Мне книга эта досталась в самодельном переплёте... обложка и рисунок на оборотной стороне - утеряны:( Поэтому обложку и одну картинку стащила с Алиба
Совершенно чудесная повесть о девочке Кате и её дедушке, только-только вышедшему в тираж на пенсию:) Автор мне совершенно незнаком... зато Художник в книге - знакомый:) -
народный художник СССР Николай Николаевич Жуков (1908 - 1973)
«Уголок в Ельце заветный есть, Где хранят с любовью земляки Чудные плоды его руки…» Ю.В. Ширяев.
[о Художнике] Николай Жуков родился в 1908 году в Москве. Его отец был юристом, адвокатом. Но корни Жукова - это Нижегородское, волжское купечество. Купцами были дед и прадед художника. Образованные люди с прогрессивными взглядами. Дед Жукова, Иван Александрович Жуков, выпускал в Рыбинске газету и настаивал, чтобы его сын учился. Поэтому отец художника, Николай Иванович, окончил юридические факультеты Петербургского и Берлинского университетов. И именно Николай Иванович, заметив способности к рисованию у сына, привёз и подарил ему великолепный набор красок, английской мануфактуры. Эти краски выдавали мальчику только по большим праздникам. Они стоили по тем временам огромных денег. Художник всю жизнь очень трепетно относился к ним. Он мечтал о том, что когда вырастет, то обязательно нарисует ими что-то необыкновенное. Они и сейчас хранятся в Музее Н.Н.Жукова - чуть тронутые только.
Первые 7 лет Коля Жуков провел в Вятке, откуда в 1916 году переехал в Елец. Жизнь Жукова в Ельце совпала с революционными событиями. 10-летний Коля рисовал на плотной бумаге игральные карты, и его мать относила их на рынок, чтобы поменять их на хлеб и молоко. Уже в эти годы его все знали в школе как прекрасного копировальщика - он мог перерисовать портрет с любой иллюстрации. Родители Жукова хотели, чтобы он стал военным, но это расходилось с намерениями Коли, желавшего во что бы то ни стало быть художником. Отец приобретал ему репродукции с картин русских художников. Копируя их, подражая великим мастерам, Жуков учился у них, это были его первые учителя.
В 1926 году Жуков поступил в Художественно-промышленный техникум в Нижнем Новгороде. И здесь Жукову опять помогли репродукции великих художников. Благодаря им, он смог подняться на ступень выше своих однокурсников. Завершил Жуков своё образование в Саратовском художественном училище. По окончании его в 1930-м году он был призван на службу в армию. Служил Жуков в кавалерии вначале на Кавказе, а потом в Челябинске. После демобилизации и переезда в Москву начинается его самостоятельная творческая деятельность.
Замечательный художник, один из лучших советских графиков и плакатистов. Первой его работой, сделанной на заказ, было оформление пачки знаменитых папирос "Казбек".
Первое время Жуков выполнял различные заказы книжных издательств и типографий: от оформления обложек журналов до огромных рекламных плакатов. Его работа в качестве художника-дизайнера была по достоинству оценена. В 1935 году в Лондоне состоялся конкурс на лучший рекламный плакат "Интуриста". Жуков повез туда пять своих работ. Конкурс был анонимный, т.е. никто до награждения не знал авторов плакатов, не знал, из какой страны привезены работы. А когда стали вскрывать конверты с именами победителей, оказалось, что четыре из пяти работ советского художника Жукова заняли первое место. Это был действительно удивительный факт.
В 1938 году Жуков обратился к историко-революционной теме, которая на долгие годы определила круг его творческих интересов. Более 30-ти лет художник посвятил Лениниане. Создав 2500 рисунков, мастеру удалось с художественной убедительностью воссоздать образ Ленина - руководителя первого в мире социалистического государства. По мнению Г.Кржижановского, который знал Ленина лично, именно Жуков овладел тайной ленинского жеста. Многие рисунки Жукова стали хрестоматийными. Он является автором октябрятской звездочки.
А потом - война. "... 17 июня я получил извещение из военкомата: явиться для прохождения учебного сбора. 18 июня мой последний цивильный вечер. А утром 19-холодный металл стригущей машинки смахнул мои кудри в общую кучу. Очень не хотелось прерывать работу даже на срок учебного сбора. Кудри вырастут, даже будут еще лучше, а времени жаль. Я был одержим творческими планами..."
С августа 1941 года по 1944 год Н. Жуков находился на фронте. Определили его в 115-й Стрелковый запасной артиллерийский полк. Как корреспондент газеты "На разгром врага" Н.Н.Жуков сначала стеснялся своего основного занятия, встречаясь с воевавшими солдатами. Он вспоминал: "... Я доставал свой огрызок карандаша, пытался на бумаге что-то нарисовать, ловил на себе недоуменные взгляды. Мне было неловко перед людьми, и тогда я понял, что рисовать я должен быстро, так хорошо, чтобы моё искусство было понятно и доступно всем..." Каким образом тренировал он свою зрительную память и руку, остается загадкой. Но он наловчился делать эскизы карандашом в таком ускоренном темпе, что его стали называть мастером молниеносного рисунка. При этом сходство с оригиналом достигало высокой точности. Художник создал серию работ о Великой Отечественной войне: листовки, фронтовые зарисовки, наброски, плакаты. В 1943 году за серию рисунков о войне Н.Н.Жуков был награжден Государственной (Сталинской) премией. В том же году его назначили художественным руководителем Студии военных художников им.Грекова. Они постоянно бывали в партизанских отрядах, делали иллюстрации к готовящимся к выходу военным рассказам. Карандаш стал главным оружием художника. Листовки, плакаты, карикатуры внесли свой вклад в дело победы. Окончание войны Жуков встретил в Вене в звании капитана.
В феврале 1946 года, составе делегации он был направлен на Нюрнбергский процесс. Его откомандировали вместе Борисом Полевым, автором "Повести о настоящем человеке". Состоялся международный суд над идеологами фашизма. Николай Николаевич пишет, что очень сильно волновался - ведь ему предстояло рисовать лица военных преступников. 40 дней работал художник на заседаниях Международного трибунала и оставил для истории 200 рисунков - документально-художественных характеристик главных военных преступников, их судей, обвинителей, защитников, свидетелей. Эта серия работ художника - своеобразный драматический спектакль в рисунках. Со временем Нюрнбергские рисунки по специальному заказу были серийными партиями перенесены на большие листы из серого картона. Используя белую пастель, мастер графики и акварели представил зрителю военных преступников как неких призраков, которые выползают из тьмы. Это было столь мастерски и выразительно сделано, что автор фундаментальной серии был награжден Золотой медалью Студии военных художников имени Грекова. "... Я воспринимал карандаш как оружие, врученное мне для расплаты. Это был карандаш, острие которого затачивалось 4 года войны и которым я хотел выразить свое отношение ненависти и презрения, какие чувствовал весь наш народ к фашизму и его вдохновителям..." В 1948 году Н.Н.Жукову было присвоено звание члена-корреспондента Академии наук СССР.
Часть иллюстраций Н. Жукова посвящена к книгам Юлиуса Фучика "Репортаж с петлей на шее", и Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Книгу Бориса Полевого иллюстрировали 19 художников, но лучшими были признаны иллюстрации Жукова. Писатель и художник познакомились на войне, сохранив в дальнейшем дружбу на всю жизнь. За оформление книги Жуков получил вторую Сталинскую премию. После смерти Сталина Н.Н.Жуков, единственный из художников, был допущен к гробу, чтобы сделать зарисовки. Все рисунки, за исключением одного, попали в частные коллекции. В 1955 году художнику присвоено звание Народного художника РСФСР.
В 1962 году художники студии им.Грекова во главе с Жуковым всего за З месяца восстановили поврежденную во время войны панораму "Бородинская битва", за что все были награждены поездкой в Италию. Николай Николаевич очень любил эту страну и после 1962 года бывал там неоднократно. Им было создано 260 портретов участников итальянского Сопротивления, с которыми он был хорошо знаком. Серия портретов имела международный резонанс. За эти работы художник был награждён медалью братьев Черви (7 братьев, итальянские партизаны, были расстреляны гестаповцами) и косынкой итальянских партизан. Помимо портретов из Италии Жуков привез массу зарисовок. На них были изображены улицы, дома, площади, фонтаны, прохожие, дети. Огромный успех имела выставка художника в Болонье. Его работы - "На площади Флоренции", "В Риме. Отдых туриста", "Гондольер в Венеции", выполненные карандашом, тушью, пастелью, сангиной, акварелью, приковывают к себе внимание, подкупая своей искренностью и непосредственностью. Поездки в Англию, Финляндию, Китай, Италию, Польшу, Венгрию и другие страны дали художнику интереснейший материал для работы. Его работы поражают наблюдательностью мастера, замечающего все детали окружающей жизни.
С 1943 года (после рождения первой дочери) художник постоянно рисует детей. Из записок Н.Н.Жукова: "... Увлекательное дело для художника - наблюдать характер маленького человека в его развитии, становлении. Видеть, как появляются у него черты сознательного восприятия жизни, совершенствуется склад его ума, наклонностей, привычек..." Большое место в творчестве художника отведено теме детства. Рисунки Жукова: "Вырастем вместе", "Подружка", "Наташа играет на гармошке", "Ариночка за чтением", "Егорка", "Андрюша на даче", "Колыбельная", на которых изображены жена, сын и дочь художника, вызывают трогательный интерес. Многим знакомы иллюстрации Н.Н.Жукова к детским книгам о Ленине. А с 1956 года художника ввели в состав комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства, где работал до 1964 года. В 1963 году Жуков был удостоен звания Народный художник СССР.
Обладатель огромного количества наград, он гордился званием Почетного гражданина города Ельца, которого был удостоен 09 сентября 1972 года. Ровно через год художника не стало. 24 сентября 1973 года Николай Николаевич Жуков умер внезапно, в пору признаний, удач, радостных надежд на будущее.
В Ельце Музей им.Н.Н.Жукова впервые открыл двери для посетителей 12 декабря 1992 года. А 12 сентября 2008 года, в честь 100-летия со дня рождения великого художника установлен памятник народному художнику СССР, почетному гражданину города Ельца Н.Н.Жукову. На котором Художник среди детей, они словно учатся у него, его искусству рисования и здесь остается с ним его карандаш. Ельчане гордятся своим великим земляком и свято чтут его память.