Савма́к (греч. Σαύμακος) - представитель скифской знати, организатор и руководитель государственного переворота в Боспорском государстве в 108-107 годах до н. э. Претендуя на боспорский престол, поддержанный местными скифами, Савмак собственноручно убил царя Перисада V, последнего представителя династии Спартокидов, и захватил власть. После поражения от понтийского полководца Диофанта был отправлен в Понтийское царство по поручению Митридата VI Евпатора. Вследствие этого Боспорское царство было подчинено власти понтийского царя.
Известен в первую очередь по декрету херсонеситов в честь Диофанта. Посвященный Савмаку и связанным с переворотом на Боспоре событиям отрывок сообщает следующее: «…когда же скифы с Савмаком во главе подняли восстание и убили выкормившего их (то есть скифов) боспорского царя Перисада, а против Диофанта составили заговор, он, избежав опасности, сел на отправленный за ним гражданами корабль и, прибыв [к нам] и упросив граждан, [а также] имея ревностное содействие [со стороны] пославшего его царя Митридата Евпатора, в начале весны явился с сухопутным и морским войском, а кроме того взял и отборных из граждан на трёх судах и, отправившись из нашего города, взял Феодосию и Пантикапей, виновников восстания наказал, а Савмака, убийцу царя Перисада, захватив в свои руки, выслал в царство Митридата и [таким образом] восстановил власть царя Митридата Евпатора…».
В 1938 году С. А. Жебелёвым было выдвинуто мнение о том, что Савмак возглавлял «восстание рабов» на Боспоре. В настоящее время превалирует мнение, что Савмак был представителем династии Тавроскифии, которая находилась в союзных отношениях с Боспором, или представителем скифской верхушки, которая присутствовала на территории Боспорского царства со второй половины V века до н. э. Сам переворот трактуется как попытка захвата власти Савмаком и обычно относится к 108-107 годам до н. э.
А вот как описывает события «Джагфар Тарихы»:
«Чиляр (152-146 гг. до н. э.). Сын Кубана. Был свергнут с престола племенными вождями-тарханами и стал кочевать возле Саксина и Сарычина. Кыпчакский бий Уразман, на сестре которого был женат Чиляр, поддерживал его. Младший сын Чиляра Кельбир (Кылбур, Елаур) ушел с частью своих людей в Кара-Бершуд (Крым) к своему дяде Уразману, где стал самостоятельно править Сакланом (степи Украины и Предкавказья).
Алан (140-107 гг. до н. э.). Внук Кубана, сын Сувар-Маджи, Тархан. Оттесненный от власти другими родственниками, заключил союз с Кельбиром, по которому Кельбир помог Алану в 140 г. до н. э. стать царем Иделя, а Алан объявил Кельбира и его потомков тарханами (автономными правителями) Саклана. Кельбир женился на дочери Алана Узбике. Во время свадьбы на берегу реки Кубан на пирующих неожиданно напало войско Бершуда (Боспорское царство) во главе с Тама-Диу (Дио-фанта) и захватило в плен малолетнего сына Алана Сакмара или Саумака («Савмак» римско-греческих источников). Из-за этого разразилась война между Иделем и Бершудом. В этой войне булгарские войска возглавлял вначале Кельбир, а затем - Балак (сын Кельбира и Узбики). Сын Уразмана Таш-Баш поддерживал их. В конце концов бершудцы были разбиты, а Саумак - освобожден. Но тут царь Дарбазана (Понтийское царство, Трапезунд) пришел на помощь бершудцам и при поддержке того же Тама-Диу вновь пленил Саумака (в 107 г. до н. э. по данным римско-греческих источников). Узнав об этом, Алан умер от расстройства. А Саумак умер в заточении в Дарбазане. Его тело было выкуплено за большое количество золота и серебра и погребено на родине, на берегу реки Сакмак или Сакмар (Сакмара). Алан - основатель Аланской династии.»
Сакмар-Савмак. Сакма́ра - река в России. Протекает через территории Башкортостана (348 км) и Оренбургской области (412 км). Впадает в реку Урал в 327 км от её устья на границе города Оренбурга и Оренбургского района. Берёт начало на склонах хребта Уралтау, течёт на юг в широкой горной долине, огибая Зилаирское плато, прорывается в глубоком ущелье и поворачивает на запад. Является довольно полноводной рекой. Течение быстрое, ближе к Оренбургу более спокойное. В «Книге Большому Чертежу» (1627) река называлась Сакмар. В эпосе «Урал-батыр», сын Шульгена и Айхылу был Сакмаром. Шульганташ и озеро Шульген образованы рекой Шульген.
Балак-Палак (Παλακος) - cкифский царь, сын царя Скилура. Имя Палак упоминается в декрете жителей Херсонеса в честь Диофанта. Палак правил Крымской Скифией со столицей в Палакии (Неаполь Скифский). Палак воевал с Херсонесом и в 107 г. до н.э. был убит в сражении с полководцем Митридата VI Диофантом. Палак - сын Кыл(б)ура-Скилура. Достаточно созвучно.
Кельбир-Кылбур-Скилур - царь Малой Скифии. Скилур основал в Крыму столичный город Палакий (Неаполь Скифский). По преданию, он оставил после себя 80 детей. Скилур скончался незадолго до начала войны скифов против полководца Понтийского царства Диофанта в 113 г. до н.э. После смерти Скилура власть в Малой Скифии перешла к его старшему сыну Палаку. В 40-х годах прошлого века в некрополе Неаполя Скифского была обнаружена каменная гробница, в которой, предположительно, находился прах Скилура.
Тама-Диу-Диофант (др.-греч. Διόφαντος), сын Асклепиодора - полководец понтийского царя Митридата VI Евпатора. В 110-109 до н. э. дважды посылался с войсками в Крым и успешно отразил натиск скифов и их союзников (среди которых были и роксоланы), стремившихся под предводительством Палака, сына Скилура, захватить Херсонес. Весной 107 до н. э. совершил 3-й поход из Понта в Крым для подавления восстания на Боспоре, овладел восточным Крымом и разгромил повстанцев.
Таш-Баш-Тасий. Возможно, имя, как у Теушпа (Teušpa) - киммерийского царя. В 687 г. до н.э. Теушпа изгнал ассирийцев из Курдистана и в 668 г. основал династию Ахеменидов в Персии. Он был женат на дочери скифского царя Ишпакая - Шпако; от их брака родился будущий царь персов Кир I. Ассирийскому царю Асархаддону удалось разгромить армию Теушпы при помощи скифов-наемников во главе с Партатуа. В честь этой победы Асархаддон повелел изготовить следующую надпись: “И Теушпу киммерийца, воителя Манда, обитающего далеко, поразил я на земле страны Хумушна вместе с его войсками оружием моим”. Теушпа / Тауаспа, Τευασπας «мощноконный».
Центральным источником по данной проблеме является, без сомнения, широко известный декрет в честь Диофанта, талантливого полководца Митридата VI Евпатора [IOSPE. I2. 352]. События, о которых повествуется в этом документе, суть следующие.
К могущественному в этот период понтийскому царю Митридату VI Евпатору около 110 г. до н. э. прибывают послы Херсонеса Таврического (вспомним договор 179 г. до н. з. между понтийским царством Фарнака I, Херсонесом и сарматами Гатала) с отчаянной просьбой о помощи против скифов царя Скилура и его сына Палака, которые осадили город. Митридат Евпатор, оценив важнейшее геостратегическое положение Херсонеса (нынешний Севастополь) в бассейне Понта (Черное море), направляет в Крым из Диоскурии (порт на побережье Колхиды) армию под командованием Диофанта. Прибыв к Херсонесу, Диофант успешно выдержал неожиданное нападение на его армию скифов, обратил их в бегство и совершил глубокий рейд по скифским владениям в Крыму.
Экспедиция понтийцев в скифские владения, по-видимому, имела не столько военно-стратегический, сколько демонстрационный эффект, потому что уже весной следующего года скифы легко вернули себе все свои владения, а их царь Палак осенью, перед уборкой хлеба, вновь осадил Херсонес. На сей раз, осада носила еще более угрожающий характер, поскольку запасы хлеба в городе подошли к концу, новый урожай успешно собирали скифы, а бурное осеннее море исключало всякую возможность [46] продовольственного обеспечения с помощью флота. Тем не менее, херсонеситы нашли возможность вновь известить о своей беде Митридата Евпатора, а Диофант, хоть и через два месяца, но все же сумел переплыть море и прийти на помощь погибающему городу. Однако здесь его поджидали уже не только херсонесские эллины и скифы, но и некий народ ревксиналов, числом около пятидесяти тысяч воинов под командованием царя Тасия. Несмотря на явный недостаток наличных сил (Диофант располагал всего шестью тысячами тяжеловооруженных гоплитов), понтийский полководец решился дать бой объединенному ревксинало-скифскому войску. «Сделав разумную диспозицию», т. е. каким-то образом воспользовавшись благоприятным для действий пехоты рельефом местности, Диафант нанес армии варваров сокрушительное поражение.
Страбон рассказывает об этом же эпизоде древней истории Причерноморья так:
«Роксоланы воевали и с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия; пришли они на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались народом воинственным; однако против сомкнутой и хорошо вооруженной фаланги всякое варварское племя и легко вооруженное войско оказывается бессильным. И действительно, роксоланы в числе почти пятидесяти тысяч не могли устоять против шести тысяч, бывших под начальством митридатова полководца Диофанта, и большинство их погибло. Они носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетенные из прутьев щиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч» [Strabo. VII.3.17].
[1] В декрете Диофанта воины Тасия названы ревксиналами или царскими (лат. regius [< rex ‛царь’] ‛царский’). О них писал еще Геродот: «Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.»
Этноним сколоты (др.-греч. Σκόλοτοι) происходит от арамейского shelet «обладать властью» (shultana ‛власть’). К этому же слову восходит арабское султан (سلطان ‛sultān’) «правитель, король/королева, власть, властвование». Далее от аккадского šalâţu «быть или стать повелительным, властным; властвовать, господствовать; побеждать, одолевать» [šalţu ‛победный, победоносный’; šalţiš ‛побед(онос)но’; šalţaniš ‛то же; властно, повелительно, по-господски’; šalâlu ‛уносить, уводить, грабить, полонить, захватить в качестве добычи, угнать в плен’; šallatu ‛добыча, военная добыча, полон’; šallûtu ‛плен’]. Далее от шумерского sa la2 [‛to tie up’] ‛связывать’ (sa ‛сухожилие’ + la2 ‛вешать, связывать’). Cкифы могли позаимствовать этот титутл во время своего переднеазиатского похода, когда разрушили Ассирию и Иерусалим.
[2] Известно, что Птолемей писал свой трактат во II в. н. э., т.е. почти на два столетия позже Страбона. Представления античных ученых об этнокарте Северного Причерноморья в эту эпоху были уже значительно четче и яснее, чем во времена Страбона. Именно поэтому Птолемей весьма четко отличает ревкиналов (ревксиналов) от роксолан, а последних от бастарнов:
«...У поворота реки Танаиса - [живут] офлоны и танаиты, за ними осилы до роксолан; между гамаксобиями и роксоланами - [живут] ревкиналы и эксобигиты, затем между певкинами и бастернами карпианы, выше их - гевины, далее - бодины» [Ptol. III.5.10]/
Разве способен ‛фальсификатор’, написавший «Джагфар Тарихы», сочинить такой сюжет? Это нужно знать историю лучше любого историка в нашем мире. Он должен был знать все эти имена, и даже имя Тасия.
© TrueView