Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских земляхславянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика:
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор, обозначенные в летописи как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» - «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.
Выдвину новую гипотезу:
Вставка сюжета о призвании варягов основана на западном, возможно, латиноязычном источнике. В оригинале могло выглядеть так:
Рюрик Старший (или Старый) и народ.
Можно и так:
Рюрик Старший со своим родом.
Синеус ~ лат. senex, senecis (арх. р.п.) «старый, старший», seneo «быть старым, быть дряхлым». Исп. señor, англ. signor, укр. синьйор «синьор». Готск. sineigs «старый»; sinista «старейшина».
Трувор-Тривор ~ лат. tribus «простой народ, толпа», англ. tribe «племя; клан, род; семейство; поколение» (from Latin tribus; probably related to Latin trēs «three»).
Заметим, что Рюрик назван старшим среди своих братьев, в летописях имя Трувора встречается в разных формах - Трувор, Тривор; Трубер. У Длугоша - Trubor, у Стрыйковского - Truwor alboTrubor. Легко принять рукописную связку «ci» за «u» в слове senecis и тогда получится Seneus-Sineus.
Синьор и народ!
…И пришел, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, со своим родом!
А может Тривор - это просто Третий сын? Имя Рюрика-Рерика может быть связано со славянским названием сокола Рарог, которое является заимствованием из древнегреческого (с протезой «р»). У Гомера встречаем: ἱέραξ -ᾱκος «ястреб или сокол».
В разных языках имеет много вариантов: чешские и словацкие Rarog, Raroh, Raroch, Rarašek, Rárožica, украинский Раріг, польский Raróg, хорватский Rarov, литовский Ràrogas и прочие. У словаков также есть группа слов járašek, járog.
© TrueView