"Вообще-то я не люблю Радио Свобода", - говорит бодрый пенсионер в спортивном костюме. При этом он с готовностью показывает, где именно в сосновом парке на берегу Москвы-реки собираются строить многоэтажный дом. Приводит к потайной дырке в заборе, отгибает сетку-рабицу, и мы вместе проникаем на спорную территорию. Он рассказывает об уже срубленных деревьях на месте предполагаемого котлована и сокрушается: если "эти гады" тут все застроят, заниматься физкультурой будет негде. Оборудованная местными жителями в лесу самодельная спортплощадка пойдет под снос. Правда, поблизости есть стадион, только там все за деньги. Он не для обычных людей. Для богатеев. Лес тоже задумали погубить богатенькие. У них только нажива на уме.
Моего собеседника не остановить. Он все рассказывает и рассказывает о борьбе горожан за спасение любимых сосен. Он костерит на чем свет стоит власти всех уровней. Ведь они разрешили "этот безумный проект", хотя поблизости и газораспределительная станция, и Курчатовский институт с двумя заглушенными реакторами. Наболело.
Без малейшей передышки этот человек вдруг меняет тему разговора. В моем лице он видит представителя вражеского стана, которого, впрочем, пытается, как говорили в гражданскую войну, "разагитировать":
- Как думаете, Америка - хорошая страна? По мне так нет! Там ведь все - потомки эмигрантов-каторжников.
- Вы, может быть, с Австралией перепутали?
- Нет, Америка тоже. Вы вот сделаете репортаж про наши проблемы, а для чего? Чтобы России навредить. Ну и что, если там все правда будет. Ну и что, если кроме вас про это никто не расскажет. Я давно на свете живу, я понимаю, зачем американская радиостанция существует.
- Скажите честно, когда вы в последний раз слушали Радио Свобода или читали что-нибудь на нашем сайте?
- Давно. Не упомню когда.
Мой собеседник крепко стоит на своем. И будет стоять, вопреки любым аргументам. Продолжать разговор нет смысла. Я не спрашиваю, часто ли он смотрит передачи российских федеральных телеканалов. И так все ясно. Пропаганда чрезвычайно эффективно потрудилась над сознанием рядового обывателя. Ему предъявили образ врага. И этому врагу больше нечем заняться, как только ослаблять мощь великой России и клеветать не нее.
Пугающим образом круг замкнулся. Общество вернулось к идеологическим клише, которые прежде само же и высмеяло. Про заокеанских врагов снова вспомнили. Правда, есть существенное отличие от былых времен. Светлого будущего теперь никто не обещает. Будущее туманно. Зато есть светлое, без единого пятнышка, прошлое.
Лиля Пальвелева для
Радио Свобода «Симулякры и симуляция» (фр. Simulacres et Simulation) - философский трактат Жана Бодрийяра, написанный в 1981 году. По Бодрийяру, эпоха постмодернизма - эпоха тотальной симуляции. В ситуации постмодернистского общества, когда реальность превращается в модель, противопоставление между действительностью и знаками стирается, все превращается в симулякр - копию, изображающую что-то, либо вовсе не имевшее оригинала в реальности, либо со временем его утратившее. Бодрийяр утверждает, что современное общество заместило реальность и смысл символами и знаками, и весь человеческий опыт - это симуляция реальности. Более того, эти симулякры не только не являются отражениями реальности, они даже не обманчивые отражения. Они не основываются на реальности и не прячут ее, они скрывают тот факт, что ничто из существующей реальности больше не релевантно нашему текущему пониманию действительности. (
Википедия)
Вот известный "распятый мальчик" - это чистой воды симулякр, это образ, вообще не имеющий коррелята в реальности. "Фашистская хунта" в Киеве - точно такой же симулякр, как и образ Яценюка, с гранатометом воюющего в Чечне. С реальным Яценюком кроме имени не имеет вообще ничего общего. Как многие сегодняшние фильмы о Великой войне - это искаженные образы не войны, а советских фильмов о войне - т.е. подлинный симулякр, подделка и образ не реальности, а её исходного образа, тоже ложного.
Вот весь ужас российской пропаганды состоит именно в этом, это не симуляция реальности, а симуляция симуляции. Причем советский миф опирался на целую идеологическую систему, которой уже нет. И организаторы этого мифа верили в систему, а некое искажение реальности в пропаганде и искусстве понимали как вещь необходимую, нор необходимую для конечного торжества все-таки Истины. Истины а не подделки. Истины, в которую они верили.
Творцы нынешней пропаганды в торжество коммунизма не верят, но воспроизводят приемы и пропагандистские формы уже мертвого мифа, это подделка подделки, в которую абсолютно не верят и сами авторы. И то, что в такое вот поверил целый народ - в этом суть трагедии.
И тут пропагандистское похмелье Гая Гаала будет очень тяжким. Заметим, "Обитаемый остров" написан на материале страны, в которой именно творцы пропаганды, "неизвестные отцы", сами ни во что не верят, а вот Хрущев и Брежнев в коммунизм верили.
Скажите, а во что верит Сурков? - вы представляете себе веру этого человека?
Такова разница между российской и советской пропагандой - при совпадении внешних форм обнаруживается глубинная разница между мифом и его симуляцией