С древнейших времен тюркоязычные кочевники жили в соседстве с племенами, говорившими на индоевропейских, финно-угорских, монгольских и китайских языках. Между их языками существовало мощное взаимодействие и взаимовлияние.
На протяжении многих столетий осёдлое китайское население испытывало натиск со стороны северных тюркоязычных кочевников. «Надписи на костях животных и панцирях черепах (XIV-XI вв. до н.э.) сообщают о постоянных вторжениях кочевников на территорию древнейшего китайского государства Шан-Инь. Ещё больше сведений о номадах, окружавших китайское государство Чжоу, а потом империи Цинь и Хань, содержится в письменных источниках VI-I вв. Среди этих многочисленных племён видное место занимали хунну, сложные взаимоотношения которых с Китаем охватывают почти полтора тысячелетия. Потомки хунну, известные под названием гуннов, сыграли заметную роль в раннесредневековой истории Восточной и Центральной Европы. ...Анализ китайских источников позволяет с большим основанием сделать вывод, что гуйфан, сюньюй, хуньюй, сяньюнь и хунну - это самоназвания одного и того же племени, применявшиеся в различные эпохи. Что касается терминов жун, цюаньжун, ди и т.п., то они представляют собой своеобразные прозвища, данные китайцами этому же племени» [↖].
Сяньюнь - древние племена Китая, наиболее достоверные упоминания которых относятся к IX веку до н. э. Племена сяньюнь и сюньюй включены в число предшественников сюнну в гл. 110 «Ши цзи» Сыма Цяня [↖]. Его комментатор Ин Шао (140-206 гг. н.э.) относит существование сюньюй к иньскому времени и указывает, что лишь позднее они стали называться сюнну [↖]. Комментатор Чжэнь (713-742 гг. н.э.) указывает, что племена, которые назывались шаньжун или сюньюй в эпоху правления Тана и Юя, стали называться чуньвэй при династии Ся, гуйфан - при династии Инь, яньюн - при династии Чжоу, и сюнну - при династии Хань [↖].
Хунну (сюнну) обитали на севере Китая в излучине реки Хуанхэ до пустыни Гоби на севере. Это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. Долгое соседство с китайским оседлым населением оставило значительный след в пратюркском языке и его числительных.
▸ Old Turkic säkiz ‛восемь’. Г. И. Рамстедт, опираясь на схожие конструкции в финно-угорских и корейском языках, пытался выявить семантическую связь между числительными «егіз» и «сегіз». По его мнению, слово «сегіз» изначально произносилось как «егіз» и означало «не два пальца» [↖].
▸ Old Turkic toquz ‛девять’. Г. И. Рамстедт считает, что древнетюркское toquz соответствует монгольскому tokur («несгибающийся», «скрюченный» - речь идет о пальце). По мнению М. Рясянена, числительное toquz произошло от глагола toky - стучать, tokkyz - вели стучать [↖].
Субтрактивный синтез - это метод синтеза, основанный на вычитании элементов друг из друга. Субтрактивные конструкции для числительных весьма распространены в языках различных типов. В финно-угорских языках числительные, выражающие число перед круглым десятком, образовываются субтрактивным способом. Это восемь и девять.
Моя гипотеза состоит в том, что числительные восемь и девять в тюркских языках также образованы субтрактивным способом с последующим сокращением. Известно, что из-за частого употребления счета числительные могут подвергнyться сокращениям. Чем длиннее числительное, тем больше оно сокращается.
Продемонстрирую образование числительных на конкретных примерах:
⇨
▸Кр.-тат. sekiz ‛восемь’ < *[s]eki[si]z < *eki[si]z = eki ‛два’ + -siz (-suz) ‛без’ - ‛без двух [пальцев]’.
▸Туркм. (халадж.) säkkiz ‛восемь’ < *[s]äkki[si]z < *äkki[si]z = äkki ‛два’ + -siz (-suz) ‛без’ - ‛без двух [пальцев]’.
Начальный согласный S- - протеза.
Цитата из «Джагфар Тарихы»:
«Мне было интересно узнать и о том, что писал Карамыш-тюрэ о древних тюрках... Оказывается, в древности слово восемь произносилось в форме агыз, и им хонские булгары называли восьмиродовое объединение кара-кытаев [западных монголов], но многие хорезмийские писатели часто превращали его в «огуз» и поэтому путали огузов-узи [узи] с кытаями [монголами]. И этих ученых-путаников называют «наблюдательными», хотя что бы мы сказали о человеке, принимающем ишака за верблюда!»
В якутском языке до сих пор сохранилась старая форма: аҕыс ‛восемь’.
Словом кара ‛черный’ хонны называли запад - там, где темнеет и заходит солнце. Восток - ак ‛белый’, север - кок ‛синий’, юг - сары ‛белый, желтый’. Позже восьмиродовое объединение кара-кытаев стало известно под своим монголским именем найманов - монг. найман ‛восемь’.
⇨
▸Татар. тугыз ‛девять’ < *тәүг[ес]ыз < татар. тәүге ‛первый’ + -сыз (-суз) ‛без’ - ‛без первого [пальца]’.
Татар. тәүге (täwge) ‛первый, первоначальный’, тәү ‛первый, первонача́льный; первоначально, впервы́е, в первый раз’, тәүдә ‛сначала, вначале; первоначально’. Башк. тәүге ‛первый’, тәү- ‛первоначальный’, тәүҙә ‛сначала, в первый раз’.
Кит. 头一个 [tóuyīge] ‛первый’ (头 [tóu] ‛голова’ + 一 [yī] ‛один’ + 个 [ge] - счетное слово), кит. 一个 [yīgè] ‛одна штука, один’.
Еще один пример тюрко-китайской параллели:
Кит. 不 同的 [bùtóngde] ‛другой’ = 不 [bù] (отрицательная частица не) + 同 [tóng] ‛одинаковый, тождественный; совпадать; быть общим; вместе, сообща; с; вместе с; и’ + 的 [de] (суффикс прилагательного).
Татар. бүтән -‛другой, иной, прочий, остальной’.
© TrueView