Что мне известно о Бенине?
Что я вообще знаю об Африке? Кое-что знаю конечно, вернувшись три недели назад из нашего автостопного путешествия по
Кении и
Уганде.
А в Бенине я не бывала никогда. И от Кении с Угандой эта страна далеко. Признаться,
где находится Бенин я имела до недавнего времени весьма смутное представление. Теперь же я знаю расположение всех стран в Африке. Скажи мне "Гана", скажи мне "Эритрея" или "Камерун" или назови любую другую из стран Африканского континента - я ткну в карту безошибочно указав где находится любая из африканских стран. Помогло мне изучить так карту Африки одно приложение, которое я установила на свой андроид. И пока путешествовала по Кении, в случавшиеся иногда минуты ожидания, я полюбила "играть в Африку" на своем телефоне.
Пользуясь нехитрой программкой я хорошо запомнила, что Бенин - небольшое государство в Западной Африке со столицей Порто-Ново, похожа страна эта своими очертаниями на поднятую руку с пальцами, сжатыми в кулак. Находится Бенин на берегу Гвинейского залива. С запада страна граничит с еще более крошечным государством Того, на севере - с Нигером и Буркина-Фасо, на востоке - с Нигерией. Что еще я знала о Бенине? Мммм... Где-то там же, в Западной Африке, до сих пор существует культ вуду?.. Но слышен звон, а не знаешь где он. Глубоко не копая эту тему, я не была уверена про Бенин ли говорят, когда упоминают загадочную религию вуду.
А тут, в Добрянке, после приезда из Африки, сходила я в библиотеку, порылась там в книгах. Целенаправленно искала что-нибудь про недавно покинутый мною Черный Континент. И выудила из библиотечных фондов два "алмаза". Одна из этих книг оказалась про Бенин. Про
другую интересную книгу я рассказываю отдельно.
Итак, книга Николая Баратова "Загадка абомейского кувшина". В аннотации сказано: "В книге советского журналиста, проработавшего в странах Западной Африки более пяти лет, рассказывается о Народной Республике Бенин. Это небольшое африканское государство, расположенное на побережье Гвинейского залива. В живой, образной форме автор повествует о богатом культурном и историческом прошлом страны, о традициях и обычаях населяющих ее народностей, о стремлении независимого Бенина к новой жизни." Написано достаточно сухо и немного отпугивающе звучит последняя фраза - "о стремлении независимого Бенина к новой жизни"... Ну ладно, что ж взять? Книга советская, 1982 года издания. Главное, чтобы не слишком много политики и рассуждений "о братской дружбе между советским и бенинским народом". Ну-ну, заглянем внутрь...
Я сунула нос в книгу, которая тотчас же обдала меня запахом, характерным для старых книг. Но не все старые книги пахнут одинаково. Запах зависит и от содержания книги. Полистав немного я поняла: "Оно! То, что надо. Хочу почитать эту книгу!". Книга состоит из множества рассказов, заметок о жизни в Бенине, об обычаях народностей, проживающих в этой стране. Она написана живым языком, со множеством диалогов. Запах обычной старой книги в ней смешивался с запахом песчаной пыли, задуваемом в саванны Бенина из Сахары ветром харматтаном...
В предисловии автор пишет: "В нашем доме было хорошо слышно, как за тонкой полоской пальм ворочается в темноте океан. Через равные промежутки по окнам пробегал голубой луч портового маяка, надрываясь трещали цикады, и изредка рядом с домом, всегда с одной и той же стороны, раздавался странный хриплый звук "куык-куы-ык". Никто не мог догадаться, что это такое, ни Амаду, наш ночной сторож, ни собравшийся по этому поводу консилиум всех окрестных ночных сторожей. Я так и не узнал, кто же подпевал цикадам на нашей улице, хотя и прожил на ней не один год. Если бы это была единственная тайна Африки, так и оставшаяся для меня не раскрытой!.. Пять лет, три месяца и семнадцать дней провел я в Африке. С этой улицы на окраине Котону я уезжал на север - в Нигер и Верхнюю Вольту, на восток - в Нигерию, Чад, на запад - в Того, Гану, Берег Слоновой Кости, в партизанские тогда еще леса Гвинеи-Бисау, в другие страны. Меня не раз спрашивали, какая же из них запомнилась больше? Я могу ответить - Народная Республика Бенин."
...Когда-то на этой земле было много разных государств. Одно из самых известных - Данхома.
Кратчайшая история страны в хронологическом порядке.
С древности на севере страны проживало племя гурма, которых затем оттеснило племя барба, пришедшее с территории современной Нигерии. На юге страны жили племена фон и аджа.
XV в. - на побережье нынешнего Бенина появились португальцы. В последующие пару веков активно строятся форты и фактории французских, голландских, английских купцов и работорговцев.
XVII в. - побережье, где сейчас находится Бенин и соседние страны называется все чаще "Невольничий берег", европейцы превратили это место в крупнейший район работорговли в Африке (отсюда название побережья - Невольничий берег).
Н. Баратов пишет об этом периоде: "Поскольку в те жестокие времена все коммерсанты в Африке были немного пиратами, все пираты - немного коммерсантами, но и те и другие - работорговцами, на Подветренном, или, как его вскоре стали называть, Невольничьем, Берегу очень быстро выросли торговые фактории, а вернее, укрепленные форты, под прикрытием которых пышно расцвела тогда торговля "эбеновым деревом" - так тогда называли африканских рабов." Еще одно название имело это место - "Могила белого человека", так как все же сопротивление "охотникам за людьми" местное население оказывало, метая копья и отравленные стрелы в непрошенных гостей. К тому же желтую лихорадку, малярию, дизентерию никто не отменял - она тоже косила рядами европейцев. В английской матросской песенке того времени пелось: "Берегись и опасайся залива Бенин, мало кто из него выходит, хотя входят многие".
XVII в. - здесь возникает государство Данхома. Его население занималось в основном мотыжным земледелием. Общественный строй - переходный от первобытнообщинного к феодальному, с элементами рабовладельческого.
XVIII в. - сер. XIX в. правители Данхомы богатеют на работорговле. Ежегодно европейским купцам продавалось примерно 20 тыс. рабов. В середине XIX в. работорговля становится незаконным "бизнесом", но, хоть и вяло, продолжается.
1893г. - Данхома становится владением Франции. Король Беханзин был последним королем свободного Данхоме. Но после долгой борьбы он был вынужден сдаться. Французы переиначивают название на свой лад, называя страну Дагомеей.
1904г. - территория современного Бенина включена в состав Французской Западной Африки как колония - Французская Дагомея. Французские колонизаторы стали создавать промышленные предприятия (мыловаренные, швейные и др.), строить железные и шоссейные дороги.
Кстати, о границах стран. Бенина, и не только. Колонизаторы, словно острым мачете, в свое время грубо, по-живому, разделяя на части единые веками до этого народности, уподобляясь злому мяснику, кромсали африканский материк - вот откуда в границах многих стран преобладают прямые линии. Также и Дагомея. В этнографическом смысле она напоминает кусок слоеного пирога, отрезанного вдоль меридиана - в этой небольшой стране смешались более 60 народов и народностей, людей с различными культурными традициями и говорящих на языках разных языковых групп. В 70-е гг. прошлого века в Бенине радиопередачи велись на 18 местных языках!..
1946г. - Дагомея получила статус заморской территории Франции.
1958 г. - автономная Республика Дагомея в составе Французского Сообщества. Рассматривавшаяся некоторое время идея о вхождении Дагомеи в состав планировавшейся тогда и существовавшей в 1959-1960 гг. Федерации Мали (Мали и Сенегал) реализована не была.
Интересно, что страна давно была под протекторатом Франции, а некоторые форты оставались португальскими. Так, форт Иоанна Крестителя, в Виде (сейчас в русскоязычной транслитерации чаще этот город называют Уиде) даже в 60-е гг. прошлого века продолжал существовать как португальское владение. Н. Баратов в книге рассказывает историю как в 1961 г. местные власти предложили коменданту форта решить вопрос о дальнейшем статусе этого колониального анклава - превратить его в туристический объект или в португальское консульство. Комендант не захотел принять это разумное предложение и сбегает, предварительно устроив большой пожар. И, что самое комичное, после еще Португалия обращается в ООН с жалобой на Дагомею: почему и за что нас выгнали.
1960г. - провозглашено независимое государство Республика Дагомея. Первый президентом независимой Дагомеи - Мага Кутуку Юбер установил фактически личную диктатуру. В стране каждые три-четыре года - в 1963, 1965, 1969, 1972гг. - происходят переворот за переворотом.
1975г. - страна переименована в Народную Республику Бенин, по имени древней высокоразвитой цивилизации Бенин, которая когда-то существовала на этой территории Африки.
1983г. - в этом году все население страны в возрасте от 15 до 40 лет зачисляются в Организацию революционной молодёжи (кстати, средняя продолжительность жизни в стране тогда составляла 43 года).
Молодость Бенина. Фото Н.Баратова
1990г. - коммунистический лидер страны Кереку отрекается от марксистских принципов, из официального наименования страны убрал слово «Народная». С этого года страна называется - Республика Бенин.
Получается, что автор книги "Загадка абомейского кувшина", Николай Баратов был там в самые революционные годы, когда страной руководил коммунист Кереку, и, понятно, что Бенин равнялся на СССР в своей борьбе за независимость. Или даже немного раньше, во времена этих военных переворотов... Отыскала тут его статью в журнале "Вокруг Света" за 1974г.
"В королевстве бариба".
У советского журналиста Н. Баратова в Бенине был друг Макс - молодой учитель. Николай часто бывал у него в разных местах страны, так как профессия учителя не давало в Бенине возможности засиживаться на одном месте - то тут, то там открывались новые школы, нужно было передавать опыт. Макс приглашал часто Николая в гости - "Во время совместных путешествий Макс был просто незаменимым спутником, прежде всего потому, что он в масштабах своей страны настоящий полиглот. Он хорошо знал шесть или семь местных языков, а объясниться мог еще на добром десятке. Кроме того, мы всегда и везде заходили к бесчисленным родственникам и друзьям Макса, и благодаря ему чужие городки и деревни вдруг населялись для меня знакомыми конкретными людьми. Встречая своего советского друга в новом месте Макс всегда знакомил его первым делом со своим окружением - "Что поделаешь, гостя полагается показать старейшинам, местной власти, соседям, друзьям. Поначалу я досадовал на эти протокольные визиты, которые считал бесполезной тратой времени. Но потом понял, что в деревенской замкнутой общине это просто необходимо. Люди хотят знать, кто ты и с чем пришел, тем более, что белый цвет кожи не лучший пропуск в бенинскую деревню, где для многих он ассоциируется прежде всего с колониальным прошлым. Помню, мне было всегда неловко, когда Макс, представляя меня, обязательно добавлял: "Он - революционер!" Очень высокое это слово... Но краснел я зря, потому что для бенинского крестьянина слово "революционер" стало в последние годы синонимом слова "друг".
На самом деле, местные жители в те годы недалеко ушли от верований в добрых и злых духов, верили силам природы и словам шаманов. Об этом много рассказов в книге. Правда, Н. Баратов, описывая случаи "чудесных исцелений" и т.п. не забывает ставить кавычки, относясь ко всему с изрядной долей скептицизма. Мне вот интересно, всегда ли здравым скептицизмом объясняются его добрые усмешки в адрес местных шаманов и врачевателей? Или объясняется критика автора тем, что советская цензура не пропустила бы многие вещи, описанные так, как они реально имели место быть...
И все же... Приведу отрывок из рассказа "Рецепты бабушки Аджави" в книге:
"Сейчас, прогуливаясь с Суле по рынку Порто-Ново, я видел их лекарства и «инструменты». Кавычки поставлены не случайно, как еще назовешь все эти змеиные и кошачьи черепа, шкурки каких-то диковин-ных зверюшек, амулеты и обереги, или, как их здесь называют, гри-гри, из кожи, проволоки, слоновьего волоса?
Я охотно допускаю, что амулет может принести своему владельцу какую-то пользу, например придать уверенность человеку, верящему в него, ведь метод самовнушения используется в современной психотерапии. Но когда видишь выложенные в рядок на земле полсотни оберегов «от дурного глаза» или приворотных гри-гри, с помощью которых, как утверждают продавцы, можно очаровать любую красавицу, это приводит к мысли о шарлатанстве не в африканском, а в привычном для нас смысле.
-Послушай, Суле, а тебе не кажется, что подобное коммерческое обилие, вся эта выставка-продажа амулетов могут подорвать веру в их силу? - спросил я.
Но Суле так не считал.
- Дело не в амулете, - сказал он, - а в сопровождающей его вручение церемонии.
- Так здесь продаются полуфабрикаты? - подковырнул я своего приятеля, желая его раззадорить. -А смазливые девицы, которые крутятся вокруг тебя на радио,-результат действия какого-нибудь приворотного григри?
- Причем здесь гри-гри?-рассердился Суле. Его, похоже, раздражало мое неверие, но не в силу отечественных колдунов, а в его достоинства сердцееда. - Ничего-ничего, поживешь несколько лет в Африке, посмотрим, как ты заговоришь. Есть, знаешь, такая поговорка: «Пересеки реку, прежде чем говорить плохое о крокодиле…»
Суле был прав, африканский опыт и встречи с бенинскими «колдунами» и «знахарями» поубавили мой скептицизм."
Хотелось бы пообщаться мне с автором книги, порасспрашивать его о том, что же такое он увидел, что "поубавило его скептицизм". А слово "вуду" видимо было под цензурой в советской публицистике. По-крайней мере я не встретила ни разу упоминания - многие вещи не называются своими именами, но читаются легко между строк. Еще больше хотелось бы мне самой побывать в сегодняшнем Бенине, узнать, что там осталось настоящего, без фарса и лоска для туристов. Осталось ли? Ведь пот меня прошибает, когда автор книги пишет о многих церемониях, называя их "аттракционами для туристов". Напоминаю, книга издана в 1982 году! Уж если даже в те годы Бенин был наводнен туристами, развращавшими культуру, традиции местных людей, то что там сейчас... Или еще не совсем поздно побывать в Бенине?
В следующих нескольких постах я перескажу те истории из книги, с вкраплениями цитат (стиль автора мне очень нравится!), которые показались мне особенно интересными. Ведь книгу пора возвращать в библиотеку. Поэтому делаю эти посты с названием "Что теперь я знаю о Бенине" в первую очередь для себя. Если кому покажутся заметки интересными, то я буду рада. Если есть что добавить от себя, поделиться своим опытом - пишите комментарии.
Черный материк покорил мое сердце! И, конечно, не хочется ограничиваться одним только путешествием по двум странам Восточной Африки - Кении и Уганде. Надеюсь, что карты (географические) лягут так, что я еще вернусь в Африку.