Сказ о ценах на уголь и традициях распределения благ

Oct 25, 2016 14:21



Андрей Герус
эксперт, экс-член НКРЕКП

Министр энергетики Игорь Насалик в интервью ЭП заявил, что
формула "Роттердам +"
не работает.

На самом деле это не так.
Формула работает и на ее базе Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), утверждает оптовую цену электроэнергии и тарифы для потребителей.

Речь идет о цене, по которой тепловые электростанции продают электроэнергию рынке. В ней, в частности, учитывается и цена на уголь. Как это выглядит на практике?

В тепловой генерации (ТЭС-ТЭЦ) есть два вида расходов.

1. Постоянные. Не зависящие от объема производства электроэнергии и медленно меняются. Пример - расходы на охрану. Охранять станции нужно постоянно, и соответствующие расходы не зависят от объема производства электроэнергии.
Постоянные расходы составляют 20-30%.

2. Переменные. Те, которые меняются при росте объема производимой электроэнергии. Так, чтобы производить больше электроэнергии, потребуется больше угля или газа (для упрощения далее - уголь). Переменные затраты составляют 70-80%.

Следовательно, изменение цены, по которой ТЭС продают электроэнергию рынке (цена утверждает НКРЕКП), означает, что тариф уже включает все другие переменные затраты, поскольку постоянные и так не меняются.

Поскольку указанные расходы, то есть количество угля для производства 1 кВт/ч электроэнергии, - стабильные, это означает, что повышение тарифа покрывает расходы на уголь.

Поэтому чем выше тариф ТЭС, тем выше та цена на уголь, которая в него "зашита".

Фактически тарифы были такими в течение последних двух лет: весной 2015 года - 0,85 грн, в января 2016 года - 0,91 грн. За десять дней октября тариф составлял 1,63 грн. То есть он покрывает абсолютно другую цену угля, чем то, что было год или полгода назад. Таким образом, "Роттердам +" работает и очень мощно - при определении тарифа на электроэнергию .

Хуже всего то, что "Роттердам" действует для установления тарифов на электроэнергию, но не действует для формирования цены на уголь с государственных шахт.

Получая в тарифе покрытия цены угля на уровне 2200 грн, тепловые станции (ТЭС), в том числе принадлежащие компании ДТЭК, покупают у государственных шахт уголь по 1330 грн.



Государственные шахты становятся убыточными. Хотя при цене 2200 грн за тонну и наиболее убыточная шахта может стать прибыльной.

Кроме того, государственные шахты продают в среднем более 250 тыс тонн угля в месяц. Из них 180 тыс тонн в октябре покупает ДТЭК. Итак, недоплаты государственным шахтам могут составлять 200 млн грн только за октябрь. Эти средства оседают у покупателей угля.

К 2016 году эти две цены - уголь и электроэнергии - были связаны: в тарифе была заложена реальная цена продажи угля с государственных шахт. Но потом появился "Роттердам +".

Председатель НКРЕКП Дмитрий Вовк для тарифов эту формулу применяет, а министр энергетики Насалик для угля государственных шахт - нет.

Конечно, при таком ценообразования у государственных шахт не хватает средств, чтобы оплачивать электроэнергию. С началу 2016 году их задолженность выросла на 1300 млн.грн. до 9400 млн.грн.

Списание долгов, а все к тому идет, будет означать их погашение за счет всех налогоплательщиков.

Параллельно с этим для государственных шахт просят поддержку из бюджета - 1800 млн.грн. на 2017 год.

У шахтеров постоянные долги по выплате зарплаты. Например, перед шахтерами ГП "Волыньуголь" и ГП "Львовуголь" в конце октября существует долг еще за август и сентябрь.

Между Минтопэнерго планирует закрыть 11-13 шахт (8,5 тыс шахтеров) из-за убыточности. Но как шахтам не быть убыточными при такой политике?

А профсоюзы в это время молчат, ничего не замечают.

Схема простая, бекон в шоколаде может локти кусать - не додумался.
Уголь у госшахт покупается по одной цене, продается ТЭЦ по другой цене. Население обдирается дважды!

Сначала вы переплачиваете владельцу ЖТЭК Ахметову за электричество, тариф на которое завышен.
НО!
ОН покупает уголь по убыточной цене у госшахт! Убытки покроют из бюджета, т.е. опять-таки за счет населения.

Нет господа, Ахметов великий бизнесмен, жаль только что до сих пор ГПУ - Луценко каждый день в ящике - никак не соберется выписать награду, которой безусловно достоин герой.

Одного не пойму - с кем он при этом делится? Готов съесть собственную шляпу - Насалику достаются с этого дела гроши, как и Вовку. О доле Гройсмана ничего не знаю, наверное что-то есть, но как-то не верится, что он тут главный.

Так кто будет главным выгодоприобретателем вместе с Ахметовым? Кто у нас не отвечает ни за бюджет ни за тарифы? Вот кто не отвечает, тот главное и получит. Вот, например, Ахметов не отвечает ни за бюджет, ни за тарифы. А Вовк отвечает за тарифы, Насалик за цены угля и бюджет, и Гройсман за все три компоненты.

А советская традиция такова, что выгоды достаются тем, кто не отвечает; тем, кто отвечает. достаются проблемы.

ЕП, тарифы, энергетика

Previous post Next post
Up