Славными выдались минувшие выходные. В этот раз я присоединилась к организованному туру от
компании "Солана". Программа была насыщенной и, забегая вперед, скажу, что все удалось: и посещение буддийской общины на горе Качканар, и Колпаки, утопающие в закатных красках, и обещанная баня на турбазе, и камень Дыроватый с его таинственными гротами и арками. Огромное спасибо организаторам и всем, принявшем участие в этом автобусно-пешем походе. Но обо всем по-порядку.
Из всех участников группы мне одной, пожалуй, пришлось выехать всех раньше, чтобы вовремя успеть к месту встречи в Перми. Так что вначале я ехала в автобусе Добрянка-Пермь, слушая БГ в своем плеере. Последнее время я полюбила ездить в этих больших автобусах, следующих маршрутом Добрянка-Пермь или в обратную сторону. В них тепло, мягкие сидения, да и едут они полупустыми. Особенно такой комфорт начинаешь ценить по пути обратно, уже возращаясь из похода, промерзнув на свежем воздухе.
Пятница. 10 вечера. Пермь. Сделав ненароком небольшую петлю через Монастырскую улицу я подхожу к офису "Соланы", где уже собралась большая часть народа. Кто-то стоит по-одному, кто-то пришел парами. Все незнакомые. Честно говоря, давно я не ездила в поход с большой группой. Да еще и не знаю никого. Нас набралось 14 человек, не считая трех инструкторов от "Соланы".
Уселись в автобус. Поехали. Самое неожиданное для меня было, что уже через 15 минут я могла обращаться к каждому из нашей группы безошибочно по имени. А заодним узнала и секрет быстрого запоминания имен не одного десятка незнакомых людей за самое кратчайшее время. Если интересно - поделюсь секретом. А открыла его нам наш замечательный инструктор Мира - молодая, улыбчивая девушка.
Быстро познакомившись, мы весело играли в различные игры, забавляясь, а заодним и память тренируя.
Заехали для технической остановки в кафе "Каспий" вблизи Чусового. Уже ночь. Потом и в сон повело, в дороге укачивает.
Неожиданно сон нарушила возникшая проблема с автобусом. Случилось это уже где-то под Горнозаводском. Даже не одна, а целая сеть проблем: потеряли колодку, сломали домкрат, прокололи колесо, к тому же не было насоса. Тем не менее все эти вопросы решились быстро. Ну что ж - всякое бывает! Я, честно сказать, и не сильно переживала. Даже немного эгоистично радовалась - дольше поспать наверное удастся. Приехав на место мы, в ожидании рассвета, продолжали спать на своих сидениях, уже стоящего, не убаюкивающего ездой, автобуса.
Суббота. 7 утра. пос. Косья, Свердловская область. Вылезать из теплого микроавтобуса в утренний морозный воздух было непросто. С утра тут совсем не жарко.
"Ничего, сейчас в гору как начнем подниматься - быстро согреетесь", - взбодрила нас, полусонных туристов, Мира.
Поселок расположен в пойме реки Ис, раскинувшись у подножия горы Качканар. Откуда произошло название поселка Косья? Я сразу вспомнила реку Косьву на севере Пермского края. В этом названии "ва" с коми-пермяцкого переводится как "вода", "река", а "кось" имеет сразу несколько значений - "перекаты", "порог", "сухой", "обмелевший". В названии поселка Косья "я" в окончании, по всей видимости, возникло под влиянием многочисленных мансийских по происхождению названий на я- (например, река Турья, п. Лямья, и т.п.). В конце концов, коми-пермяцкий и мансийский родственные языки - оба принадлежат к угорской группе финно-угорской семьи языков. Так что, возможно, "косьва" и "косья" - два сапога пара, и не имеют разногласий при переводе значения на русский язык.
Поселок был основан в 1825 году и обязан своим возникновением строительству прииска, организации здесь добычи драгоценных металлов. Принадлежала территория эта крупнейшему помещику П. Шувалову. В основном народ на прииски был завезен из Пермской и Вятской губерний. Что интересно - территория поселка была самостоятельной, обособленной, то есть представители царского самодержавия не могли появляться без разрешения графа Шувалова. Впрочем, сам граф на Косье ни разу и не бывал, предпочитал жить в Петербурге. До революции управляющим на Косьинских приисках был француз Перрэ, который тоже не жаловал Косью частыми визитами. А уж когда приезжал, то тут и тротуары подметались, и блеск-лоск наводился, а для француза освобождался особняк из 14 комнат, обслуживаемый кучей слуг. А сам народ жил впроголодь, за малейшую провинность был жестоко наказуем - для соблюдения порядка и дисциплины Шувалов направил сюда охрану из казаков и чеченцев. Тем не менее, пережив смутный революционный период, нелегкое становление Советской власти, жизнь в поселке стала налаживаться. Здесь были школа, церковь, больница, клуб, фотосалон, хлебопекарня, милицейский участок, баня, аптека, и даже функционировала своя маленькая электроостанция. Появился также и свой кирпичный завод и лесопилка, улучшилось снабжение в магазинах. После войны здесь забурлила и культурная жизнь - играл свой духовой оркестр, работали различные кружки художественной самодеятельности. И все это время люди добывали металл здесь, в основном платину. Более восьми тонн платины было добыто на Косьинском прииске.
Последние десятилетия здесь, как и во многих подобных местах, наблюдается опустошение. Места практически отработаны, металл взят, работ не стало. Когда-то, в 50-х гг. прошлого века в местной школе училось более 900 человек, сейчас едва ли сотня учеников наберется. Молодые уезжают в города, где больше перспектив.
Небольшая прогулка по поселку. В сторону горы Качканар.
Вошли в лес еще в утренних сумерках. Но вскоре забрезжил рассвет.
Алексей идет с бордом. Любишь кататься - люби и сноуборд в гору носить. Зато как он лихо вниз потом спускался!
Мира рассказывает были и небыли. Показывает следы животных.
"Как? Вы не видете зайцев? Вот их много сидит", - шутит Юра. Зайцев и белочек никто не видит. И слава Богу. Все трезвы. Только множество следов свидетельствуют о том, что лес обитаем.
Мира поведала нам легенду о Гале и Коле. Как-то молодые влюбленные студенты, туристы-романтики, пошли в поход на гору Качканар. Просыпается как-то утром Коля, а Гали нет в палатке. Пропала. Искал он, искал ее и безуспешно. Куда, как, при каких обстоятельствах пропала девушка - так и осталось загадкой. Возможно заблудилась, возможно упала темной ночью в заброшенную шахту (есть тут такие). А Коля от горя умом тронулся. И остался он на горе искать Галю. Говорят, что так и ходит он до сих пор по лесу. Уже обросший, с шерстью даже на ладонях, и потерял он не только облик человеческий, но и язык родной забыл. Только одно слово помнит - "Галя". Заглядывает, говорят, он в палатки по ночам, где спят девушки, ощупывает их своими мохнатыми ручищами, приговаривая: "Галя! Галя...", а то и вовсе из палатки на свет может вытащить...
Все разулыбались, выслушав легенду. Ночевка в палатках у нас не планируется. А, следовательно, потом стали не только следы зайцев в лесу видеть, но и смотреть где Коля наследил... Где-то "клок шерсти" на деревьях зацепился, где-то следы неявные... В общем, легенда понравилась.
Юра подбадривает Сюзанну, которой оказалось непросто выдерживать достаточно бодрый темп подъема в гору. "Главное, надо правильно дышать", - добавляет Юра. Мне тоже было интересно послушать его теорию о правильном дыхании, правильном темпе ходьбы и вообще я тоже любитель многочасовых пеших прогулок, почему бы и не поговорить об этом между делом. Да, Мира, Юра и Алексей - это все наши гиды-инструкторы, они же массовики-затейники, и просто замечательные люди. С такими можно пройти и огонь, и воду, и медные трубы.
Налево пойдешь - в Косью вернешься. Направо - к Западному карьеру попадешь. А нам прямо - к буддийскому монастырю на вершине.
Шесть километров по снежному лесу в гору - путь не быстрый. Но и нетрудный. Отличная прогулка.
И вот перед нами возникает он, сам монастырь. Вначале видим приспособление для подъема грузов для строительства монастыря. И постройки справа.
Поднимаемся. Оглянувшись назад вижу обалденно красивое небо. Вообще, с погодой все отлично - солнце, голубое небо!
Хотя на открытом просторе, на горе обдувал холодный ветер. Руки постоянно замерзали, а фотографировать в перчатках я не научилась.
Монахи нас встретили в общине гостеприимно. Накормили кашей и напоили горячим чаем.
Алексей, в миру работавший учителем английского языка, здесь практикует буддизм. Он живет в монастыре уже больше пяти месяцев. Рассказал Алексей нам об истории монастыря, о всех постройках, показал главные святыни обители - буддийскую Ступу Пробуждения, статую Миларепы, и т.д.
Суть буддизма постигается с серьезными лицами.
Попозже предстояло сделать выбор каждому из нас - сходить к горе-Верблюд или остаться в теплом доме, пообщаться с монахами. Мне хотелось и то, и другое. Но, учитывая, что я замерзла, я все же предпочла остаться для общения с людьми, выбравшими свой путь в этой жизни, для многих непонятный и неприемлемый.
Подробнее о Буддийском монастыре Шад Тчуп Линг на горе Качканар и о людях, с которыми я там имела счастье познакомиться, я рассказываю в отдельном
посте.
А ниже фотографии.
У буддистов можно купить собственноручно ими связанные шапочки, носочки.
Алексей не удержался и приобрел такую замечательную шапочку. С тех пор всего его шутя-любя стали называть Совой.
Можно было выбрать мандалу. Они здесь предлагаются всевозможных цветов и конфигураций. Главное при выборе понимать, что и цвет, и символы, и рисунок мандалы выявляют прямые и косвенные связи с вашей Вселенной. Прислушайтесь. И Вселенная вас не обманет.
Ну что ж. Пришло время покидать буддийский монастырь. Приятное место. Посещение его, пожалуй, было главной "фишкой" этого похода. И, собственно, главной манящей составляющей для меня, ведь я давно уже слышала про Качканар и некое мистическое место паломничества буддистов на вершине горы. Спускаясь обратно, до нашего автобуса, шесть километров по снежному лесу, было о чем поразмыслить, переварить увиденное и услышанное. Подробнее о монастыре я написала
тут.
Продолжение нашего похода.