Флоренция - колыбель гражданского гуманизма

Jun 26, 2016 23:25



Флоренция
Сегодня мы продолжим тему итальянского гуманизма. Обсуждая эту проблематику, надо иметь в виду, что в своем отношении к гуманизму современный мир раскололся на несколько групп. Есть среди них и такая, которая склонна считать гуманистов, вознесших человека до невиданных дотоле высот, предтечами сегодняшних мировых процессов, которые, в конце концов, ведут к ничем несдерживаемому агрессивному эгоизму, гедонизму и безудержному потреблению, а как следствие к разложению человека, распаду связей между людьми и полной утрате тех завоеваний социальной жизни, которые позволяют нам развиваться как обществу разумных людей.

Для того чтобы подробно прокомментировать вышеизложенную позицию необходимо понять, где и как зарождался гуманизм, какие предпосылки повлияли на его становление.
Были ли мыслители гуманисты первооткрывателями тех идей, которые они несли миру, или эти идеи формировались в быстроменяющемся обществе, и были подхвачены тонко чувствующими перемены поэтами, писателями, политиками, педагогами?
Как гуманисты относились к обществу, в котором зарождается дух капитализма?
В конце концов, является ли гуманизм однородным, или в нем сосуществуют непохожие, и даже взаимоисключающие друг друга направления?
Поднимая все эти вопросы, мы вплотную приближаемся к явлению уникальному, чуть было не повернувшему историю человечества в другое русло. Это итальянские города-коммуны, в том числе и колыбель итальянского гуманизма - Флоренция.



Герб Флорентийской республики - алая лилия на белом фоне

Флоренцию называли "Афины Италии".
С Флоренцией тесно связано имя Данте, здесь жил и творил первый гуманист Петрарка, здесь работали Салютати, Бруни, Верджерио, Браччолини, Манетти, Пальмиери, Ринуччини. Здесь родилось и расцвело основное течение гуманизма - гражданский гуманизм. Именно об этом направлении нам и предстоит говорить. Понять, что подтолкнуло его выход на авансцену истории, каково его значение для следующих поколений, в чем он отличается от других, например, от теории Лоренцо Валлы.



Данте

Но это позже. Сначала мы переместимся во Флоренцию XII века.



Флоренция XIV в.

Город Флоренция расположен в живописной долине реки Арно, протекающей в итальянском регионе Тоскана. Здесь растут кипарисы и виноград, а долины такие зеленые, что невозможно оторвать взгляд.



Долины Тосканы

Сегодня Флоренция живет беззаботной жизнью туристического центра, демонстрируя многочисленным, шумным и любопытным гостям свои улочки, соборы, мосты, музеи, галереи, пьяцца и палаццо. И мало кто знает, какие грандиозные события разворачивались тут 900 лет назад, какие мечты лелеяли в своих горячих сердцах свободные горожане, какие войны они вели и какие идеалы отстаивали. Мало кто задумывается о том, что с 1115 года Флоренция была сердцем Флорентийской республики, которая отчаяннее всех других средневековых городских коммун отстаивала свою свободу и демократическую форму правления, отбивая притязания соседей, императоров, пап и амбициозных Медичи.



А ведь это и есть самая интересная история!

Основными предпосылками формирования так называемых итальянских городов-государств в том числе и Флоренции принято считать историческую связь с древнеримским укладом и политическую раздробленность Италии. Вдобавок к этому крестовые походы внесли значительное оживление в хозяйственную жизнь тех итальянских областей, которые можно было использовать как перевалочные пункты.

В XI-XII веке Флоренция растет, строится. Здесь развиваются ремесла и торговля, требующие нового подхода к ведению хозяйства. Старые феодальные формы все еще остаются достаточно сильными, но они уже испытывают на себе влияние новых форм хозяйствования. Земельная знать осознает, что хозяйство, построенное на крепостной рабочей силе становится проигрышным. А граждане Флоренции, как родовитые, так и простолюдины понимают, что город не может развиваться, находясь в окружении феодальных владений дворянской знати.

Кроме того, что феодальные отношения тормозили экономическое развитие города, озлобление некоторой части горожан объяснялось еще и тем, что дворяне олицетворяли власть империи, к которой у итальянского народа было сложное отношение.

Все это приводит к обострению борьбы горожан против сеньоров. Горожане требуют ослабления феодального гнёта, сокращения поборов и, в конце концов, городского самоуправления.

В пылу борьбы горожане жгут и разрушают ближайшие к городу замки крупных землевладельцев. Маркграфы Тосканы и графы Флорентийского контадо оказываются не в состоянии стабилизировать ситуацию и, в конце концов, после смерти маркграфини Матильды Тосканской власть во Флоренции переходит в руки городской коммуны.

На дворе, напомним, 1115 год.

Городская коммуна - сложный институт управления, основанный на общенародном волеизъявлении. За все время существования он не раз менялся. На ранних этапах республики эта структура выглядела так: Общее собрание горожан созывалось четыре раза в год. Здесь выбирался Совет коммуны, в который входило около 150 человек и который выполнял законодательные функции. Исполнительная власть осуществлялась коллегией двенадцати консулов, избиравшихся на один год. Создавая этот механизм, флорентийцы основывались на том, что каждый слой горожан имеет право быть услышанным. Однако это не устранило определенного неравенства: родовитые горожане оказались в привилегированном положении. Борьба народа (пополанов) за свое право принимать активное участие в принятии важных для их родины решений во многом определит дальнейший облик политической жизни Флоренции.

Флорентийская республика ведет независимую внешнюю политику, вступает во взаимоотношения с другими городами. Внутри города происходит быстрое усиление торговых и ремесленных объединений - цехов.

В XII веке владения Флоренции расширяются, в конце концов, территория флорентийского контадо полностью оказалась под властью коммуны. Флорентийцы захватили все замки аристократов контадо, вынудив их переехать в город, вследствие чего пополнился слой городского патрициата. Патриции, конечно, пытаются расширить свои полномочия, но их амбиции сдерживаются пополанами - городскими гражданами из торгово-ремесленных слоев. В этой борьбе пополаны одерживают верх, все больше оттесняя патрициев от управления городом.

Все эти перемены подталкивают развитие и усложнение социальной структуры города. Это смешанное общество аристократии (грандов, магнатов) и торгово-ремесленных слоев (народ, пополаны, нарождающееся купечество). Усложнение экономических форм приводит к росту образования, науки, формированию новых способов и инструментов хозяйствования. Это и новые формы труда, и банковская деятельность. Флоренция в этом смысле становится локомотивом не только своего контадо, но и всей Тосканы, и Италии. Город строит новые городские стены, его население растет, купечество расширяет торговые связи с другими городами Италии и с Западной Европой.

С точки зрения политических предпочтений флорентийцы в подавляющем большинстве - сторонники республиканской формы правления и принимают активное участие в городском самоуправлении и в разработке более совершенных форм такого городского самоуправления. Удивляет тот уровень политической сознательности, компетентности и активности, который демонстрируют все без исключения слои городского населения, не смотря на бремя повседневных трудов.

Сложно строятся взаимоотношения флорентийской коммуны с церковью и империей, которые стремятся к безраздельной власти. Но, в конце концов, флорентийцы стали оказывать решающее влияние на епископа Флоренции. А Фридрих I Барбаросса признал самоуправление коммун Тосканы, оставив за империей минимум полномочий, которые на местах практически не ограничивали город.

Вот что пишет Оттон Фрейзингенский - дядя германского императора Фридриха Барбароссы о городах-коммунах:

«В устройстве своих государств и общественной жизни они подражают древним римлянам. Они так стремятся к свободе, что, избегая злоупотреблений постоянных властей, управляются консулами, а не господами. Среди них существуют три слоя: капитаны, вальвассоры и народ, причем для укрощения гордыни консулы выбираются не из одного какого-нибудь слоя, а из всех трех, и для того, чтобы не было места стремлению захватить власть, они меняются каждый год. Благодаря этому происходит так, что вся эта земля разделена на множество городов-государств, из которых каждое принуждает окрестных жителей подчиняться себе, так что едва ли возможно найти какого-нибудь знатного или могущественного человека, столь сильного, чтобы он не подчинялся власти своего города-государства... Для того же чтобы не было недостатка в силах для борьбы с соседями, они не гнушаются подымать до рыцарского пояса и до высших должностей юношей самого низшего звания, даже из числа неких ремесленников, занимающихся достойным презрения рукодельным ремеслом, т. е. таких людей, каких в других странах как чуму гонят от почестей и культуры. Благодаря этому они намного превосходят другие государства мира богатствами и могуществом».

В последующие годы Флоренция ведет неуклонный курс на усиление своего влияния. Но внутри самого города единства не наблюдается. Раскол назревает вокруг отношения к власти империи. Тех, кто отстаивает необходимость власти империи, называют гиббелинами. Тех, кто против - гвельфами. Позднее гвельфы начинают все больше склоняться к союзу с римским папой, который активно конкурирует с империей за власть.

Борьба между гвельфами и гиббелинами ведется с переменным успехом. Но в 1250 году противники власти империи над Флоренцией побеждают, и во Флоренции устанавливается «Первая демократия» (Il Primo Popolo).

С победой гвельфов институты управления во Флоренции еще более демократизируются. Устанавливается пополанская конституция. Участие пополанства во властных структурах расширяется.

Однако пытаясь обрисовать полную картину политической жизни Тосканы тех лет, нужно учесть, что разделение на гвельфов и гиббелинов в Италии является очень поверхностным, поскольку кроме этой основной идеологемы существовали разнообразные интересы различных слоев и групп.

Гиббелинство чаще ассоциируется с патрициями, которые стремятся оттеснить народ от власти. Гвельфы же, хоть и противостоят гиббелинам, тоже не всегда поддерживают демократическое правление в городе, а только тогда, когда им самим это выгодно.

Но ни знатность рода, ни ловкая дипломатия не являются решающими в политической борьбе тех лет. Политическую атмосферу определяет весьма бурно растущая городская экономика.

Флоренция продолжает свое развитие. В это время строят Палаццо дель Пополо, Флоренция первой в 1252 году начинает чеканить золотую монету - флорин. Это способствует усилению коммуны как самого крупного финансового центра всей Европы. Развивается банковское дело.



Музей Барджелло бывший Дворец Народа Palazzo del Popolo

Цеховое производство из небольших мастерских выросло настолько, что порой в производственном процессе заняты десятки, а то и сотни человек. Здесь назревает разделение труда и переход к мануфактурному производству. Способствует этому и освобождение в 1289-1290 году крестьян от крепостной зависимости на всей территории подвластной Флоренции.
Болонья сделала это первой, о чем гласит ее «Райский акт» ( текст его впечатляет не только своим намерением, но и тем, как болонцы обосновывают это намерение) от 1257 года, но это только подтверждает общую тенденцию городов-государств в направлении освобождения народа от феодального гнета.
С учетом того, что в других странах Европы аналогичные процессы запускаются к XV веку, переоценить значение этого шага просто невозможно. Это, безусловно, был прорыв!

Во Флоренции цеховая структура была трехуровневой: семь старших цехов («Калимала», «Шерсть», «Шелк», «Менялы», «Судьи и нотариусы», «Врачи и аптекари», «Меховщики»), средние цеха (мясники, трикотажники и чулочники, мастера по обработке металлов, каменщики и плотники, старьевщики и торговцы бельем), младшие цеха (торговцы вином, хозяева постоялых дворов, торговцы растительным маслом, солью и сыром, кожевники, изготовители кирас и шпаг, слесари, инструментальщики и жестянщики, дубильщики кож, оптовые торговцы лесом, пекари и булочники).



Гербы цехов Флоренции

Надо отметить, что цеховое производство во Флоренции по своей сложности, развитости и прибыльности далеко опережало все города-государства Италии. В Милане цехи (за исключением металлообработки и оружейников) практически не развивались, поскольку этот город приобрел свое влияние став военно-стратегическим центром. Венеция процветала в основном за счет торговли. Такие города как Пиза, Генуя, Сиена, Лукка так же значительно отставали от Флоренции.

Флорентийские сукна, шелка, меха высоко ценились во всей Европе, принося производителям солидную прибыль, и обеспечивая как экономическое, так и политическое влияние. Так же богатели ростовщики и купечество. Но, как явствует из вышеприведенного разделения цехов, не все богатели одинаково быстро.

Вместе с экономическим процветанием приходит и расслоение горожан на «жирный народ» (popolo grasso) и «тощий народ» (popolo minuto).
Жирный народ включается в борьбу за власть, как новая сила, противостоящая как магнатам, так и тощему народу.

В результате этой борьбы старшие и средние цехи значительно расширяют свои полномочия. Но, пока гранды оставались серьезной силой, ни один из цехов не мог считать свое положение достаточно прочным.

Старшие и средние опасались интриг и козней, а младшие были вообще недовольны текущей ситуацией. Долго это продолжаться не могло и в 1293 году во Флоренции под предводительством Джанно делла Белла обостряется борьба младших цехов за большее участие в управлении городом. Старшие и средние цеха воспользовались этим поводом для того чтобы нанести решающий удар по магнатам. В результате были приняты «Установления справедливости» (Ordinamenti di Giustizia), которые допускали к управлению младшие цеха, но практически лишали грандов всех прав. На торжественной церемонии представители 21-го цеха клянутся вечно сохранять нерушимое единство народа.

Эти «Установления» становятся широко известны не только в Италии, но и во всей Европе, как документ, закрепляющий во Флоренции демократический способ управления. Устанавливается «Вторая демократия» (Il Secondo Popolo).

Как видится по прошествии веков именно эта точка является одной из развилок, на которой человечество принимает для себя определяющие решения. И если политическая борьба - есть борьба за справедливость, за лучшее государственное и социальное устройство, то именно в этой точке, было самое время свернуть в сторону провозглашения той установки, при которой презрение одних людей к другим, дискриминация и эксплуатация, жажда наживы и равнодушие к бедам других, любовь к излишествам и легкомысленному быту будут невозможны.

Это вполне могло бы случиться, если бы магнаты смирились с тем, что родовитость и наследственные возможности не могут служить основанием для привилегий, а жирный народ не был ослеплен жаждой материальных благ, добываемых за счет эксплуатации тощего народа. Если бы ценности, о которых как раз и говорили первые гуманисты, были приняты всеми.

Но ни гранды, ни жирный народ оказались не готовы к такому повороту. И политическая борьба продолжилась. О том, что борьба со временем не теряет своей остроты говорят и слова флорентийского гуманиста Леонардо Бруни написанные им в 1413 году:

«Основанием нашего правления является равенство граждан... Все наши законы направлены лишь к тому, чтобы граждане были равны, так как только в равенстве коренится действительная свобода. Поэтому мы устраняем от управления государством самые могущественные фамилии, чтобы они не стали слишком опасными благодаря обладанию публичной властью».

К середине XIV века Флоренция становится ведущим финансовым и промышленным центром Европы. Банкиры Флоренции кредитуют целые государства и папу римского, владеют монополией на вывоз основных продуктов (шерсти из Англии, зерна из Южной Италии), собирают налоги по откупной системе в Англии, Франции, Неаполе. Сукна и шерстяные изделия, произведенные в цехах Флорентийской республики из сырья, привезенного из Англии, Франции, Фландрии, экспортируются по всей Европе и Восточному Средиземноморью.

Но становление мануфактурного производства и развитие капиталистических отношений принесло не только процветание. Как уже говорилось, вместе с этим обострились и социальные противоречия.

Не смотря на торжественные клятвы флорентийцы не смогли обрести единство, а его отсутствие привело к яростным классовым конфликтам, восстанию чомпи и становлению синьории Медичи.

В августе 1530 года во Флоренцию вошли войска императора Карла V и папы Климента VII. А вместе с ними вернулся и могущественный клан Медичи, который изгоняли из города уже трижды. Главой рода был сам папа Климент. Он и назначил покоренному городу синьора, даровав это звание Алессандро, незаконному сыну одного из Медичи (по слухам, самого Климента) от служанки-мулатки. Спустя два года император, желая услужить папе, сделал Алессандро герцогом. Блистательная Флорентийская республика, в течение трех столетий совершенствовавшая свои демократические институты, перестала существовать.

О том какие же глубинные процессы демонстрирует нам флорентийское общество тех лет, о первых представителях гуманизма, об истоках их мировоззрения будет в следующих постах.

Источники:
1. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6868/
2. Гуковский М.А. "Итальянское возрождение".

коммуна Флоренции, Флорентийская республика, капитализм, Флоренция, гражданский гуманизм, гуманизм

Previous post Next post
Up