ĜIŠRAILU

Oct 21, 2012 00:16

Государство Израиль (ивр.  ישראל‎‎) было провозглашено 14 мая 1948 года на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) № 181, принятой 29 ноября 1947 года. На протяжении последних трёх тысячелетий слово «Израиль» обозначало как Землю Израиля (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל‎, Эрец-Исраэль), так и еврейский народ. Источником этого названия служит Книга Бытия, где праотец Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль:

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; Лишь после окончания поединка он узнал, что это был Бог: и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:24-28).


На протяжении последних двух тысяч лет толкователи сильно разошлись в определении значения этого слова. По одной из версий, имя происходит от глагола śarar  ‛управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше’, образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами», «Бог правит» или «Бог судит». В «Библии короля Якова» приводится толкование: Израиль - «Принц Божий». Существуют варианты - «Эль борется» или «Эль сражается». Святой Иоанн Златоуст толкует: «видящий Бога», - по значению подходило бы и это объяснение, но этимологически оно едва ли возможно.

Впоследствии еврейский народ, произошедший от Иакова, стал называться «Дети Израиля», «Народ Израиля» или «израильтяне». Первое в истории упоминание слова «Израиль» обнаружено на стеле Мернептаха в Древнем Египте (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране. Времена библейских патриархов, Авраама, Исаака и Иакова, историки относят к началу 2 тысячелетия до н. э.

Попробую и я совершить очередную попытку толкования имени «Израиль», вернувшись к истокам и дословному пониманию текста с учетом исторического контекста.

По объяснению самого текста вместо прежнего природного имени «Иакова» ему и потомству его даруется священное, теократическое имя «Израиль» - «богоборец», «боровшийся с Богом». Дар этот, вероятно, состоялся на рубеже старовавилонского и средневавилонского периодов. История Иакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50) и начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке о рождении у нее близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего. Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков хитростью добился от отца Исаака благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа Израильского. Избегая мести брата Исава, Иаков по совету матери удалился в город Харран (Северная Месопотамия - Арам-Нахараим) и женился там на двух дочерях своего дяди Лавана, Лии и Рахили. От них и их служанок Зелфы и Валлы имел двенадцать сыновей (Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф, Вениамин) и дочь Дину. По возвращении из Месопотамии, он проживал в Ханаане, держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака. Через некоторое время он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет в богатый округ Гесем. Там от его сыновей произошло 12 колен народа Израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них. Иаков скончался 147 лет от роду; тело его, в силу его завещания, перевезено было в Землю Обетованную. Погребён в священной Пещере Махпела в Хевроне, где также погребена его жена Лия и патриархи с жёнами: Авраам, Исаак, Сарра, Ревекка.

Иврит вместе с финикийским и угаритским языками входит в ханаанейскую группу семитской ветви афразийской макросемьи языков. Для аккадского языка (вавилоно-ассирийского) отведена северо-восточная группа. Название семитские происходит от имени библейского персонажа Сима - одного из сыновей ветхозаветного патриарха Ноя. Носители семитских языков считаются потомками Сима. Древнейшие письменные памятники на семитских языках - клинописные таблички на аккадском языке - датируются III тысячелетием до н.э.

На каком языке мог разговаривать Иаков? Существовал ли иврит во времена Иакова? В любом случае язык Иакова был значительно ближе к аккадскому или полностью с ним совпадал. Авраам, дед Иакова, родился и вырос в шумерском Уре, когда одновременно в языковой практике использовались шумерский и аккадский языки.

Между XIII и VII веком до н. э. иврит становится самостоятельным семитским языком, окончательно отделившись от близкородственных ему западносемитских идиомов. Наиболее древний литературный источник на иврите из обнаруженных к настоящему времени - «Песнь Деворы» (XII век до н. э.), которая входит в состав Ветхого Завета (Суд.5). Самая древняя надпись на иврите, «календарь из Гезера», датируется X веком до н. э.

С точки зрения ортодоксального иудаизма иврит является божественным языком, на котором говорил первый человек. Однако, как выяснилось, Бог разговаривал с Иаковом на шумерском и аккадском языках.

В русском языке существует слово шарахнуть со значениями ‛ударить, стукнуть, бить’. Это слово и стало тем ключиком, который позволил открыть тайную комнату. В словаре А.Д. Михельсона от 1865 года читаем: «Израиль (евр. Jisrael, от sarah, бороться, и el, Бог): а) Борец Господа, прозвание Иакова. b) Отсюда и название всего еврейского народа». Ивритский глагол sarah  - бороться. А теперь перейдем к главному.

В шумерском языке мощнейший глагол RAH имеет значения ‛бить, убить, ломать, повреждать’ (rah [BEAT] (597x: ED IIIb, Old Akkadian, Lagash II, Ur III, Early Old Babylonian, Old Babylonian) wr. rah2; ra-ah "to beat, kill; to break, crush; to flood; to thresh (grain with a flail)" Akk. dâku; diāšu; hepû; rahāşu; rapāsu). Употребляется в разных сочетаниях. Из интересующих нас следующие:

1. šu rah  ‛бить’ ([BEAT] (13x: Ur III, Old Babylonian) wr. šu rah2 "to beat; to knead" Akk. mahāşu) [< šu ‛рука’ + rah ‛бить’];

2. ĝeš rah  ‛бить’ ([BEAT] (140x: ED IIIb, Old Akkadian, Ur III, Old Babylonian) wr. ĝeš rah2 (geš rah2, giš ra) "to beat; to thresh" Akk. rapāsu) [< ĝeš (geš, ĝiš) ‛дерево’ + rah ‛бить’].

Частота употребления сочетаний в текстах различна. В шумерском обществе предпочитали чаще бить палками, чем использовать руки и кулаки. В первом случае šu rah  ‛бить’ соответствует русск. шарахнуть  ‛бить, ударить’ и ивр. sarah  ‛бороться’. Второй случай более интересен и вот что может получиться на шумерском языке:

ĜIŠRAILU  - БИТЬ БОГА или БИТЬСЯ С БОГОМ

[< ĝiš (аккад. işu) ‛дерево’ + ra (аккад. rahâşu) ‛бить’ + ilu ‛бог’ (аккад. ilu) ]

А так будет выглядеть написание имени Израиль и названия государства Израиль, записанное шумерской клинописью:

==============================================




=============================================

Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.  И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова (Быт.32:29-32).

Пенуэл (פְּנוּאֵל) - ЛИК БОЖИЙ (<  аккад. pânu ‛лицо, лик; облик’ + ilu ‛бог’).

© TrueView, 2012/10/20
Previous post Next post
Up