднявшегося на защиту не только и не столько экономического интереса, сколько своего человеческого достоинства от угнетателей. Именно поэтому лица героев полны гордости за свои победы в революционной борьбе.



Кричевский Ф. Г. Победители Врангеля. 1934 -1935 г.

Увлеченный размахом созидательного труда советских людей, К. Д. Трохименко, на протяжении десяти лет работавший над произведениями о строительстве Днепровской гидроэлектростанции (преимущественно над пейзажами панорамного характера), пишет картину «Кадры Днепростроя». И здесь Трохименко проявляет себя как мощный колорист. Нежные краски неба и облаков разливаются по картине, отражаясь на задорных лицах рабочей молодежи.



Трохименко К. Д. Кадры Днепростроя. 1937 г.

Величие трудовых дел советского человека отразилось и в пейзажной живописи. Цикл акварелей А. А. Шовкуненко «Днепрострой», знаменовал собой утверждение в украинской живописи нового жанра - индустриального пейзажа.



Шовкуненко А. А. Строительство здания гидроэлектростанции. 1931 г.

Новыми чертами, вызванными историческими переменами в жизни крестьянства, обогащается и сельский пейзаж. Об этом свидетельствуют полотна Н. Г. Бурачека «Дорога в колхоз» и Г. П. Светлицкого «Колхоз в цвету».



Светлицкий Г. П. Колхоз в цвету. 1935 г.

Продолжаются в это время и творческие поиски мастеров портретного жанра, где социалистический реализм так же укрепляет свои позиции, и где на место нарумяненных, увешанных драгоценностями, белоруких и таких беспомощных героинь приходят полные естественного очарования и преобразующей жизненной силы героини из простого народа. - «Настя» А. М. Черкасского.



Черкасский А. М. Настя. 1935 г.

В предвоенные годы в украинскую живопись пришла большая группа молодых живописцев, смело взявшихся решать сложные творческие задачи.

Многие из них позже составят славу украинского советского искусства, некоторые навсегда останутся авторами одной картины: они падут смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны. Единственная картина Ф. Ф. Кличко «Г. И. Котовский разоружает банду Матюхина» дает представление о живописном мастерстве и художественном темпераменте автора, одного из многих, кого наша страна потеряла на полях сражений с фашистскими захватчиками. Кто знает, каких бы высот достигли они, не вернувшиеся к мирной жизни и творчеству?

Во время Великой Отечественной войны, когда Украина была оккупирована гитлеровцами, художники - и те, кто на фронте с оружием в руках защищал Родину, работал во фронтовой печати, и те, кто трудился в тылу страны, - своим искусством помогали советскому народу, осуществлявшему невиданную, предельную мобилизацию всех сил.



Виктор Григорьевич Пузырьков. Киев в оккупации. 1942 г.

Сразу после Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов, украинская живопись вступает в пору активного роста, вызванного общим подъемом экономики и культуры страны, одержавшей великую победу и принявшейся за восстановление разрушенного хозяйства, и быстрым поступательным движением всего советского искусства конца 30-40-х годов. Рядом с мастерами старших поколений работают молодые художники, вышедшие на самостоятельный творческий путь накануне войны и в военные годы, когда не прекращали свою деятельность художественные институты республики, эвакуированные вглубь страны (в качестве Украинского отделения они входили в состав Объединенного института Всероссийской Академии художеств). Многие украинские живописцы 1940-х годов становятся ведущими мастерами советского искусства. Их произведения, наряду с полотнами художников других республик, определяют основные тенденции развития советской живописи тех лет.

Особенно волновали живописцев две темы: героизм и мужество советских людей в эпоху испытаний и тема мирного творческого труда. В картине «Черноморцы» Виктор Григорьевич Пузырьков выступает талантливым живописцем, певцом героизма защитников Родины, тонким знатоком человеческих душ. Это непревзойденное по мастерству мариниста, построению композиции, психологизму образов полотно поражает своей силой и мощью, оставляя неизгладимое впечатление у зрителя.



Виктор Григорьевич Пузырьков. Черноморцы. 1947



Петр Тарасович Мальцев. Штурм Сапун горы. 1958

Тема труда ярко воплотилась в картине Александра Григорьевича Максименко «Хозяева земли». И особенно - в полотне Татьяны Ниловны Яблонской «Хлеб».



Александр Григорьевич Максименко. Хозяева земли. 1947 г.



Татьяна Ниловна Яблонская. Хлеб. 1949 г.



Рабочие и колхозники - создатели материальных и духовных богатств страны - предстают в произведениях М. М. Чепика «Высотники», В. И. Зарецкого «Лен берут (Портрет звеньевой П. Сыроватко)», В. П. Хитрикова «Творчество», М. И. Вайнштейна «Земля (Портрет механизатора, Героя Социалистического труда А. Гук)», Г. М. Глюка «Лесорубы».



Чепик М. М. Высотники. 1960 г.



Зарецкий В. И. Лен берут. 1960 г.

Как внимателен автор к происходящему на его глазах действу. Как удивительно точно переданы образы женщин. Какой внутренней силой и спокойствием светятся их загорелые лица. Особая роль в этой картине отведена рукам тружениц. Всё в образе героинь заставляет проникнуться уважением и преклонением.





Глюк Г. М. Лесорубы. 1954 г.





Хитриков В. П. Творчество. 1971 г.



Вайнштейн М. И. Земля. 1972 г.

В ряды ведущих советских мастеров жанровой картины в послевоенные годы становится Сергей Алексеевич Григорьев. Его работы, в частности «Прием в комсомол», посвящены молодежи, вступающей в жизнь. Коллективная жизнь, влияющая на формирование человека, начиналась для советской молодежи с самого раннего возраста, пробуждая в ней чувства товарищества, ответственности, развивая творческую мысль, прививая сознательное отношение к своей стране. Взрослые, прошедшие дорогами испытаний и войны помогали и вели молодежь по пути становления.



Григорьев С. А. Прием в комсомол.

Снова и снова обращаются украинские живописцы к истории Советского государства, по-новому осмысливают и раскрывают подвиг народа, построившего первое в мире социалистическое государство. Новый мир, где безраздельная власть капитала, шкурный интерес, жажда наживы, борьба за местечко потеплее уступили место совместному творческому труду, коллективному освоению природных богатств, новых человеческих взаимоотношений на основе искренней дружбы и братства.

Какими были первые шаги на этом пути ярко показывают такие полотна как «Первая комсомольская ячейка на селе» В. А. Чеканюка, «Первые коммунары» Г. С. Васецкого, «Шаг Века» А. А. Туранского, «Собирались отряды юных бойцов» В. В. Шаталина.



Чеканюк В. А. Первая комсомольская ячейка на селе.





Васецкий Г. С. Первые коммунары.



Туранский А. А. Шаг века.



Шаталин В. В. Собирались отряды юных бойцов.

По-новому переосмысливают живописцы и содержание народных традиций и проявлений, как внешней формы глубинных культурных оснований. Философский вопрос их всеобщности и универсальности поднимается в таких картинах как «Жизнь идет» и «Копны» Яблонской Татьяны Ниловны.
«Копны» раскрывают нерушимую и гармоничную взаимосвязь земли и человека.



Яблонская Т. Н. Копны.

«Жизнь идет» - это народный гимн преемственности поколений, который утверждает идею бессмертия рода человека-труженика, неистребимость могучего корня, от которого этот славный род берет свое начало. Мотив этой картины сильно перекликается с замыслом фильма Довженко «Земля».



Яблонская Т. Н. Жизнь идет.

Стилистически живопись Украины тех лет совершенно неоднородна. Одни художники ищут новые средства художественной выразительности, другие работают в традиционной манере.
Романтический пафос традиционного направления ярко выражен в таких картинах как «Бабье лето» Л. Л. Пушкаш. «Ярмарка в Косове» и «На полонине» Леонид Ильич Чичкан, «Подруги» Т. Н. Голембиевской, «Ехал казак на войну…» М. И. Кривенко.



Пушкаш Л. Л. Бабье лето.



Чичкан Л. И. Ярмарка в Косове



Чичкан Л. И. На полонине.



Кривенко М. И. Ехал казак на войну.



Голембиевская Т. Н. Подруги.

В завершении можно сказать, что украинская живопись той эпохи действительно социалистическая, утверждающая гармонию и красоту народной жизни, в которой формируется неутомимый человек-творец, готовый на благо будущего не только обрабатывать землю, но в великой борьбе покорять новые просторы, осваивать космическое пространство, преобразовывать себя и свою жизнь. Все это было бы невозможно без связи с народными корнями, без коллективного труда и без взаимного уважения людей друг к другу. Смелое утверждение, что счастье выглядит именно так, тут, думаю, будет вполне уместно.
на основе текста "Живопись Украины" Изд-во "Аврора" 1975

советская живопись, СССР, деятели искусства, культурная война, социалистический реализм, соцреализм, советский труд, ukraine, искусство, soviet art, Украина, культура, труд, живопись

Previous post Next post
Up