Итальянский гуманизм во взглядах его первых представителей

Jul 10, 2016 18:35

Прошлый пост на тему проблем гуманизма представлял на суд читателя очень краткое описание общественно-политической и экономической обстановки в итальянском городе-коммуне Флоренции, которая считается колыбелью гуманизма и Возрождения.



Не смотря на то, что Флоренция не была в то время единственным городом-коммуной в Италии, ее путь развития вполне можно считать уникальным.

Демократические инструменты управления и резкий почти взрывной рост производительных сил обеспечили городу высокий уровень производства. Основой промышленности Флоренции были выделка шерсти и сукноделие. Этим занимались старшие цехи.

Обилие товаров, шедших на экспорт, способствовало развитию торговли, что в свою очередь приводило к росту прибылей и увеличению благосостояния города. Двадцать один флорентийский цех участвовал в хозяйственной жизни города. Такая мощная цеховая структура была только во Флоренции. Даже Милан, ставший военно-стратегическим центром, и предприимчивая Венеция не могли соперничать в уровне производства с Флоренцией.



Герб цеха Калимала

Едва сбросив оковы феодального гнета, города-коммуны оказались в ситуации становления капиталистических отношений, основой которых служил капитал.
Богатеющее пополанство - предприимчивые выходцы из городской среды - начали занимать все более значимые позиции. Это были в основном представители старших цехов: купцы, ростовщики, шерстяники.

Их образ жизни требовал формирования вполне определенных черт характера. Это и авантюризм первооткрывателей, и гибкая предприимчивость, и любознательность и стремление к познанию нового. Но наряду с этим возникла и оборотная сторона социального характера. Это и преклонение перед капиталом, и пренебрежение этическими нормами, и презрение к народным массам, стяжательство и алчность, любовь к чрезмерной роскоши.

Коммерция предполагает дальние путешествия, контакты с другими культурами, сложные морально-этические конфликты, в которых проверяются на прочность нравственные установки человека. И не всегда старые нормы выдерживают натиск соблазнов и сомнений.

Новая форма жизни побеждала на практике, демонстрировала все больший успех по отношению к феодализму, и все большую независимость по отношению к католической церкви. Ценности жирного пополанства вступали в конфликт с ценностями религиозными и дворянскими.

Борьба, как известно не бывает без жертв, и общество оказалось в ситуации тектонических сдвигов в области морально-этических норм. Ситуацию почти революционных сдвигов невозможно оценивать мерками устоявшегося уклада. Поэтому со стороны старых порядков приход к власти нарождающейся буржуазии расценивался, как хаос. Способствовало этому и поведение самих новых хозяев жизни. Они все более погружались в пороки, разврат, роскошь, все более отрывались от народных низов, и усиливали гнет эксплуатации.

Феодализм, сам по себе не идеальный разлагается, подталкиваемый созревающим народным самосознанием, но здоровые идеи человеческого достоинства, свободного труда и коммунизма вскоре вытесняются идеями буржуазных верхов, которые к тому же не прочь породниться со старыми угнетателями - знатью.

В то же время разорившиеся гранды заискивают перед сколотившими состояние купцами.

Слова болонского нотариуса Бене ди Болонья, сказанные им в начале XIII века, можно с равной справедливостью отнести и к Флоренции:

«Но иногда случается, что даже бароны ставят раньше имена купцов, ибо сами они гуляют босыми и ходят пешком, купцы же разъезжают на колесницах и на конях, ибо святейшая в наши времена вещь - величие богатства».

Нельзя, конечно, утверждать, что в предыдущие эпохи власть денег была слабее, но в описываемый период это вызывало наибольшее возмущение и в силу изменившегося самосознания человека, и на фоне демократических порядков в городе.

Величию богатства не могло сопротивляться и духовенство, что сослужило дурную службу церкви. Однако роль церкви, как морального компаса, как источника определенного мировоззрения, была еще достаточно сильна.

В таких условиях, когда старые нормы теряют свое значение, а борьба становится все более неуправляемой, социум оказывается под угрозой уничтожения. Многие образованные граждане Флоренции очень хорошо это понимали. В том числе и Данте Алигьери (1265 - 1321). Великий поэт, которого считают предтечей гуманизма уже в своей «Комедии» с горечью говорит о переменах в обществе вообще и во Флоренции в частности. Он говорит о падении нравов, о воцарении алчности, необузданной грубой силы, преступного стяжательства, праздности, роскоши и разврата, которые распространяются все шире и поражают человека все глубже. Он тонко чувствует этот раскол и страстно желает дать ответ на этот вызов. Он ищет обоснований для морально-этических норм.



Вся «Комедия» пронизана одной идеей: каждый получит по заслугам. Праведники - неописуемое блаженство, грешники - муки ада. Церковь является для Данте основой будущего спасения. Поэт изображает ее аллегорически в виде прекрасной, но поврежденной колесницы, обещая, что она обязательно будет восстановлена в своем первоначальном великолепии. Роскошь и невоздержанность автор осуждает на примере одежды богатых флорентийцев.

Флоренция, меж древних стен, бессменно
Ей подающих время терц и нон, (колокол монастыря «la Badia»)
Жила спокойно, скромно и смиренно.
Не знала ни цепочек, ни корон,
Ни юбок с вышивкой, и поясочки
Не затмевали тех, кто обряжен…
На Беллинчоне Берти пояс был
Ременный с костью…
На Нерли и на Веккьо красовалась
Простая кожа, без затей гола…

Дважды в «Комедии» автор упоминает эпикурейцев. В первом случае он помещает в ад тех, кто как Эпикур верили в смертность души.

Здесь кладбище для веривших когда-то,
Как Эпикур и все, кто вместе с ним,
Что души с плотью гибнут без возврата...

А во втором случае оспаривает их утверждение, что «Любовь оправданна всегда».

За Данте следует Петрарка. И если Данте, включая в свое мировоззрение элементы античности, поэтически усиливает этим образ церкви, образ сверхъестественных сил, то Петрарка в еще большей степени обращает свои взгляды на античность. Хотя уже не на ее богов, а на ее общественных деятелей, таких как Цицерон, Аристотель, стоическая философия, позже и меньше - Платон.



Франческо Петрарка (1304-1374) по праву считается основоположником итальянского гуманизма. Мыслитель, философ, общественный деятель, поэт. Автор множества лирических сонетов, трактатов, писем, диалогов, инвектив.

Франческо Петрарка родился в Ареццо в семье изгнанного из Флоренции юриста Пьетро ди Паренцо. Детство его прошло в имении матери - Инчизе а в 1311 году он переехал в Авиньон.

Здесь он освоил латынь, познакомился с малоизвестными тогда трактами Цицерона, которого будет называть своим отцом, начал читать Вергилия, которого назовет своим братом.

Отец отправляет Франческо обучаться в Болонский университет, но тот после смерти отца оставляет учебу, возвращается в Авиньон и вступает в духовное звание.

6 апреля 1327 г. в авиньонской церкви св. Клары поэт впервые видит Лауру, на долгие годы ставшую его музой.

В 1342 и 1347 Петрарка берет уроки греческого языка у Варлаама Калабрийского, который в это время находится с миссией в Авиньоне. Уроки проходят в форме чтения и комментирования диалогов Платона. Взгляды Варлаама Калабрийского известного своей горячей полемикой в отношении христианских догматов с Григорием Паламой не могли не наложить свой отпечаток на мировоззрение Петрарки.

В 1343 году Петрарка пишет сочинение «Моя тайна или Книга бесед о презрении к миру», в котором, по мнению исследователей, прослеживается влияние сочинения Варлаама «Этика согласно стоикам».

В 1347 году Петрарка поддерживает восстание римлян под руководством Кола ди Риенцо, надеясь на воссоздание Римской республики. Тяжело переживает неудачу и бедствия римского народа.

Петрарка известен своей критикой принципов церковной морали, падения нравов духовенства. Его «Письма без адреса» внесены в Индекс запрещенных книг. В этом своем сочинении Петрарка осуждает поведение папы Климента VI, обвиняя его в эпикуреизме.

Но Петрарка не утерял духовную связь с христианством. Он, как и Данте, считал, что церковь должна справиться с противоречиями, которые вызывают падение ее авторитета, более ясно сформулировать и неопровержимо обосновать свои нравственные правила, пересмотреть искаженное, унизительное отношение к человеку, которое противоречит учению Христа. «Сама человеческая природа будет соединена с божественной так же, как у того, кто был Богом и стал человеком».

Вся жизнь Петрарки - это поиск ответов на вопросы, которые ставит перед ним его эпоха. Современная ему схоластика не давала ответов, она постепенно исчерпывала себя, как источник знаний о человеке, о его природе, о нормах жизни для человека. Для того, чтобы получить эти ответы и не ошибиться, Петрарка обращается ко множеству учений, учителей и источников. Он обращается к наукам, наиважнейшей из которых он считает философию, которая: «…является даром божьим, путеводной нитью всех добродетелей и очищением от всех пороков…госпожой и учителем всех наук».

Петрарка считал, что познав свою природу человек, станет жить согласно с нею и, благодаря этому, общество станет совершеннее и добрее. Все науки имеющие отношение к нормам жизни человека и общества, были важны для Петрарки. Он выделял историю, но не признавал медицины, то есть естественных наук, считая второстепенными те знания о человеке, которые эти науки открывают.

Представления о счастье Петрарка связывал не с наслаждением или удовольствиями, не с богатством, но с доблестью и добродетелью (Virtus), которые были основными темами для почти всех ранних итальянских гуманистов.

«Ибо если одна только добродетель делает душу счастливой, - что доказали и Марк Туллий, и многие другие часто самыми вескими доводами, - то совершенно ясно, что ничто другое не удаляет человека от счастья, кроме того, что противоположно добродетели».
«Вероятно, потому, что тот, кто в самозабвении предается непрерывным
наслаждениям, никогда не вступит на путь добродетели»…
«Юность обманула меня, молодость увлекла, но старость исправила меня и опытом убедила в истинности того, что я читал уже задолго раньше, именно, что молодость и похоть - суета…»

Петрарка в «Письме к потомкам» признается: «От всякого рода соблазнов я всегда держался вдалеке не только потому, что они вредны сами по себе и не согласны со скромностью, но и потому, что враждебны жизни размеренной и покойной».

Кроме того, что Петрарка искал знаний о человеке, он так же искал способы вдохновить человека на добродетельную жизнь.

«Не отрицаю, Аристотель учит, что такое добродетель, но побуждающих и пылких слов, которые подталкивают душу и воспламеняют ее любовью к добродетели и ненавистью к пороку, то чтение не имеет или имеет в самой незначительной степени».

Особое место уделяет Петрарка в своих трудах понятию благородство.

Как и большинство его последователей, он утверждает, что благородство не наследуется, но приобретается доблестной и добродетельной жизнью.

Очень подробно эта тема раскрывается в сочинении «О средствах против всякой судьбы» «De remediis utriusque fortunae» 1360-1366
«Формула завещания имеет силу только в отношении ничтожнейших вещей». То есть только в отношении материального.

Роскошь Петрарка осуждает:

«Я чувствую: все есть в этом образе жизни, что от безобразных капризов может довести до глубокого несчастья. Чего не даст утонченность пищи и питья, кроме пресыщенности и чванства? А вот Август Цезарь, который, как ты догадываешься, мог бы жить чуть-чуть роскошнее тебя, как о нем рассказывают, очень мало употреблял еды, и то самой простой. Я умолчу о том, чем вы имеете обыкновение питаться; ты презирал бы деревенского отца семейства: ведь среди твоих фазанов, и вальдшнепов, и павлинов, которые стоят на первом месте, хлеб считается второстепенным, а коровий сыр и мелкие рыбки с пренебрежением отвергаются вовсе. А насколько лучше эти фазаны и чрезмерные деликатесы пиров и высшее упоение обжорством, которые доныне не были известны ни у колхов, ни на Фазисе, видно из того, что, долетев до нашей страны, они поразили ее испорченностью и разожгли в ней гнусные соблазны».
«Радость: Я наслаждаюсь изысканнейшим вином.

Разум: Плохо, но, как ты именно говоришь, «наслаждаешься». Это - ваша цель, для этого вы рождены. Но насколько безопаснее было бы утолять жажду разбавленным вином, или приятной влагой, или даже чистой водой ручья».

«Радость: Я наслаждаюсь утонченнейшим образом жизни (Lautissimo fruor victu).

Разум: И не стыдно тебе: ради угождения бренному телу ты отбрасываешь прочь то, что идет на пользу бессмертной душе. Ты в этом следуешь учению эпикурейцев, бесславному и давно отвергнутому. Давно установлено, что для души самые ужасные из наслаждений те, которые вызваны плотскими чувствами. Касаясь и отведывая их, вы больше всего сближаетесь со зверями. Эти наслаждения склоняют разумное животное (rationale animal) к скотским нравам. Презреннее этого ничего не выпадает на долю человека».

Петрарка с уважением относится к умеренности, скромной бедности и труду.

Не раз в его произведениях подчеркивается важность гражданственности и любви к Родине.

«Ничто так не возвышает государство, как слава и доблесть граждан».

Произведения Петрарки, иллюстрирующие его отношение ко многим «новым» и «старым» ценностям, можно найти в интернете. Для того, чтобы было проще оценить широту интересов первого гуманиста ниже приводится список произведений:

Книга песен - «Canzoniere», 366 сонетов к Лауре
Триумфы Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности -«Trionfi»
Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру, построенная в виде диалога с Августином - «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру»,), 1343
Трактаты:
О средствах против изменчивости судьбы - «De remediis utriusque fortunae» 1360-1366
Об одинокой жизни - «De vita solitaria», ок. 1346-1356
О монашеском досуге - «De otio religioso», 1346-1356
Об истинной мудрости - «De vera sapientia»
Инвективы:
Инвектива против медика - «Contra medicum quendam invectivarum», 1355
«Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
Против тех, кто хулит Италию - «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
О невежестве своем собственном и многих других - «De sui ipsius et multorum ignorantia» Против аверроистов, 1368
Четыре книги о вещах достойных воспоминания - «De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri IV), 1350 - Здесь обнаруживается критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам.
Книга о знаменитых мужах - «De Viris Illustribus», 1337
«Itinerarium ad sepulcrum Domini»
Инвектива против некоего человека высокого положения, но малой учёности и добродетели.
Письма (Послания):
Письма частного характера - «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325-1361.
Старческие письма - «Epistolae seniles», 125 письма, 17 книг, 1361-1374
Письмо к потомкам - «Epistola ad posteros»
О республике... - "De republica...", 1373, 1-ое письмо из 14-й кн. . "Epistole sineles", где он выражает свои республиканские идеалы
Письма без адреса - «Sine nomine» («Epistolae sine titulo»), 19 писем, 1342-1358
«Variae» (Extravagantes), 65 писем
«Epistole metricae», 1333-1361, 66 писем
«Itinerarium Syriacum»
Эклоги:
Буколические песни - «Bucolicum carmen», 1346-1357, 12 стихотворений
Африкаа - эпическая поэма 1339-1342
De gestis Cesaris
Contra quendam magni status hominem
Collatio laureationis
Покаянные псалмы - «Psalmi penitentiales»
Collatio coram Johanne rege
Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
Arringhe
Orationes
Testamentum
Франческо Петрарка заложил основы нового целостного мировоззрения, которое стремилось дать ответы на вызовы своего времени, упорядочить общественную и частную жизнь человека согласно знаниям о его природе. Безусловно Петрарка был сыном своей эпохи, но его гениальность дала ему возможность оценить происходящие перемены не с точки зрения узких интересов восходящей буржуазной идеологии, а с точки зрения человека вообще.

капитализм, Флоренция, социальная война, Данте, Петрарка, гуманизм

Previous post Next post
Up