Продолжаю описание нашего первого путешествия на ГАЗ-66. Рано утром выехав из Москвы, в первый день мы посетили Переславль-Залесский и Годеново и к вечеру добрались до Ростова Великого, где встали на ночь у стен Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря, прямёхонько под колокольней. Древний Ростов! Ростов Великий, знаменитый своими архитектурными памятниками, колокольными звонами и православными святынями, небольшой по населению город в Ярославской области, расположенный на берегу озера Неро, в 202 км от Москвы, на трассе «Холмогоры» Москва - Архангельск.
В канун великого православного праздника Троицы Живоначальной очень хорошо спалось под стенами монастыря. Чтобы встать пораньше, поставили будильник, но он не понадобился, так как проснулись мы от колокольного перезвона.
Пока закипал чайник, прогулялись до озера Неро, на берегу которого и была основана святым епископом Иаковом, современником и земляком преподобного Сергия Радонежского, в 1389 году обитель.
Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила, рядом с источником, где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Так сформировалась новая обитель и вот уже более 600 лет на этом месте возносится молитва.
Около главного входа в Монастырь встретили "старых знакомых". Здесь формировались группы туристов с теплохода "Чичерин" тур.оператора "Водоход Спб". Сами мы не раз бороздили на "Чичерине" воды Невы, Свири, Онеги и Ладоги.
Погода стояла чудесная. Солнце золотило кресты на куполах, его сияние усиливало праздничное настроение.
Троица! Троица! Троица!
Монастырь окружают каменные стены с четырьмя башнями восьмигранной формы и двумя въездными воротами...
Через одни из них (северные) мы попадаем на территорию Монастыря.
А напротив - южные святые врата.
Храм Святого Димитрия Ростовского (Дмитриевский). Димитриевский собор нередко именуют Шереметевским в честь его строителя графа Шереметева, а также его сына и внука, тоже сделавших несколько крупных вкладов в обитель.
Перед входом в храм трапезная, в которой два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу. Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.
Рядом, как будто слились воедино Храм Святого Иакова Ростовского (слева с зелёными куполами) и Храм Зачатия Святой Праведной Анны (справа синие купола со звёздами). Зачатиевский храм - самое старинное каменное здание монастыря (1686 года). Внутри Зачатьевского храма сохранились фрески XVII века и трехъярусный золоченый резной иконостас. В 1836 году к Зачатьевской на средства графини А. Орловой-Чесменской была вплотную пристроена Яковлевская церковь.
Ансамбль монастыря поражает своей фундаментальностью, мощью, величием! В храмах шли службы. Всё было украшено берёзками, на полу свежескошенная трава, обалденный запах травы перемешивался с запахом ладана. Праздничность и ликование царило во всём!
В одной из башен Монастырской стены лестница ведёт на смотровую площадку. Поднимемся.
Внутри башни.
На втором ярусе Монастырской стены.
По периметру можно было бы обойти монастырь, если бы не перегородки.
Вид на озеро Неро сквозь круглое оконце.
Сверху открывается восхитительный вид и самого монастыря. По-моему хорошо видно, что монастырь мужской. Во всём сквозит строгость и порядок.
Рядом с Яковлевским монастырем, немного особняком, возвышается пятиглавый храм Спаса на песках, в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого (Княгинина) монастыря, основанного еще в XIII веке дочерью тверского князя Михаила, женой ростовского князя Василько - княгиней Марией - единственнной известной в русской истории женщиной-летописцем. Ее, как основательницу монастыря, в 1271 году погребли под Спасской церковью. Это как раз и послужило поводом для переименования монастыря в Спасский, что на Песках, Княгинин монастырь. Интересна история храма. Воздвигнут он в разгар монгольского нашествия на Русь. Любимый муж княгини Марии князь Василько попал в плен. Зная его храбрость и значимость, татары принуждали его воевать против Руси. Молодой 29-летний князь отверг их предложения, за что и был убит. В память о своём любимом супруге Мария построила этот храм.
Спасо-Песоцкий (Княгинин) монастырь в XVIII веке был упразднён, а храмы переданы соседнему Яковлевскому монастырю, после чего тот стал именоваться Спасо-Яковлевским. Но не приносящие дохода храмы постепенно уничтожались. Случайно (а, может, и нет, зная его печальную историю) сохранился лишь этот главный храм монастыря, сооружения которого одни знатоки относят к XVI веку, другие к XVII. С тех пор он переделывался не один раз. Но и в том виде, в каком он дожил до нас, он представляет архитектурную и художественную ценность и вызывает интерес.
Вокруг Спасо-Преображенского храма большое монастырское хозяйство. Теплицы и распаханные земли. И опять же во всём строгость ухоженность и порядок. Интересно, что потом не раз я буду пересматривать именно эту фотографию, потому что по воле божией в совсем недалёком будущем мне предстоит знакомство с иегуменом Спасо-Яковлевского Дмитриев монастыря, в обязанности которого входит благоустройство монастыря и хозяйственная деятельность. Но об этом я напишу в последующих постах.
Вид со смотровой площадки на озеро Неро.
Все три храма, находящиеся здесь, выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители - это придаёт внешнему облику монастыря строгий классический вид. Димитровский собор единый ансамбль Зачатьевского собора и Яковлевской церкви. Здесь, в соборном храме монастыря, покоятся мощи основателя обители Святого Якова и Святого Дмитрия. В церкви Зачатья Святой Анны достойны внимания две иконы: местопочтимая икона Ватопецкой и Боголюбской Божьей Матери. С последней иконой жители Ростова встречали Святого Дмитрия, когда он впервые прибыл в город.
В центре монастырского двора деревянная Часовня над источником святителя Иакова Ростовского, построенная 10 декабря в 1996 году (архитектор - М.Панкратов, Москва) в день памяти основателя обители, епископа Иакова.
Целебные свойства источника были издавна известны местным жителям и по легенде связаны с именем Св. Иакова.
Храмы Дмитрия Ростовского и Иакова Ростовского и Колокольня между ними вдоль Восточной стены.
А с внешней стороны стоит наша машина.
Мы продолжаем свой путь. И впереди уже видны башенка и купола храмов Ростовского Кремля. В очередной раз поехали под знак "Грузовым запрещено". До сих пор прокатывало, хотя в Ростове проехали мимо гаишников. Подъехали достаточно близко к Кремлю, машину поставили конечно не на стоянке, на соседней улице, чтобы никого не нервировать. Машина у нас хоть и небольшая по размеру, но всё же это грузовой автомобиль. Просто внутри он переделан под жилой модуль.
Ростовский Кремль предстал перед нами во всём своём великолепии. Несмотря на внешнюю неприступность своих стен, Кремль никогда не был крепостью, он изначально строился как резиденция митрополита и не должен был выполнять оборонительных функций. Крепостные стены и башни мастера снабдили всеми атрибутами крепостного сооружения, в частности, бойницами подошвенного, косого и верхнего боя. Но богатство декоративного убранства башен, которые, подобно обычным палатам, имеют широкие окна с наличниками, свидетельствуют, что крепость с самого начала не имела военного значения.
За Кремлёвской крепостной стеной зеленеют маковки Надвратной пятиглавой церкви Иоанна Богослова (1683).
Территория Ростовского кремля состоит из трех самостоятельных функциональных зон: центральной части, расположившейся на месте древнего архиерейского двора, и прилегающих к ней с севера Соборной площади с Успенским собором и звонницей и с юга, ближе к озеру Неро Митрополичьего сада.
Начнём знакомство с Ростовским Кремлём с посещения Соборной части.
Большая часть сооружений Ростовского кремля была возведена во второй половине 17 века, но его центральное строение Успенский собор значительно старше. Именно с него и началось строительство Кремля. По преданию, первое здание собора возведено в 991 году в год крещения Ростова. Оно неоднократно перестраивалось. До нас дошёл храм, построенный на месте своих белокаменных предшественников 1508-1512 гг. Храм был весь в лесах, но в праздник Троицы двери были открыты, совершалась служба. Высота главного ростовского храма 60 метров. Он пятый по счету, что стоит на этом месте. Предыдущие губил то огонь, то вражеские набеги.
На Соборной площади помимо Успенского собора расположилась Многопролётная звонница сооруженная во времена митрополита Ионы в 1682 году, в нижней части которой расположилась небольшая церковь - Храм входа Господня в Иерусалим, в которой служба проводилась только в Вербное воскресенье (1682-1687).
Московскими мастерами Андреевыми для башни были отлиты два больших колокола: "Полиелейный" весом в 1000 пудов и "Лебедь" - 500 пудов. Позднее (в 1681г.) был отлит ещё один больший колокол весом в 2000 пудов (это 32 тонны), который был назван в честь митрополита Ионы "Сысоем". Специально для этого колокола возвели дополнительный башнеобразный объем, примкнувший к северному фасаду прежней звонницы. В звоннице сохранился полный набор колоколов из 15 штук.
И здесь нам тоже посчастливилось услышать восхитительные колокольные перезвоны. Троица!
Чтобы отмерять ритм у звонарей были свои забавные припевки. Например, начинает колокол басом: "У нас денежки украли! У нас денежки украли!". Подключается второй: "А мы знаем, да не скажем! А мы знаем, да не скажем!". Вступают в общий хор малые: "Без числа мы согрешили! Без числа мы согрешили!". Звенит их разноголосая музыка.
Над Святыми воротами перехода от Соборной площади в центральную метрополичью часть Кремля возвышаются ещё две башенки и серебрятся на солнце купола церкви Воскресения Христова (1670 г.).
Это вид церкви Воскресения со стороны Митрополичьего двора. Облик церкви Воскресения поражает контрастным сочетанием сурового, почти лишенного украшений верха храма с нижней частью, в изобилии украшенной разнообразным кирпичным узорочьем, многоцветными изразцами и большим живописным киотом. Отсюда хорошо видно, что стиль церкви Воскресения очень гармонирует с Успенским собором.
Строительство центральной части кремля началось с формирования парадного двора, который постепенно окружили в основном культовые и административные здания. Одним из первых здесь строится двухэтажный корпус Судного приказа. Часть корпуса в 17 в. занимало одно из важнейших учреждений митрополичьего двора - Судный приказ, который помимо судебных функций был во многом и центром общего управления епархией.
По другую сторону от центрального двора возвышается большой корпус митрополичьих хором. Он предназначался для жительства митрополита, а также для хранения его богатейшей казны. Часть помещений занимал Казенный приказ, ведавший всеми финансовыми делами епархии. В 1675 году возведён комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа(Церкви Спаса на сенях), ставший домашним храмом митрополита Ионы. Её купол за жёлтым зданием Самуилова корпуса. К церкви Спаса на Сенях примыкает Белая палата - здание торжественной трапезной. Некогда богато и красиво отделанная, теперь она утратила былую роскошь. Здесь находится выставка церковных древностей, положившая основу всему музею-заповеднику ростовского кремля. А на переднем плане крыльцо Красной палаты.
Большое двухэтажное здание белого цвета, которое называется Красной палатой или Государскими хоромами. Украшает хоромы роскошное крыльцо. Предназначена палата была для российских царей на время пребывания их в Ростове. Сейчас в нем находится археологическая экспозиция, выставки фарфора, керамики и финифти, плюс ресторан.
Надвратная пятиглавая церковь Иоанна Богослова стала одной из последних кремлевских построек времени митрополита Ионы. Считается, что это самое совершенное произведение ионинских мастеров. Все лучшее из опыта, накопленного за годы строительства митрополичьей резиденции, нашло блестящее воплощение в этом памятнике.
Последним самостоятельным сооружением кремля стала церковь Одигитрии, начатая в 1692г. и законченная в 1693 г. Ей приданы черты стиля московского барокко, распространенного в конце 17 - начале 18 вв. Мастера все сделали, чтобы гармонично вписать ее в уже сложившийся ансамбль. Современная пестрая раскраска не первоначальная и относится к более позднему времени. А за огромной рождественской елью - крепостная стена, та самая, по которой бегал утомлённый Иван Васильевич и князь Милославский из фильма Гайдая.
Ещё немного гуляем по территории, залезаем во всякие закоулки.
За пределами Кремля синеют купола со звёздами церкви Спаса Всемилостивого на Торгу.
Первая деревянная церковь была построена на этом месте в начале XIII в. Нынешняя каменная пятиглавая церковь с щипцовым завершением выстроена вместо сгоревшей (1654) одноименной церкви, построенной ростовчанами по обету во время моровой язвы. Три придела: Ильинский, Архангельский и Никольский, Владимирской иконы Богоматери. Закрыта в 1928 году, в здании располагалась библиотека. В настоящее время церковь возвращена епархии и используется под воскресную школу при Успенском соборе.
А наш путь лежит в самый древний монастырь на северо-востоке Руси - Богоявленский Авраамиев женский монастырь, основанный в 11 веке. Существует легенда, что монастырь был основан преподобным Авраамием Ростовским на месте стоявшего каменного идола языческого бога Велеса, которому поклонялись местные жители. Поселившийся в хижине на берегу озера Неро Авраамий никак не мог обратить в христианство жителей Чудской слободки, где находился идол, тогда было ему видение, что он должен идти в Царьград (Константинополь) к Иоанну Богослову, и тот даст ему посох, которым Авраамий сокрушит идола. До Царьграда Авраамию идти не пришлось, встреча Иоанна произошла в районе нонешней дер. Богослово под Ростовом, где Иоанн передал Аврааму камышовую трость, которой Авраам и сокрушил идола.
Так оно или нет, никто не знает. Впервые монастырь упоминается в 1261 году, что позволяет говорить о нем, как одном из самых древних монастырей на Руси.
Никольская надвратная церковь, в которой проходят богослужения. Башни ворот построены в 1691 году, чуть раньше был построен первый надвратный храм, вместо деревянного. Существующей храм с колокольней был построен после пожара в 1826-1837 гг.
Никольский надвратный собор с пристроенным братским корпусом, вид из монастыря.
Никольская церковь приветливо встретила нас берёзками . Праздник Троица!!!
Мы попали на конец службы и на праздничный монолог Батюшки. Он очень интересно и душевно рассказывал о праздновании Троицы, о русских традициях и применении их в современной жизни. Мы прямо заслушались. В Никольском храме в окружении икон и берёзок мы тоже пропитались праздником. Троица!
А проводила уже традиционно для этого дня под колокольный звон.Троица!!!
С незапамятных времён в монастыре хранился жезл, данный, по преданию, учеником Христа Иоанном Авраамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из Авраамиевского монастыря, расчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года он осадил Казань -- столицу ханства. После продолжительной осады, упорных боёв Казань пала. В те времена в честь важнейших событий в политической жизни государства строили церкви. Известно, что таким памятником в Москве, построенным по велению Ивана IV после взятия Казани, стал храм Василия Блаженного на Красной площади. А в Ростове тогда же появился его младший брат - Богоявленский собор, построенный также по велению Грозного в 1553-1554 годах на средства государевой казны в Авраамиевском монастыре. Это была царская благодарность обители за её Чудесный жезл способствовавший покорению "неверных".
В 70-ых годах была проведена небольшая реставрация храма, но это только замедлило, а не остановило его разрушение. Сейчас собор Богоявления (1554 - 1555 гг.) Авраамиева монастыря в Ростове Великом находится в ужасающем состоянии . Если не принять срочных мер, его сводам грозит скорое обрушение, уникальные фрески погибнут безвозвратно.
Церковь Введения в храм пресвятой Богородицы, построенная в середине XVII века
Так в целом выглядит монастырский комплекс.
Ну а мы прощаемся с Ростовом Великим и двигаемся дальше.
Первое путешествие на ГАЗ-66 "По святым местам на Троицу". День 1_11.06.11_Переславль Залесский. >>> Первое путешествие на ГАЗ-66 "По святым местам на Троицу". День 1_11.06.11_К Животворящему Кресту. >>>Первое путешествие на ГАЗ-66 "По святым местам на Троицу". День 2_12.06.11_Ростов Великий.
Первое путешествие на ГАЗ-66 "По святым местам на Троицу". День 2_12.06.11_От Ростова до Калязина. >>> Первое путешествие на ГАЗ-66 "По святым местам на Троицу". День 3_13.06.11_Николо-Пешношский монастырь. >>>