В продолжение
моей статьи о романе Форсайта "Икона".
Вот, решил я скачать и посмотреть "одноименный фильм" (C) c Патриком Суэйзи в главной роли. Получил много удовольствия. До сих пор под впечатлением! :)
Надо сказать, что от оригинального сюжета в фильме, в общем-то, остались рожки да ножки. И это где-то хорошо: мерзее оригинала придумать что-либо трудно. Но на пользу ленте это все же не пошло, т.к. своих собственных маразмов в ней ничуть не меньше, чем форсайтовских! Впрочем, лучше по порядку...
Прекрасное в фильме начинается буквально с первых кадров. В начале в 1985 году идет охота на русского шпиона-перебежчика. Это выглядит так: перебежчик с дикой скоростью бежит по московским улицам (рассчитывая, очевидно, добежать до Британии), а за ним азартно гонится толпа лбов в камуфляже. Прямо казаки-разбойники.
До Англии перебежчик не добежал, но все-же он старался! Потому что погоня за ним, начавшись где-то у Красной площади, завершается... вот в этом месте:
Это, мягко говоря, не в Москве. Это Собор Александра Невского в Софии! Сравните:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:SofiaCathedral.jpg В общем, там перебежчика наконец настигают, после чего долго бьют, и даже ногами. (Да, это очень негуманно, но по-своему восхитительно: пробежать без отдыха две с половиной тысячи километров, и после этого еще пинать кого-то... не, я бы точно не смог. :) В конце шеф КГБ Игорь Комаров лично пристреливает загнанного как лошадь ренегата, потому как после такого марафона пользы от него уж точно нет никакой. А англичанин Джейсон Монк, наблюдая все это, начинает ненавидеть Комарова всеми фибрами души!
(Еще из пролога мы узнаем, что у русских бывают фамилии "Эргович" и "Форчанский". Последняя -- истинно доставляет.)
Действие фильма продолжается в "наши дни" (без уточнения, когда именно).
В Москве намечаются президентские выборы. (Надо сказать, что никакого описанного Форсайтом Большого Трындеца у нас нет, а есть вполне нормальная жизнь. Ездят машины, работают магазины, на улицах висят телевизионные панели. И на том спасибо.)
Один из кандидатов -- уже знакомый нам Игорь Комаров. Теперь он богат, и владеет крупной фармацевтической фирмой. Свою кампанию он ведет в "чисто американском стиле", с этим трудно поспорить:
Морда у него настолько американская, что это даже смешно (да и весь стиль выступления на митинге -- 100% Буш-Маккейн).
А второй кандидат -- генерал-пацифист Николай Николаев, олицетворяющий "традиционные ценности" своей традиционно-русской физиономией:
Обратите внимание на дивную русскоязычную подпись под репортажем:
"Николей Комаров российский кандидаты в президенты в близкой гонке"!
Ну, "близкая гонка" -- это, наверное, "close race", а "НиколЕй Комаров" -- наверное, должно означать "Николаев и Комаров", иначе просто ничего не придумывается. :)
Чуть позже нам еще покажут пару сочных кадров с митингов. Они тоже прекрасны. :)))
(А мужики и не знали, за кого они голосуют, да!)
Под всю эту политику разворачивается сюжет. Все начинается у штаб-квартиры фирмы "Komarov Industries" (она подозрительно смахивает на московский офис "ЛУКОйла"):
Прямо перед этим зданием взрывается нашпигованная взрывчаткой машина. Пока все бегают, орут и ругают террористов, в здание проникает какой-то подозрительный мужик в темных очках, залезает в лабораторию и выкрадывает оттуда пробирку. Мы сразу понимаем, что в пробирке что-то воистину аццкое!
Расследование взрыва ведет ФСБ, в лице симпатичной Сони Астровой. Пока Астрова собирает улики (и выясняет, что один из свидетелей, некий Леонид Зайцев, куда-то пропал), в Москву собирается Джейсон Монк. Кроме ответственного поручения своих боссов, и личной вражды с Комаровым у него есть еще личный мотив: в Москве осталась его дочь Ирина (привет мексиканским сериалам).
Пока они там все колупаются, злобные террористы наносят первый удар. Где-то в деревне, "на границе Чечни и Дагестана", они подкидывают аццки зараженную картонку к выходу из школы -- и множество детей заболевают неизвестной страшной болезнью!
Надпись над входом в школу (или что это там за дом) меня особо повеселила:
Как легко видеть, там написано "Климент Охридский"!
Это еще одно свидетельство, что немалую часть фильма снимали в Болгарии (где этого православного святого знают и почитают). (Но вот на границе Чечни и Дагестана, как я боюсь, про него никогда и не слышали. :)
Ну ладно. Подробно пересказывать сюжет я не буду, ибо там все очень предсказуемо. Монк и Соня Астрова сперва относятся друг к другу враждебно, но потом, когда Астрову выгоняют из ФСБ, начинают расследовать это дело совместно. Они обнаруживают, что причина эпидемии -- сверхсекретный вирус "Р-81", разработанный в бактериологических лабораториях КГБ. Это вирус типа "Эболы", но очень избирательного действия: поражает только мусульман. :)
В ходе расследования, на Монка и Соню несколько раз покушаются (но, как вы догадались, промахиваются). Сцена, когда по московским улицам за ними гонится киллер на мотоцикле, довольно зрелищна. :) В конце концов, они выясняют, что вся армия киллеров работает на ФСБ. Они вламываются в загородный дом шефа КГБ Гришина (неслабая вилла, с садом и бассейном), и там Соня демонстрирует нехилые хакерские навыки, вламываясь в сверхсекретную сеть ФСБ. :) Выглядит это так:
Все английские надписи типа "Loading interface..." очень доставляют, а вот что такое "Правовая оговорка" меня не спрашивайте -- я не знаю. :)
Вломившись в компьютер, они выясняют Главную Тайну: оказывается, Комаров разработал вирусы избирательного действия, способные избавить Россию от всех этнических меньшинств! Добро бы только мутировавшая "Эбола" -- так нет, еще и черная оспа, сибирская язва и прочее -- и все избирательного действия!
Еще в компьютере они обнаруживают пресловутый "Черный манифест" Комарова, призывающий "отправить в лагеря всех журналистов, священников, геев, евреев, чеченцев и т.д. и т.п." В общем, все точно по оригиналу. К сожалению, здесь сценаристы немного облажались: если все этнические меньшинства России должны были вымереть от эпидемий, как же их можно отправить в лагеря? :) Нет, согласитесь: получилось нелогично. И, раз уж творцы фильма начали перекореживать оригинальный сюжет, им надо было быть последовательными: вообще никаких лагерей -- только бактериологический геноцид! Всех мусульман заразить "Эболой Р-81", евреев -- антраксом, геев -- натурально, СПИДом, а прогрессивных либеральных журналистов -- менингоэнцефалитом избирательного действия, поражающим исключительно либеральные мозги. Я уверен, что вывести такие штаммы Комарову вполне под силу. :)
Ну, ладно. В конце концов, происходят в России происходят президентские выборы, на которых Комаров одерживает решительную победу. Тем временем, пока готовится его инаугурация, Монк и Соня вламываются на тайную фабрику Комарова в Одинцове, где готовится тот самый Аццкий Бактериологический Геноцид, и добывают из компьютера его планы. Монка ловят, немножко бьют, и собираются испробовать на нем тот самый вирус "Р-81". Но, в последнюю секунду перед уколом, Соня его спасает.
Увы, масштабно-маразматического действа "военный переворот в Москве по сценарию Форсайта" в фильме не показали. Обидно! :) Но оно и понятно: снимать все это в натуре им бы не разрешили (они ведь не Бондарчуки ст. и мл.) А нарисовать все на компьютере не хватит никакого бюджета -- не "Звездные войны", ведь. Так что в фильме эпилог куда скучнее. Комаров становится президентом, но тут про его Зловещий План начинают хором вещать все мировые СМИ. Возмущенные народные массы дружно верят мировым СМИ, отправляются к резиденции Комарова и требуют его отставки. А Комаров отставляться не хочет, и приказывает верным ему отрядам спецназа расстрелять толпу. Но тут появляется генерал Николай Николаев, и велит спецназовцев сложить оружие. А спецназовцы, вестимо, послушно подчиняются. :) Комаров пытается сбежать из своей резиденции, но возмущенная толпа его ловит, валит и бьет (и даже ногами). Временным ИО президента становится Николаев. Найденная дочь Монка переезжает к нему в Испанию. А Соня Астрова становится директором ФСБ. В общем, хэппи-энд.
Окончательный диагноз вердикт: фильм -- исключительный маразм, хотя (местами) даже веселый. Если не пытаться искать в сюжете логику, вполне можно смотреть: мордобои, перестрелки и погони довольно зрелищны. Марафонские забеги Москва-София и прочее -- все это так хорошо доставляет, что фильм местами вполне можно рассматривать как комедию. Наконец, идея избирательных вирусов (главный креатифф сценаристов) невозбранно хороша, хотя, увы, из нее можно было извлечь больше. Например, я хочу, чтобы кто-нибудь вывел вирус, воздействующий исключительно на общечеловеков и либеральных журналистов! Генная инженерия способна творить чудеса. Неужели никто за это не возьмется?? :)