Впервые я узнала об этом месте только год-полтора назад. И сразу же загорелась идеей подняться к этому буддийскому монастырю, находящемуся в России, на Урале, на стыке Европы и Азии.
И вот, в минувшие выходные, исполнилась моя мечта - я поднялась на вершину горы Качканар.
Место для строительства буддийского монастыря было выбрано не случайно. Непростое это место. Есть в нем особая энергетика.
Еще древние манси почитали гору Качканар как особое культовое место. Здесь проводились ритуальные церемонии с жертвоприношениями языческим богам.
Существует поверье, что в одной из пещер, которая находилась как раз с той стороны, откуда пришли мы, то есть с поселка Косья, состоялось великое камлание в период похода Ермака в Сибирь. Правитель Сибирского ханства чингизид Кучум, не желая подчиняться, но чувствуя силу противника, заказал великое камлание, чтобы получить ответ шаманов на свои вопросы. Шаманы сошлись в едином мнении - сопротивление войску Ермака бесполезно, следует покориться. Однако, хан Кучум все же наплевал на шаманское предостережение. Дружина Ермака разбило войско хана. Сам Кучум тогда сбежал. А эта пещера-капище до сих пор не найдена, вход в пещеру был завален. Существует также поверье-предостережение - не надо заниматься поиском святилища. Если оно будет найдено и завал разроют, то произойдет катастрофа большого масштаба, губительная для тысяч людей.
Итак, мы уже близки к вершине. Высота Качканара 887,6 метров, это одна из высочайших вершин Среднего Урала. На вершине горы природа создала удивительные каменные останцы. Именно здесь и находится знаменитая гора-камень «Верблюд» - этот огромный каменный великан словно прилег на отдых. По одной из версий, название горы Качканар тюркского происхождения. И состоит слово из двух: "качка" - лысый, "нар" - верблюд.
Правила поведения на территории монастыря просты и понятны.
Создание монастыря относит нас к событиям 20-летней давности. Лама Санье Тензин Докшит (Михаил Санников) в 1995г. заканчивает обучение в буддийском институте при Иволгинском дацане в Бурятии. После этого он прибывает на гору Качканар, где и закладывает 15 мая 1995г. первый камень монастыря. Лама Санье Тензин Докшит никогда не был в этих горах. Путь ему указал его Учитель Пема Джанг (Дарма Доди Жалсараве, 1904-1997гг.). Он подсказал ему не только координаты места для постройки будущей обители - гору Качканар, но и название. Шад Тчуп Линг в переводе с тибетского - «Место практики и реализации».
На сегодняшний день монастырь собрал под своей крышей практикующих буддизм из разных городов России. Основной задачей, поставленной в Шад Тчуп Линг, является развитие в российском культурном пространстве ученой, йогической и монашеской традиций буддизма. Организация обучения и практики реализована через специально разработанные учебные программы, проведение ритуалов, служб, традиционных мероприятий, индивидуальных и коллективных буддийских практик.
Монахи нас встретили в общине гостеприимно. Накормили кашей и напоили горячим чаем.
Дежурство на кухне и другие обязанности в монастыре согласно расписанию. В день, когда мы там были, кашеварил Арсений.
Жизнь в общине идет размеренно, согласно расписанию.
Питаются монахи согласно следующему составленному меню, возможны небольшие изменения.
Кто-то из нашей группы назвал такой образ жизни и разнообразие в питании довольно аскетичным. Алексей, общавшийся с нами, пожалуй, больше всех, поправил, что ничего аскетичного здесь он не видит. Монахиня Сатима, прожившая здесь уже почти 12 лет, тоже усмехнулась и улыбаясь продолжила свое вязание. Нет, пожалуй, такой образ жизни не ограничивает, а скорее приближает человека к свободе, помогает продвигаться на пути к самосовершенствованию. А, вообще, каждый делает свой выбор в этой жизни.
Алексей, в миру работавший учителем английского языка, здесь практикует буддизм. Он живет в монастыре уже больше пяти месяцев и собирается покинуть монастырь не ранее июля-августа. Он провел нам увлекательную экскурсию.
Рассказал Алексей нам об истории монастыря, познакомил со всеми постройками, показал главные святыни обители - буддийскую Ступу Пробуждения, статую Миларепы, и т.д.
Из животных в настоящее время в монастыре обитают только собаки. У одной из собак, оставленной одним французом, посетившим монастырь, родились недавно симпатичные щенята.
Заготовка дров (зимой), строительные работы (летом) - основные трудовые занятия в монастыре.
Солнечные батареи - особая гордость жителей монастыря. При экономном использовании энергии хватает и для зарядки аккумуляторов и даже для выхода в интернет.
С вершины Качканара можно увидеть и Конжаковский камень, и гору Ослянку, и другие вершины Урала.
Мы попали в монастырь не в банный день, согласно расписанию. Но в баню заглянули.
После экскурсии мы вернулись снова в теплый дом, где находится столовая.
Я "залипла" у книжной полки, удивившись разнообразию книг. В монастырской библиотеке книги не только о буддизме, йоге, но и художественная литература, а также книги по теории относительности, толковый словарь русского языка, учебники по английскому...
Полюбопытствовала и заглянула в бортовой журнал. Он тогда велся ручным способом. Видимо, самые первые годы строительства монастыря.
Сейчас вы можете почитать сами
Бортовой Журнал буддийской общины Шад Тчуп Линг, где вкратце, по традиции, каждый день записывается погода и основные занятия и события из жизни общины.
У Сатимы любимое занятие - вязание. Мне кажется все эти симпатичные шапочки и носочки связаны ее руками. Но, возможно, я ошибаюсь.
Алексей демонстрирует шапочки.
Посетители монастыря могут купить напамять что-нибудь из теплых вязаных вещей. Или выбрать сделанную руками монахов мандалу. Они здесь предлагаются всевозможных цветов и конфигураций. Главное при выборе понимать, что и цвет, и символы, и рисунок мандалы выявляют прямые и косвенные связи с вашей собственной Вселенной. Прислушайтесь. И Вселенная вас не обманет.
Общаемся. Греемся. Пьем чай.
Алексей рассказывает о плане строительства монастыря. По прогнозу он рассчитан на 300 лет. Сейчас прошло только 20. Масштабы строительства поражают. Не совсем понятна идея того, что некоторые горные породы придется разрушить. Неужели нельзя интегрировать все постройки в каменные скалы, как это сделано сейчас? Может я что недопоняла...
А вот и Лама Санье Тензин Докшит (в миру Михаил Васильевич Санников). Он родился 30 ноября 1961 года в городе Воткинске Удмуртской АССР в семье потомственных военных. Воевал в Афганистане. В 1987 г. в звании капитана вышел на пенсию по инвалидности; в течение нескольких месяцев работал в морге Ленинского района г. Перми санитаром и помощником патологоанатома. Экстерном выучился в Нижнетагильском художественном училище, немного проработал коком на Камском речном флоте. В 1989г. Михаил Санников поступает в Иволгинский дацан, где принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит. В декабре 1994 г . получил посвящение в ламы. А с 1995г. он основывает буддийский монастырь на Качканаре.
Мы мало пообщались с Тензин Докшитом. Он говорил с доброй усмешкой, коротко и ясно, просто и мудро одновременно. Так, наверное, и общаются Учителя.
Пришло время нам спускаться с горы.
Поездка эта состоялась уже почти неделю назад, а впечатления еще переварятся не скоро. Кто-то из нашей группы пришел с заранее припасенной изрядной долей скептицизма. Он и ушел с ним. Кто-то ожидал увидеть луч света, чего-то доброго, настоящего, без лоска и гламура, в то же время. Он его и увидел. К ним я и отношу себя. Мне понравилась атмосфера, царящая в монастыре, простота общения между людьми, расписание их занятий, стремление практиковать буддизм, для чего они сюда и приехали. Сама я далека от практики буддизма и медитаций (в счет не беру парочку прочитанных книг), но два года назад мне многое дала практика пховы, когда мне посчастливилось побывать на медитациях Ламы Оле Нидала. Об этом отдельный разговор. Целью написания данного поста не было вдаваться в детали буддизма. Мне хотелось описать буддийский монастырь Шад-Тчуп-Линг в Качканаре, каким его увидела я и мои впечатления, хотя бы на подсознательном уровне. Попытка эта, возможно, получилась не совсем удачной. Просто чтобы понять каждому для себя - надо побывать там. И не пару-тройку часов. Нужно в монастыре пожить, поработать, попрактиковать буддизм.
Напоследок, уходя, мы покрутили молитвенные барабаны...
Ом мани падме хум, ом мани падме хум, ом мани падме хум...
Мне кажется я еще вернусь в этот монастырь. И хотелось бы не праздным туристом. Пока не знаю когда, но я вернусь.
Ом мани падме хум, ом мани падме хум, ом мани падме хум...
P.S. Поездка в Буддийский монастырь Шад-Тчуп-Линг состоялась вместе в группой ребят из Перми, организаторами поездки являлась
компания "Солана". И монастырь - не все что мы видели!
Также мы встретили закат на
горе Колпаки, помедитировали под
Царскими воротами камня Дыроватого, и вообще,
у нас было много приключений. Спасибо, "Солана"!