Ещё весной мы играли в "
цифры на ощупь" - сегодня я достал магнитную азбуку, и мы развили ту же тему с буквами. Каждый получал букву, и с закрытыми глазами пытался её узнать на ощупь.
Дело оказалось увлекательным - с удовольствием распознали по 10-15 букв. Справлялись даже с "Ц", "Щ", "Ь", "Э" - значит, образ буков у детей сложился весьма отчётливый. Потом подошёл Илья (немного опоздал) - ему вот уже не так просто это оказалось.
Потом я предложил щупать не отдельные буквы - а слова. Дети тоже вполне успешно справлялись с этим.
Когда Маруся щупала слово "шина", она удивилась, что после "ш" в нём "и", и не "ы", как должно быть на слух. Я рассказал и показал историю про то, как "Ы" как-то раз переложила свою палку в другую руку, и, по неосторожности, отдавила лапку букве "Ж", которая пожаловлась своей подружке "Ш", и теперь "Ш" и "Ж" после себя позволяют вставать только "И", а "Ы" на дух не переносят. Вроде вопрос отпал :)
Потом, как водится, разминка. Я где-то встречал обсуждение родителей младших школьников на тему "выпускают ли детей из класса на переменах" и "разрешают ли носится по коридору". Слабо представляю, как можно больше часа заниматься с детьми, не "выбегивая" их...
Дальше в ход пошли зубочистки и нут (это бобовое вроде гороха). Нут надо замочить на 12 часов в холодной воде. Эту идею я давно уже видел у
janemouse - и подумал тогда, что это для нас не очень актуально, потому что у нас есть приличное количество "Геомага" (магнитный конструктор из палочек и шариков). Но когда увидел недавно у Жени
пост с фотографиями, понял, насколько я заблуждался. В конструкциях из нута и зубочисток взаимное расположение зубочисток намного более стабильно - поэтому, хоть и затрачивая больше усилий, можно создавать более сложные конструкции.
Показал, потом дети попробовали, потом дал задания в виде "плоских" рисунков - справились без проблем.
Ну и свободное творчество:
А потом пришло время купленной накануне марганцовки. Не удивляйтесь, что в аптеке вам продадут не больше двух пузырьков - есть какое-то антитеррористическое ограничение на этот счёт.
Для начала посыпали марганцовки в воду - красиво!
Ну и самое интересное: марганцовка + глицерин!
Высыпаем марганцовки на блюдечко (лучше подстелить кусочек салфетки, чтобы не отскребать потом от блюдца продукты реакции), потом добавляем немного глицерина, и считаем вслух до 15!
Не забудьте заранее открыть окно - дыма будет прилично!
Никита решил на всякий случай проверить, что будет, если глицерин добавить в подкрашенную марганцовкой воду:
Теперь пришло время рассказать детям, что драконов нынче выпускают на фабрике в виде волшебных таблеток. Таблетку надо подержать над огнём - и вырастает дракон!
Берём таблетку глюканата кальция, держим над огнём и наблюдаем классический опыт с "фараоновыми змеями" - из обычной беленькой таблетки прямо на глазах вырастает, шевелясь и извиваясь, шлейф из продуктов химической реакции:
***