Андерс Аслунд На второй день моего пребывания в Киеве, со мной встретился один из лучших политических аналитиков Украины. Он спросил, чьей победы хотят Соединенные Штаты в следующих президентских выборах в Украине, намеченных на март 2019. Я сказал ему, что у Соединенных Штатов нет фаворита. И не будет.
Мой собеседник был очень недоволен ответом. Почему бы Западу не выбрать кого-то, не инвестировать в своего кандидата $150-250 млн, и не привести его к победе? Так делают и россияне, и олигархи. Почему американцы не поступают так рационально? Другой эксперт утверждал, что популярный кандидат может получить президентское кресло всего за $40-50 млн. Хотя это также большая сумма. Для сравнения, президентская избирательная кампания в Швеции стоит $12 млн, а в Германии - $90 млн. Эти суммы включают в себя все стороны.
Мы стали обсуждать украинского олигарха Виктора Медведчука, который считается главным агентом Путина в Украине. Он был одним из первых, против кого США ввели санкции за оккупацию Крыма Россией 17 марта 2014 года. Но в Украине он здравствует, ничем не стеснен. Якобы только что он даже купил три телевизионных канала в Украине - 112, NewsOne и Zik - очевидно, для подготовки к президентским выборам. Эти каналы направлены на популистский электорат. Излишне говорить, что никто не считает, что Медведчук купил эти телеканалы за собственные деньги - за средства Кремля. Украинский олигарх Дмитрий Фирташ по-прежнему владеет телеканалом «Интер»: мы знаем, что он свои деньги получил от Газпрома и Газпромбанка.
Затем мы обсудили, кто стоит за кандидатами. Прослеживается четкая картина: полдюжины украинских олигархов, предположительно, финансируют до восемнадцати потенциальных кандидатов в президенты. У серьезных олигархов - по три кандидата: один из них - любимчик, один может победить, а один - технический кандидат. Ситуацию хорошо иллюстрирует картина ночной игры в покер в заполненной дымом комнате.
Этот разговор отражает украинскую реальность и что с ней не так. В идеале, Украине нужно реализовать три главных изменения, которые помогут снизить вероятность того, что президентские выборы будут куплены.
Первая цель: сделать Украину парламентской республикой, тем самым ограничив власть президента. Конституция Украины с поправками, внесенными в декабре 2004 года, больше похожа на лоскутное одеяло, которое поспешно сшивали - она непоследовательна.
Украинские олигархи готовы выложить такие суммы на кандидата в президенты, потому что их ожидает высокая прибыль. Если у президента будет меньше власти, кандидаты будут привлекать меньше финансирования.
Во-вторых, Украина сможет стать действенной демократией, только если эффективно ограничит расходы на политические кампании. Сейчас в выборах может победить только кандидат, которого поддерживает кто-то из олигархов. Две самые большие статьи расходов на кампанию - реклама на телевидении и билбордах.
Куда большая проблема заключается в непосредственной покупке голосов. Один из моих собеседников утверждал, что половина украинского электората голосует за деньги, а стандартная цена одного голоса - $20. Так что, для того, чтобы купить 15 млн голосов, нужно потратить $300 млн.
И третье: без прозрачности, никакие правила по финансированию выборов внедрить нельзя. Украина уже смогла далеко продвинуться в этом направлении: выявлены настоящие владельцы банков. Дальше нужно сделать два важных шага: раскрыть фактических владельцев большинства телеканалов в Украине, а также провести открытый и публичный аудит избирательных кампаний.
Наконец, правоохранительные органы Украины должны применять государственные законы в отношении основных российских агентов и лиц, подпадающих под санкции. Они не должны быть владельцами телеканалов и финансировать президентские избирательные кампании. Как вообще Медведчука и Фирташа допустили к этой игре? Любой кандидат, финансируемый Кремлем или одним из его доверенных лиц, должен быть немедленно исключен из списка кандидатов.
Статья написана серьезным специалистом, который изучает постсоветские страны Восточной Европы более 30 лет.
И в то же время изумляет какой-то странной наивностью.
В особенности последний абзац. Погладите только на детское изумление Аслунда
Как вообще Медведчука и Фирташа допустили к этой игре?
Уважаемый эксперт не в курсе, кто сделал Поршенко президентом в первом туре? Весь мир это знает, а Аслунд не знает? Или он не знает, кто именно привлек к минскому процессу и к освобождению пленных Виктора Медведчука? - вопросы риторические.
Все он прекрасно знает. Знает, кто это сделал.
Так же как знает - когда Президент решил закрыть доступ ку эфиру Гриценко и Шустеру - они исчезли с экранов. НО при этом второй по рейтингу и главный по влиянию на Юго-Восток Украины канал - три года после начала войны прямо управлялся просто человеком, которого на эту должность определил Сурков - Шуваловым. А выпускающим редактором - тем кто прямо решал, что пойдет в новости, а что не пойдет была журналистка восхищавшаяся в своем фейсбуке боевиками Донбасса и тем как они убивают укров.
Это тянулось годами - и думать что президент был не в курсе может только младенец. Следовательно - его устраивала именно такая картина. И в этих условиях требовать, чтобы силовики запретили пророссийскую пропаганду - это или самому быть наивным, или считать наивными читателей.
У нас силовики в лице ГПУ и СБУ - просто удлинители рук Президента, раз они того не делают, значит он того не хочет. И уж Аслунд это знает отлично.
Оценки денег необходимых для победы - я сам полагал примерно так, но потом, поразмышляв, снизил суммы для олигархических кандидатов примерно до 200млн, для популярных - до 30млн.
Что ж посмотрим, как оно пойдет, обычно суммы примерно становятся известны после выборов.
Но могу лишь повторить - избиратели, которые выбирают из телевизора, получат то же что и всегда -= очередного мультимиллионера который хочет стать миллиардером.
Но это будет их выбор.
А вот сведенья что три канала купил Кремль через Медведчука - это подлежит проверке.
Но если это случилось - значит Порошенко дал на это добро. Он сам пытался купить и 112 и ZIK, притом у него не вышло.
Отсюда простой вывод - если у Медведчука вышло, значит Президент дал на это отмашку. В противном случае сделки будут оспорены буквально в ближайшее время, он не может отдать эти каналы тому, кто не будет его поддерживать, тогда у него действительно не будет шансов.
Если сделки были и они не оспорены - значит они согласованы - таково мое мнение