ZEN

Oct 23, 2008 04:04

По целому ряду признаков, ощутил в себе и желание и готовность и своевременность для прочтения этого фото-пособия, о котором так долго говорили фото-большевики: ДЗЭН В ИСКУССТВЕ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА Вооружившись тайной надеждой, что моё мнение по этому тексту кого-то интересует, попробую сказать несколько слов... оочень коротенько :)
Сама попытка автора описать словами Дзен уже вызывает большое уважение, тем более, что это не пространные рассуждение горе-востоковеда, а результат личного опыта, подтверждённый дипломом, подписанным мастером. Несмотря на понимание того, что Дзен не ищет людей для себя, но люди должны искать Дзен, автор всё же взялся за это повествование, осознавая те трудности в адекватном восприятии этого текста, с которыми столкнётся западный читатель.
Себя я к западным читателям не отношу, по целому ряду причин :)

Я бы с удовольствием рекомендовал эту книгу своим фото-френдам в качестве единственного текста, которого достаточно для их фото-становления, НО… Я не уверен, что такая рекомендация принесёт пользы больше чем вреда. Нет, в «искусстве стрельбы из лука» действительно есть всё что нужно, вопрос не в этом. Проблема в том, что всему своё время и место, и с моей стороны было бы верхом беспечности давать хоть какие-то рекомендации людям, с которыми я недостаточно знаком. Это во-вторых. А во-первых - кто я такой вообще, чтобы  давать наставления? Недавно вылез из фото-пелёнок и всё туда же… поучать :)

Но как бы то ни было, акцентирую внимание на ключевые вопросы, которые нашли отражение в этом тексте. С небольшим переводом на фото-тематику.
Основное - в книге были описаны нормальные (на основе истинных) понятия искусства и ученичества. Западная система «образования» - это ржавый конвейер по производству саморезов капитализма. За исключением некоторых «университетов-монастырей», с традициями преподавания и уровнем мастеров преподавания - всё остальное базар, нормальный лабаз, оно и понятно.
Отделив (особенно на стадии образования) науки и искусства от парадигмы божественности природы - запад был обречён на духовное вырождение. Дизайн - вот вершина культуры западного мира, как в производстве, так и в потреблении.
На постсоветском пространстве нет и этого. Искусство тут существует как флора, пробивающаяся через асфальт, многие видели эти растрескавшиеся холмики, то ли живые, то ли мёртвые свидетельства воли к жизни и стремления к свету. И в такой исторически-сложившейся обстановке у ученика Дзен есть только один учитель - его душа. И никаких проводников, в виде мастеров Дзен, к  ней нету… Сказанное вовсе не красное словцо; в близкой по тематике специальной литературе, обращённой именно к западному читателю, эта ситуация прямо указана как единственная на сегодняшний день возможность. Но даже на востоке, и об этом сказано и в «искусстве стрельбы», мастер не обучает, а помогает ученику придти к самому себе, к внутреннему учителю, бессмертной душе.

«И кто или что это „оно"?» - «Когда вы это поймете, я уже буду вам не нужен. А если бы я хотел помочь вам выйти на верный путь, избавив вас от приобретения вашего собственного опыта, я был бы самым плохим из всех учителей и заслуживал бы только одного - чтобы меня выгнали. Так что давайте не говорить, а тренироваться!»

Поэтому, я с достаточной долей ответственности могу заявить, что искусству Дзен-фотографии обучать от Калининграда до Владивостока некому. Даже если и найдутся мастера, для их труда нет никакой основы, нет социального запроса, нет культуры и климата для их «произрастания».
В основе Дзен-искусства напрочь отсутствуют те «ценности», которые красной нитью вплетены и встроены в социальную и культурную среду современного западного общества.
К примеру, если применить принципы развития Дзен к обучению фотографии, то ВСЁ, чем занимаются сегодня охотники до фото-науки придётся выкинуть. Всю тематику и методологию, всю эту вивисекцию и препарирование фото-трупов, все жанры и практически всю технику засунуть в долгий ящик. В моих словах вовсе нет ни малейшей тени революционного отрицания всех и вся ради «нового мира». Ещё до прочтения «стрельбы из лука» я долго анализировал то, чем занимаются сегодня фото-любители (proфи тем более) и пришёл к неутешительному выводу, что всё эти «занятия» не только не способствуют, а наоборот - активно мешают развитию восприятия, той самой «детскости», растворению Я, избавлению от самости, сатори.

«Настоящее искусство, - произнес мастер, - не имеет ни цели, ни намерения. Чем упорнее вы будете учиться выпускать стрелу, чтобы как можно более точно попасть в цель, тем меньше будет у вас получаться первое и тем дальше будет уходить от вас второе…»

Не этим ли мы занимаем свой фото-досуг? Не упорствуем ли мы в поисках хорошего фото, хорошей камеры для хорошего фото, хорошего места для хорошего фото, хорошей модели, света, светосилы для хорошего фото?  Расширяем динамический диапазон для хорошего фото?
И откуда только после всех этих приготовлений к нашему хорошему фото прилипает приставка на букву Г ?
А оттуда.
Г. - это то, что организм не ВОСПРИНЯЛ, не переварил и выкинул из себя.

Повторюсь, я бы с удовольствием рекомендовал эту книгу своим фото-френдам в качестве единственного текста, которого достаточно для их фото-становления, НО… кто я вообще такой, чтобы давать наставления? :)

P.S. А кто-нибудь из френдов готов "выбросить" всё и начать с нуля? :)

лекции

Previous post Next post
Up