Гапаксами являются те слова, которые встречаются только в «Слове о полку Игореве» (а иногда и в «Задонщине», но в контексте, зависящем от «Слова»), происхождение и значение которых все еще остается неясным. Это, например, названия тюркских родов: «могуты», «татраны», «шельбиры», «топчаки», «ревуги», «ольберы»
[1].
Названия этих родов - самое темное место в тексте «Слова». До сих пор у исследователей «Слова» нет даже намека на понимание этих названий.
Так это выглядит в тексте:
А уже не вижду власти сильнаго, и богатаго, и многовои брата моего Ярослава, съ черниговьскими былями, съ могуты, и съ татраны, и съ шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы. Тіи бо бес щитовь, съ засапожникы, кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу.
Перевод: А уже не вижу власти сильного и богатого, и с воинами многими брата моего Ярослава, с черниговскими бойлами (болярами-боярами): с могутами и с татранами, и с шельбирами, и с топчаками, и с ревугами, и с ольберами. Те же без щитов, с одними засапожными ножами, кликом полки побеждают, звеня в прадеднюю славу.
Расположим эти рода по порядку перечисления в тексте «Слова»:
1. Могуты,
2. Татраны,
3. Шельбиры,
4. Топчаки,
5. Ревуги,
6. Ольберы.
Всего шесть родов.
А теперь откроем «Джагфар Тарихы» с родословной булгарских родов
от Атиллы до Кубрата:
А после Бел-Кермека балтаваром булгар был его сын Джураш Масгут, а после него - его сын Татра, а после него - его сын Боян-Чельбир, а после него - его сын Тубджак, а после него - его старший сын Арбуга Юрган, а после него - его младший брат Албури...
[2],
[3].
1. Туки, Атилле, Айбат, Тукал, Тохол, Аттила, Атила, Этцель, Атилла (434-453 гг.). Сын Муенчака, самый знаменитый булгарский царь и завоеватель. Родился в год лошади, в 406 г..
2. Кермек, Кернек или Бел-Кермек, Ирник, Хернах, Ирна (463-489 гг.). Младший сын Атиллы, продолживший его ветвь династии Дуло.
Имя Эрнака, как и других царей Гуннии, засвидетельствовано в различных написаниях: Эрнах (Приск Панийский), Хернак (Иордан), Эрнек (венгерские источники), Ирник («Именник болгарских ханов»), а в армянских источниках он, возможно, фигурирует под именем «царя гуннов» Херана, которое почти совпадает с вариантом у Приска Панийского - Эрнах. Формы Эрнах и Херан в своей основе имеют тюркское Эрен. Отсюда эпическое - Алп-Эрен, что тоже подтверждает обожествление исторических личностей у ряда позднеантичных и раннесредневековых народов. После смерти отца и разгрома гуннов в битве при Недао, младшие сыновья (старший Эллак погиб) Эрнак и Денгизик отвели основные силы к низовьям Дуная, в Приазовье и Прикаспий. Территория державы гуннов стала сокращаться. Армянский историк Егише сообщал: «…Этот Херан… истребил в Албании персидские войска [в 451 году] и в наезде своем достиг страны Греческой [Византии], и много пленных и добычи отправил из Греции и из Армении, и из Иберии, и из Албании». Известно также, что Херан (Эрен) был союзником армян в их борьбе против царя Сасанидской державы Йездигерда II и помог им в 451 году разбить войска иранского шаха. В 460 году гунны Херана были на стороне шаха Пероза и против албанского царя Ваче II, поднявшего восстание против Сасанидов
[4].
3. Ружа-Джураш Масгут (489-505 гг.). Сын Кермека от дочери масгутского бека Ружи, почему и был назван Ружа.
4. Банджа-Татра Банант или «Мундо» (505-520 гг.). Сын Ружа-Джураша.
5. Боян-Чельбир или Сандугач, Шан Талгау, Синдилх, Утрик (535-590 гг.). Сын Банджа-Татры. Чельбир - повод, узда; бунчук - знак царской власти; самодержец. Из книги Кул Гали «Хон китабы»: «...Имя «Чельбир» значит «самодержец», а сложилось оно из двух суварских слов «чельб» - «весь мир», «вселенная» - и «бир» - «владетель». Татар. галәм «космос, вселенная; мир, человечество; сообщество», казах. ғалам «вселенная», нид. heelal «вселенная», нид. hemel, нем. Himmel, фр. ciel, лат. caelus «небо», ит. cielo «небо; небосвод; небеса».
6. Аскал Кельбир («Алвар») или Тубджак (563-593 гг.). Сын Боян-Чельбира. Находясь на службе Эчке-Иделю, где правил его отец, управлял Эскелем и воевал в Тубджаке (Казахстан) - в союзе с аварами - против войск Тюркского каганата.
7. Албури Аспар Аскал (593-602 гг.). Старший сын Аскал-Кельбира.
8. Арбуга Юрган. Младший брат Алвара Бу-Юрган («Органа») сохранил независимость Булгарского тарханства при поддержке Византии, союз с которой заключил еще Алвар. В 619 г. Бу-Юрган для закрепления этого союза принял с частью булгар греческое (православное) христианство в византийском городе Кряшен («Корсунь», «Херсонес»). С той поры булгары называют православных булгар «кряшенами». Этот шаг Бу-Юргана вызвал недовольство большинства булгар-тенгрианцев, и Бу-Юргану пришлось уступить власть в тарханстве старшему сыну Алвара - тенгрианцу Курбату («Кубрат»)
[5].
В «Бревиарии» Константинопольского патриарха Никифора I Исповедника (ок. 760-828) - в записях за 619 год - фигурирует дядя Кувара (предполагаемого Кубрата) - «государь гуннского народа» Органа, который вместе со своими старейшинами и оруженосцами прибыл в Константинополь с просьбой к императору Ираклию I об обращении в христианство. Император охотно принял «гуннов» (болгар), окрестив всех «в Божественной купели»: византийские (ромейские) архонты стали восприемниками болгарских («гуннских») старейшин, а супруги архонтов - их жён. Помимо этого, представители «гуннской» (болгарской) знати были одарены императорскими дарами и наделены почётными званиями. Самого же «государя гуннского народа» император удостоил титула патрикия и «благосклонно отпустил в гуннскую страну».
В «Хронике» Иоанна Никиусского указывается, что Кетрадес (предполагаемый Кубрат) - племянник Куернака (предполагаемого Органы) был крещён и воспитывался в Константинополе «в недрах христианства», вырос в императорском дворце. В дальнейшем, он был удостоен Ираклием I титула патрикия и выступал уже в качестве христианского государя. «В силу святого и животворящего крещения, им полученного, - писал Иоанн Никиусский, - он побеждал всех варваров и язычников»
[6].
9. Кубрат - старший сын Албури. В момент гибели отца был еще совсем юным. До повзросления Курбата Булгарским бейликом правил от его имени родной брат жены Албури - Юрган (Бюрган) Телес. Когда Курбат повзрослел, Юрган добровольно передал ему власть над воссозданным им бейликом.
Как мы видим, вся черниговская знать (бойлы) «Слова» состояла сплошь из потомков знатных булгарских родов. Порядок перечисления родов в «Слове» почти в точности соответствует последовательности правления булгарских правителей (балтаваров). Путанница возникает с ревугами - потомками Арбуги Юргана-Органы. В тексте он назван младшим братом Тубджака и одновременно его старшим сыном. Текст «Джагфар Тарихы» составлен из разных источников и с этим надо разбираться.
Итак:
1. Могуты (Масгуты, Массагеты) - потомки Ружа-Джураш Масгута (489-505 гг.) - сына Ирника, внука Атиллы;
2. Татраны - потомки Банджа-Татра Бананта (505-520 гг.) - правнука Атиллы;
3. Шельбиры (Чельбиры) - потомки Боян-Чельбира (535-590 гг.);
4. Топчаки (Тубджаки) - потомки Аскал Кельбира или Тубджака (563-593 гг.);
5. Ревуги (Арбугинцы; ревуги < арбуги) - потомки Арбуги Юргана (Бу-Юргана);
6. Ольберы (Эльбиры < Албури) - потомки Албури Аспар Аскала (593-602 гг.) - отца легендарного Кубрата.
© TrueView