Серия Masters. Интервью с Павлом Солахяном. Часть 1

Apr 18, 2016 16:25

22-26 апреля пройдет заключительный синхрон игрового сезона 2015-2016 в серии Masters - синхрон Павла Солахяна.

Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью с Павлом.
Свои вопросы вы можете задать в комментариях к посту - ответы на них составят вторую часть интервью, которая выйдет через несколько дней.

Когда и почему ты перешел от просто игры к "вопросописанию" и редактированию?
Изначально не могу назвать себя далёким от творчества человеком: с раннего детства любил что-то создавать в самых разных жанрах. Но, видимо, автору-редактору, как и неплохому вину, нужно дозреть в атмосфере этой игры достаточно долго, чтобы он в полной мере познал концепцию современного ЧГК.
Я пришёл в «Что?Где?Когда?» в 1999 году, когда вопросы в основной своей массе были несколько другими, редактуре уделялось гораздо меньше внимания, и, в общем-то, всё принималось “as is” (что и понятно, учитывая отсутствие коммерческой составляющей в то время). Так что вопросы того времени не сильно вдохновляли, но понемножку автор этих строк писал. В основном, в стол. Пробы пера тех лет сложно назвать интересными в современном понимании, но они дали какой-то опыт.
Намного позже я стал принимать участие в интернет-турнирах по ЧГК, где одним из условий участия команды было предоставление вопроса. Вот там уже и началась некоторая внутренняя эволюция, совпавшая по времени с эволюцией вопросов в ЧГК в целом. Я видел, как команды думали (в письменном виде) над вопросом, видел отклики по итогам игры. С другой стороны, с 2007 года я начал активно писать пакеты «Своей игры» для внутренних соревнований. А вопросы «Своей игры» в среднем скучнее вопросов ЧГК, так что и здесь со временем захотелось внести побольше изюминок в виде подсказок и приёмов из разряда «малоизвестное об известном». И полем для показа этих экспериментов широкой публике сначала стал интернет-клуб «Гамблер», а затем и проект «Свояк-нон-стоп». Как результат - в 2011 году меня позвали редактировать чемпионат Москвы по «Своей игре», а весной 2012-го - один из туров Кубка Иерусалима по «Что?Где?Когда?».

Как ты, начав с МКМ в 2012 году (если верить Базе), в 2014 уже делал тур ЧМ?
На самом деле, первым был не МКМ (он был, наверное, 4-5-м, и мой тур пришёлся на февраль 2013-го), а Кубок Иерусалима-2012, как я уже писал выше.
Видимо, для подобного быстрого скачка сыграли свою роль активная работа с источниками, накопившийся опыт нахождения большого количества малоизвестных фактов. Ну и какой-то внутренний вкус, убеждения, что ли. Так получилось, что за два с лишним года, к моменту предложения написать тур для ЧМ, я успел отредактировать достаточно большое количество туров различных турниров самого разного ранга, что и сыграло свою роль - мое имя было на слуху. Ну это так, личное ощущение.

Как в Армении вообще дело с ЧГК обстоит?
ЧГК в Армении зародилось в конце 80-х и за это время прошло совершенно разные по своему наполнению этапы: голый энтузиазм рубежа 80-90-х, большой всплеск середины 90-х (когда в стране был глубокий кризис, свет включали на считанные часы, но в клубе в одном зале играли сразу две лиги, а армянские ребята феерили в московском телебрэйне), некоторый упадок интереса в начале-середине 2000-х (смена поколений), но сейчас, похоже, период подъема. К сожалению, не так активны школьники, как 2-3 года назад (поколение на поколение не приходится), но взрослые команды всё чаще заставляют задумываться о расширении площадки, на которой я играю. Кроме того, важной вехой стали проводящиеся с 2013 года международные «Дилижанские игры», количество иностранных команд на которых растёт из года в год. Этот фестиваль, получивший премию МАК за «Турнир года», немало поспособствовал тому, что в этом году в нашей стране впервые пройдет самое главное мероприятие в календаре любимой игры - чемпионат мира по «Что?Где?Когда?».

Были ли у тебя учителя? Кумиры? На кого-то равнялся? Заочно перенимал опыт?
Никогда не концентрировался на ком-то одном, не пытался копировать чью-то манеру. Повлияла атмосфера ЧГК в целом. Но я внимательно отношусь к персоналиям и не могу не отметить важную роль в формировании сегодняшней парадигмы ЧГК таких талантливых авторов, как, например, Борис Моносов, Константин Науменко или Алексей Богословский. И вообще, как и во всём творческом, вызывает уважение любой вопрос, который, будучи хорошим сам по себе, не свойственен по исполнению тебе самому. То есть, оригинальные приёмы, находки - всё это формирует образ редактора.

Каких принципов ты придерживаешься в редактуре?
Наверное, тех же, что и большинство современных редакторов. Если условно разделить редакторскую работу на поисковую, творческую, стилистическую, логическую и корректорскую (включая проверку источников) составляющие, то очень важны все пять составляющих. И в каждой из них нужен хороший вкус.

Свои вопросы, которые ты особенно высоко ценишь?
Отношение к своим вопросам у меня меняется со временем - не всегда удается запомнить впечатление от первых минут с момента их появления на свет, а в дальнейшем память загромождается новыми идеями, и что-то может казаться уже не свежим. На место старых фаворитов приходят новые. Поэтому, наверное, проще привести вопрос, который, не будучи моим любимым, очень понравился одному знатоку из далекой страны (он мне написал, что уже два года хранит раздатку к нему и показывает всем друзьям):
Раздаточный материал
[
"Тотти - хороший игрок, но нам не нужен" (Хорхе Вальдано)
"Плохой характер ему мешает" (Йожеф Сабо)
"Он злой на поле и за его пределами" (Дмитрий Аленичев)
"Тотти - профессионал" (Клаудио Раньери)
"Тотти - неприкасаемый игрок" (Зденек Земан)
"У меня дома есть огромный экран с большой фотографией Тотти"
]

Напишите фамилию родившегося в 1928 году болельщика "Ромы", чьи слова о Тотти на раздаточном материале приведены последними.

Ответ: Морриконе.
Комментарий: Названия фильмов, музыка к которым прославила Эннио Морриконе, легко получить из характеристик Тотти - "Хороший, плохой, злой", "Профессионал" и "Неприкасаемые".
Previous post Next post
Up