Фото-Этюд

Oct 26, 2008 00:57



 
"Особенно показательным для этого нового видения мне представляется то, что для него все вещи важны в одинаковой степени - и самые незаметные (по обычным человеческим меркам), и самые значительные, - как будто в них проявилась взаимосвязь, которая никогда не попадает в поле зрения обыкновенного глаза. Она проходит не горизонтально, от одной вещи к другой, то есть внутри мира вещей, а вертикально: через каждую отдельную вещь и до тех последних глубин, где она берет свое начало. То есть вещи рассматриваются от начала, от бытия и одновременно происходит понимание того, что в них проявляется. В этом смысле все они одного ранга, все владеют «дворянской грамотой», подтверждающей их происхождение. То есть они не вещь в себе. Они указывают на то, что выше их, на основу своего бытия, но делают это так, что эту основу нельзя увидеть иначе чем сквозь ту сущность, которую она обосновывает..." Ойген Херригель "Дзен в искусстве стрельбы из лука"  

1

2  

3  

4

5    

6

7    

8

9    

10    

11

12    

13

14    

15  
Смысл этюда, как понятия, не в легкомысленности или мимоходности, как может показаться. Смысл этюда  в практике, свободной от насущных задач и направленной исключительно на развитие практикующего.

Смысл фото-этюда в первую очередь в развитии восприятия и визуального слуха (прошу не путать с наблюдательностью или тем более с остротой зрения). Правила и рекомендации фото-этюда отвечают его смыслу. А именно:

Фото-этюд - это композиция естественного происхождения.

Вы принципиально не должны вмешиваться в кадр. Даже мысленное желание «что-то передвинуть»  лишает фото-этюд смысла и все ваши старания сводит на нет.

Желательно избегать заведомо красивых, эффектных или эпатирующих объектов, полностью исключены портреты, обнажённая натура, модель, пейзаж и т.п. Фото-этюд - это не новый, оригинальный жанр, это гантели для восприятия. Фото-этюд вообще не ставит перед собой фотографическую цель в виде конечной карточки. Она (карточка) - побочный продукт, её эффект - это качество вашего восприятия, поэтому фотографируя цветущую розу - вы лишаетесь шанса разглядеть за этой розой себя, и дело тут вовсе не в самости кадра или авторском почерке - дело в искусстве, которое никогда не занималось отображением очевидного.

Необходимо помнить, что композиция - это далеко не только сочетание геометрических форм в площади кадра, композиция имеет эмоциональные, ментальные формы и может (и должна) выходить далеко за пределы кадра. Поэтому, всякие попытки «вычислить» ракурс, а тем более использование каких либо «правил» построения кадра, как непосильны, безрезультатны, так и лишают фото-этюд смысла. Так же его лишает смысла и стихийность.  Правила и стихийность - это два полюса заблуждения. Естественное течение жизни - вот основа фото-этюда. Вы не сможете не думать, глядя на формы, но вы не должны увлекаться их измышлением более чем это происходит в обычной жизни. Сама же экспозиция должна быть и выбрана и сделана в тот момент когда она будет почувствована, других слов в языке нет. Если не чувствуете - не заставляйте себя, это бессмыслено. У фото-этюда есть прямой родственник - музыкальная импровизация, она настолько же свободна от нот насколько и подчинена музыкальной идее.

Не пытайтесь взять количеством. Не более 3-х кадров на одну композицию.

Не увлекайтесь игрой с глубиной резкости, фото-эффекты в данном случае ненужные украшательства. Основная задача - ракурс, та точка зрения которую вы должны "узнать сами".

В жизни всегда и везде есть место фото-этюду. За этюдом нет необходимости ходить далеко, не занимайтесь самообманом отправляясь в фото-путешествия. «Сколько не крутись - а задница всегда сзади» - так гласит народная дзен-мудрость. Поэтому повторяю, задача и проблема фото-этюда - это вы, а куда вы можете уехать от себя?

Правильных вопросов - сколько угодно задавать.
Убедительная просьба всем несогласным: для споров есть сообщества, я на это святое сетевое дело время тратить не буду, готов заранее признать свою неправоту.  

foto, лекции, уроки фото и photoshop

Previous post Next post
Up