Скифы - экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе племен, обитавших в Восточной Европе в эпоху античности. Преимущественно о скифах известно из сочинений Геродота.
Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры относят к VII веку до н. э. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:
первый подход основан на «третьем сказании» Геродота, по которому скифы пришли с востока;
другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.
Сравнительно общепризнанная история скифов и Скифии начинается с VIII века до н. э.. В это время происходит приход скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками жили киммерийцы (Гомеры древних текстов).
Киммерийцы вытесняются скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э. В погоне за киммерийцами в 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторглись в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство - Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.
Основная территория расселения скифов - степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы - самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра - скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их - алазоны, а ещё севернее - скифы-пахари, причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу. По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты, авхаты (занимали верховья Гипаниса), траспии и катиары.
Политическому сплочению скифов способствовала их война с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. - во главе скифов были три царя: Иданфирс, Скопас и Таксакис. На рубеже V-IV вв. до н. э. царь Атей устранил других скифских царей и узурпировал всю власть. В 40-х гг. IV в. до н. э. он закончил объединение Скифии от Азовского моря до Дуная.
Согласно Геродоту: «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши».
По Геродоту скифы себя называт «сколотами». В.Абаев, вслед за Ю.Марром, возводил этноним
skuta к *skul-ta, где *skul (*skol) он считал «каким-то важным термином доиранского населения юга России». Но К.Т.Витчак и С.В.Кулланда объясняют скифское самоназвание так: Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (т.е. "лучники", с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причем форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н.э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н.э. - времени визита в Ольвию Геродота, уже произошел переход *δ > *l".
[1] Я считаю, что необходимо строго придерживаться терминологии Геродота, который назвал племена сколотами (др.-греч. Σκόλοτοι) или царскими.
Геродот применил название в следующем контексте:
«По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший - Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами».
По общепринятой версии, скифы вторглись в Закавказье, преследуя киммерийцев. Частью они обосновались в пределах Восточного Закавказья, создав полукочевое государственное образование, получившее в древневосточных текстах название Ишкуза. Частично скифами были ассимилированы и местные скотоводческие племена. Со второй половины VII в. до н. э. скифы начали совершать походы вглубь Передней Азии. Основными целями походов скифов были киммерийцы, расселившиеся в пределах Малой Азии, а также Ассирия, Лидия и другие малоазийские области. Изначально начав войну с Ассирией, скифы после гибели царя Ишпакая заключили союз, направленный против киммерийцев и других соседей Ассирии. Но в 673 г. до н. э. скифы поддержали восстание мидян против ассирийцев, хотя позднее вновь поддерживали ассирийцев в борьбе против мидян, тем самым пытаясь ослабить оба государства. С 50-х гг. VII в. до н. э. скифы достигают зенита своего могущества в регионе, фактически превратив мидян в вассальное царство, а затем участвуя в войнах против Ассирии, отвоевав у последней множество областей, затем совместно с мидянами полностью разгромив Ассирию. После падения Ассирии скифы фактически теряют контроль над усилившимся Мидийским царством, чей царь Киаксар, отягощенный влиянием скифов, предательски уничтожил скифских вождей.
Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии. Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) чрезвычайно близок ханаанейским языкам, в частности, ивриту. Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию. Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху правления Ахеменидов (VI век до н. э. - IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи. В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н. э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий.
Как известно, скифы в своем переднеазиатском походе доходили до Мидии, Сирии и Палестины, где доминировал арамейский язык. Поход затянулся на 28 лет.
Этноним сколоты (др.-греч. Σκόλοτοι) происходит от арамейского shelet «обладать властью» (shultana ‛власть’). К этому же слову восходит арабское султан (سلطان ‛sultān’) «правитель, король/королева, власть, властвование». Далее от аккадского šalâţu «быть или стать повелительным, властным; властвовать, господствовать; побеждать, одолевать» [šalţu ‛победный, победоносный’; šalţiš ‛побед(онос)но’; šalţaniš ‛то же; властно, повелительно, по-господски’; šalâlu ‛уносить, уводить, грабить, полонить, захватить в качестве добычи, угнать в плен’; šallatu ‛добыча, военная добыча, полон’; šallûtu ‛плен’]. Далее от шумерского sa la2 [‛to tie up’] ‛связывать’ (sa ‛сухожилие’ + la2 ‛вешать, связывать’).
Англ. slave ‛раб’, греч. κλείω ‛связывать, сковывать’ < sa la2 [‛to tie up’] ‛связывать’.
В середине XVII в. до н. э. в Нижний Египет вторглась группа кочевых скотоводческих племен родом из Передней Азии, получивших название гиксосы. Единственным источником, который рассказывает о том, как гиксосы завоевали Египет, является история Манефона, египетского жреца и ученого времени Александра Македонского и Птолемея, сохранившаяся лишь в выдержках у различных античных авторов. Манефон сообщает (Ios.,CAp.,I,14), что в царствование царя Тутимайоса пришли люди неизвестного происхождения и легко, без боев покорили Египет. С местным населением они обращались крайне жестоко и одних убивали, других вместе с женами и детьми продавали в рабство. Пришельцы назывались «гиксосами», и Манефон объясняет это название как «цари-пастухи» или «пленные пастухи» (последнее подтверждается египетским HAq «добыча», «пленник»). На гиксосских скарабеях и в туринском царском списке гиксосские цари именуются хека хасут, что по-египетски означает Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран», передаваемое по-гречески ὑκσώς или ὑξώς. Сам термин хека хасут существовал в Египте значительно раньше времени нашествия гиксосов. О хека хасут сообщается в «Рассказе о Синухете» - известнейшем памятнике времени Среднего царства. В Бени Хассане, в гробнице времени XII династии изображены 37 азиатов, принесших дары. Их предводитель в сопровождающей изображения надписи назван хека хасут. Тот же термин встречается и на скарабеях и других памятниках конца Среднего царства. Вообще это обычный египетский термин для обозначения палестинских и сирийских вождей. Однако в вопросе идентификации этих вождей с последующими гиксосскими царями нет единой точки зрения.
В настоящее время доминирует точка зрения, что нашествие гиксосов явилось следствием миграции народов в Азии во II тысячелетии до н. э. в результате появления здесь кочевых племен, принадлежавших к индоиранской языковой группе. Об этническом происхождении и составе самих гиксосов высказывались противоречивые точки зрения. Некоторые авторы полагают, что основным и ведущим слоем гиксосов были хурритские и арийские племена. Последние предполагаются на том основании, что гиксосы ввели в Египет лошадь и боевую колесницу, которая появилась в Передней Азии с приходом племен, принадлежавших к индоиранской языковой группе. Первое упоминание о колеснице мы встречали в стеле Камеса - царя, боровшегося с гиксосами в последний период их правления. Ни на каких более ранних памятниках этого периода нет ни названия, ни изображения лошади. Для обозначения лошади и колесниц был использован старый термин htr, обозначающий быка пли бычью упряжку. Имеется и другой термин - ssm - слово семитическое, а не индоиранское.
Объединение гиксосов образовалось на территории Сирии. Основу гиксосов составляли амореи, к которым, возможно, присоединились хурриты и хетты. Наибольшего могущества гиксосы достигли при царях Хиане и Апепи, которые смогли продвинуться далеко на юг, достигнув города Кус. Однако подчинить весь Верхний Египет гиксосы так не смогли. В Фивах в это время правила XVII династия, которая, собрав силы, начала борьбу с гиксосами. Начало борьбы по легенде связано с царём Секненра, который, судя по найденной мумии, по-видимому, погиб в битве. Его сын, Камос, последний царь XVII династии, сражался успешнее. Он собрал войско, двинулся на север, перехватил по пути послание гиксосов к правителю Куша и сумел дойти почти до самого Авариса, столицы гиксосов, но не захватил его . Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камоса, первый фараон XVIII династии Яхмос I около 1550 г. до н. э., который изгнал их из Египта и преследовал до южной Палестины, где захватил город Шарухен.
Манефон приводит имена 6-ти гиксосских царей XV династии: Салитис, Бнон, Апахнан, Апопис, Ианнас, Ассис. Имя первого из царей - Салитис, что по-аккадски означает «царь, правитель, властелин» или Сколот в греческой передаче Геродотом.
Перевод египетского названия гиксосов Hqa xAswt «правитель (чужеземных) стран» на аккадский язык выглядит и вовсе удивительным - šarru + māt [šarru "царь", mātu "страна"] - Сармат «царь стран».
Во времена Ахаменидов территория Персидской империи охватывала территории от Греции и Ливии до Индии. Государство было разделено на 20 военно-административных округов (сатрапий). Цари носили титул - великий царь, царь царей, царь Персии, царь стран. Обычно надписи начинались одинаково: «такой-то великий царь, царь царей, сын такого-то». Примером может служить Бехистунская надпись персидского царя Дария I (521-486): «Я Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь стран, сын Виштаспы (Гистаспы), внук Аршамы, Ахеменид...» Персидский царь Кир Великий II носил титул «...царь Вавилона, царь стран». В надписи Кира из Урука на аккадском языке было написано: «Я - Кураш, царь стран, который любит Эсагилу и Эзиду, сын Камбиза, могущественный царь».
Но еще задолго до Дария, Кира и гиксосов титул «царь стран» носил шумерский правитель Лугальзагеси (шум. «Царь блестящий», правил приблизительно в 2336 - 2311 годах до н. э.). При Лугальзагеси произошло объединение Уммы с Уруком, столицей нового государства стал город Урук. В одной своей надписи из Ниппура Лугальзагеси называет себя «эном Урука, лугалем Ура». Лугальзагеси завоевал все города по нижнему течению Евфрата и Итурунгалю. После завоевания Ниппура жрецы награждают его титулом «царь стран».
«…Biaina, Biainili.…Такое наименование присваивается всему обширному государству, объединяющему ряд стран под властью единого биайнского царя… В письменных памятниках Ассирии этой же стране присваиваются наименования Наири и Урарту… В письменах самой Биайны такие два названия этой страны встречается только в текстах, написанных на ассирийском языке. Именем Урарту (MATU Urartu) переводится MATU Biainili в ассирийском тексте билингвы Топсау (стк.27). В Келишинской билингве ŠARRU MATU Biainaue (стк.3) имеет ассирийским соответствием šarMATU Nairi (стк.3), сравнительно там же ŠARRU Šu-ra-a-u-(e) (ŠARRU MATU) Bi-a-i-na-u-e (стк.18-19) , по ассирийски : šarKiššati šarMATU Nairi (стк.16) “царь вселенной, царь страны Наири”. Так же именует свою страну биайнский царь Сардур сын Лутипри, первый из царей, от которых сохранились письменные повествования, но составленный им текст начертан на ассирийском языке: šar kiššati šar MATU Nairi (Халд. XV, стк.1-2)… Её цари приняли титулатуру по ассирийском образцу…» [2, c.359-363].
Патканов К. П. считал что «…В именах сармат, савромат, яксомат, хечматак, слог мат имел, вероятно, какое-нибудь значение, может быть, земли, страны... То же самое встречается у автора (Древней армянской географии) в имени народа нахчаматянк. Окончание -янк у армян этническое, остаётся имя нахча. В таком виде мы встречаем это имя у чеченцев, которые и до сих пор называют себя нахче, то есть народ…» [3, c.38].
После завоевания Персии Александром Македонским греки продолжили следовать традиции. Антиох I, восстановивший в Борсиппе храм Небо, в своей клинописной надписи говорит о себе: «Я, Антиох, царь великий, могучий царь, царь воинств, царь Вавилона, царь стран, восстановивший Эсагила и Эзида, царственный сын Селевка, царя Македонского, царя Вавилона».
В первые века нашей эры титул Савромат входил в титулатуру царей Боспорского (Приазовского) царства (Савромат I, Савромат II, Савромат III, Савромат IV).
Первое упоминание о савроматах в античной литературе принадлежит Геродоту. До «отца истории» подобный этноним не встречался в сочинениях ионических авторов. Геродот впервые упоминает о савроматах в легенде о появлении амазонок в Скифии, она довольно известна. Амазонки, потерпев поражение в битве с греками у реки Термодонт, были взяты в плен и отправлены в Грецию, но по пути овладели кораблями и ветром и волнами были вынесены на побережье Меотидского озера, в районе местечка Кремны. Достигнув земли, они завладели табуном лошадей, принадлежавшим царским скифам, и, разъезжая на них, грабили скифскую землю. В результате этого грабежа разгорелся конфликт со скифами, которые только тогда осознали, что сражались с женщинами, когда увидели трупы амазонок, погибших в битве. Скифы прекратили воевать и приказали самым молодым членам племени следовать за пришелицами и делать все то, что будут делать они. Терпением и хитростью молодые скифы сумели объединиться с амазонками. Женщины согласились жить со своими мужьями лишь при условии, что они не останутся с другими скифами, а отправятся занимать земли за Танаисом. Их потомков Геродот называет савроматами (IV, 110-117). Таким образом Геродот генетически связывает савроматов со скифами, подчеркивая это также замечанием, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном» (IV, 117).
Один из предшественников Геродота - Гекатей Милетский, предлагал читателю этнокарту племен, обитавших «в Европе» и «у Кавказа», выделял из них собственно «скифские» племена - меланхлэны, миргеты, иды, дандарии, типаниссы, иксибаты, иамы, исседоны (fr. 154-168). Савроматов среди них нет. Кроме того, следует вспомнить третью легенду, приводимую Геродотом, связанную с появлением скифов. «По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войной со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю…» (IV, 11-13). Согласно этому сообщению, при своем перемещении на запад, скифы не встречали на своем пути крупных объединений номадов, за исключением киммерийцев. Будучи тесно связанными со скифами, савроматы все же не фигурируют на начальном этапе скифской истории.
О появлении савроматов на исторической арене пишут еще два автора. Сообщение Диодора Сицилийского заключается в следующем: скифскими царями, в результате переднеазиатских походов, были переселены многие племена:
«…а самых важных было два: одно из Ассирии …другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами» (Диодор, II, 43)».
Информация подобного рода содержится и у Плиния Старшего:
«По реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками» (Плиний, VI, 19)».
Оба автора связывают савроматов с Мидией и появляются они на исторической арене во времена господства скифов в Передней Азии. Савроматская конница отличалась в войне скифов против Дария I около 512 г. до н. э. Во главе этих смелых всадников стоял Скопасис (Скопас). С конца V в. и в IV в. до н. э. отдельные племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон. В 4-3 вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён, куда вошли и родственные им племена, пришедшие с Волги. Начиная с III в. до н. э. эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов.
А теперь поговорим о лошади, которую египтяне получили во времена вторжения гиксосов. Одно из названий лошади в шумерском языке - si2-si2 (аккадск. sisi), появляется в староваилонский период и, как считается, имеет аккадские корни. Действительно, в аккадском языке часто встречается редупликация. Затем название попало в древне-египетский язык в форме ssm. До сих пор неизвестно, откуда в аккадском возникло это слово. Возможно, стоит найти языки, в которых оно бы имело похожее звучание? Одним из таких языков оказался адыгский. По-адыгски шы "конь", шу "всадник". Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами» (La vita et sito de sichi, chiamati circassi), и на их собственном наречии они называются «адыги». «...Они исповедуют христианскую религию и имеют священников по греческому обряду. Крещение же принимают лишь по достижении восьмилетнего возраста, и крестят у них по нескольку человек зараз простым окроплением святой водой, причем священник произносит краткое благословение. Знатные не входят в храм до шестидесятилетнего возраста, ибо, живя, как и все они, грабежом, считают это недопустимым, дабы не осквернять церкви, по прошествии же этого срока, или около того времени, они оставляют грабеж и тогда начинают посещать богослужение, которое в молодости слушают не иначе, как у дверей церкви и не слезая с коня...».
По одной из гипотез лошадь впервые приручили носители «курганной культуры» в степях Причерноморья.
2). Мещанинов И.И. Аннотированный словарь урартского (биайнского) языка. Изд-во «Наука», 1978.
3). Патканов К.П. Из нового списка Географии, приписываемой Моисею Хоренскому// журнал Министерства народного просвещения . СПб., 1883. CCXXVI. C. 38.
©
TrueView