Геркуланум, часть вторая. По Третьему кардо в центр.

Aug 11, 2013 14:23



Переждав внезапно налетевший дождь в дворе гостиницы, выходим наружу. Перед нами Третий кардо - широкая улица, ведущая к центру города. Как следует из названия, кардо ведет с севера на юг, тогда как декуманус - с востока на запад. Город делится на прямоугольные кварталы-инсулы.
       К слову сказать, ориентироваться в Геркулануме не так уж просто. Более-менее известные здания могут быть помечены малозаметными табличками, а могут и нет. Указателей на перекрестках, подобно помпейским, не существует. В билетной кассе выдают  небольшой буклет на английском, в котором объекты расположены хаотично. Так что, если вы не надеетесь на свой талант ориентироваться на местности - воспользуйтесь аудиогидом, правда, только на итальянском, английском, французском или немецком. Кажется, испанский тоже есть.

1. Перспектива Третьего кардо от входных ворот в центр. Тротуары широкие и кое-где, судя по остаткам колонн, были накрыты галереями.
 

2. Прихожая безымянного дома. В углу лестница на второй этаж.


3. Атриум Дома Скелета. Как следует из названия, кто-то отсюда убежать не успел. Невысокие дверные проемы ведут во внутренние помещения и спальни-кубикулы. Удивительно, но в этом атриуме отсутствует бассейн для сбора дождевой воды - имплювий. Это нетипично для римского жилища.


4. В боковой комнате-молельне обнаруживаем богато украшенный мозаикой алтарь для ларов - духов предков, хранителей рода и дома. Христианские крестики меня слегка смущают. Хорошо снять алтарь мешает уродливая конструкция строительных лесов.


5. Нижняя часть алтаря трогательно украшена раковинами гребешков.


6. На стенах молельни легкая роспись в серо-голубых тонах с традиционными мотивами-театральные маски и птицы.


7. Ниши украшены росписью


8. Возможно, это столовая-триклиний. Здесь привлекает внимание роспись в нише и остатки мозаик на мифологические темы


9. Кто-то с барсом и тирсом - Вакх?


10. Тритончик


11. Пока мы бродили по комнатам Дома скелета, на улице заметно распогодилось. Вот у кого-то прямо в доме врытый в землю кувшин. На лавку-термополию не похоже - наверное, подобие холодильника для собственных нужд.


12 Еще один кувшин в коридоре. А вот в прихожую на правом фото стоит заглянуть!



13. Дом Гения. Назван в честь найденного здесь канделябра. украшенного одноименной фигуркой. Дом полускрыт под лавовым слоем, раскопана ниша триклиния с росписями, выходящая во двор. Ниша высокая и просторная.


14. Вид из ниши - интересный крестовидный бассейн и остатки колоннады, когда-то поддерживавшей скат крыши.


15. Черные пузыри лавового потока, продавившие свод одной из ниш. Назидание потомкам.


16. Прямо напротив - Центральные термы.
         Я уже рассказывала о больших, помпезных Термах Каракаллы в Риме. Эти бани - совершенно обычные, можно даже сказать, типовые, такие были в каждом городе империи от сирийских пустынь до Адрианова вала - незыблемый символ культуры Pax Romana. Куда бы ни приехал римлянин - он везде может помыться как дома, в родном городе.
         Раздевалка-аподитерий. Просторное помещение со сводчатым потолком, украшенным гипсовыми желобками. По стенам идут открытые полки для одежды и личных вещей.
Раздевшись, полагалось умыться в большой плоской чаше. Эти бани, предположительно, имели мужское и женское отделения, у каждого был свой вход.


17. Мужской аподитерий просторный. Полки, конечно же, реконструированы.
На каменных приступочках дремали рабы, сторожившие хозяйское барахло - к сожалению. воровство в банях было делом обычным и неосторожному парильщику ничего не стоило уйти домой нагишом


18. Ваза для омовений и более скромный по размерам женский аподитерий. Декор такой же - гипсовые желобки. Заметно, как поплыл пол после землетрясения.



19. Загадочный символ в коридорчике между аподитерием и тепидарием.


20. Вновь в дамском отделении.


21. Самое горячее помещение - кальдарий. У стены традиционный неглубокий бассейн с горячей водой. Поскольку обогрев шел от пола. по системе гипокауста, здесь приходилось пользоваться деревянными сандалиями, чтобы не обжечь пятки.


22. Мозаика в дамском зале  - Тритон и дельфины.


23. Палестра при термах.


24. С другого ракурса. Хорошо видна выступающая ниша женского аподитерия.


первая часть тут: http://trianda.livejournal.com/113046.html

history, Геркуланум, Италия

Previous post Next post
Up