Хельсинки железнодорожный. Центральный вокзал.

Mar 15, 2020 15:37

Железная дорога пришла в город Хельсинки более полутора века назад в 1862 году во времена Российской империи, ещё при русском царе Александре II. Сегодня в городе два крупных пассажирских железнодорожных узла - Центральный вокзал, который служит главной пассажирской станцией города и находится в самом его центре, и станция Пасила в трёх с половиной километрах к северу от центра, действующая для разгрузки Центрального вокзала. Оба узла качественно дополняют друг друга и создают одно целое в железнодорожном сообщении города, распределяя пассажиропотоки по всей его площади. Хотелось совместить информацию об обоих узлах в одном кратком обзоре, но обзор получился слишком длинным, из-за чего пришлось разделить его на две части, которые будут посвящены каждому из них отдельно.




1. Главным пассажирским железнодорожным узлом города является Центральный вокзал, здание которого, построенное в 1919 году в стиле модерн финским архитектором Элиелем Саариненом, недавно отметило свой 100-летний юбилей.


2. Фасад здания выходит на улицу Kaivokatu, где останавливается около половины трамвайных маршрутов города. Здесь же поблизости находится привокзальная площадь с большим количеством остановок городских автобусов, которая в городах Финляндии обычно носит название "Железнодорожная" (Rautatientori).


3. Фасад украшают рельефные гранитные скульптуры каменных атлантов, расположенные попарно по обе стороны от центрального входа и держащие в руках светильники в виде земного шара. Первоначально здание вокзала планировалось украсить скульптурами медведей, однако эта идея была реализована при оформлении вокзала Выборга.


4. Станция является тупиковой и имеет 19 путей с пассажирскими платформами, накрытые светопроницаемыми сводами. Это конечный пункт всех типов дальних и пригородных пассажирских поездов, курсирующих по Финляндии и региону соответственно.


5. Центральный вокзал обслуживает скорые поезда "Intercity" и скоростные "Pendolino", связывающие Хельсинки с другими регионами Финляндии, пригородные электрички по столичному региону и за его пределами, а так же международные фирменные поезда "Лев Толстой" и "Аллегро" на Москву и Санкт-Петербург.


6. Скоростные поезда "Pendolino", известные системой наклона кузова при прохождении кривых, являются наиболее быстрыми в Финляндии. На финских железных дорогах им присвоена серия Sm3. Каждый состав серии Sm3 состоит из шести вагонов, четыре из которых, включая два головных с кабинами управления, являются моторными и два, находящиеся в середине состава, прицепными. Пантографы состава устанавливаются на прицепных вагонах.


7. Составы серии Sm3 не имеют общего для всех вагонов номера. Номер здесь присваевается каждому вагону отдельно, общими для всего состава являются лишь последние две цифры. К примеру для состава на фото головные моторные вагоны имеют номера 7104 и 7604, промежуточные моторные - 7204 и 7504, прицепные - 7304 и 7404. В прицепном промежуточном вагоне 7304 так же есть ресторан. Состав способен развивать скорость до 220 км/ч, но может развить её лишь на участке Керава - Лахти, где инфраструктура предназначена для таких скоростей.


8. Международный "Аллегро", курсирующий между Хельсинки и Санкт-Петербургом, является аналогом "Pendolino", расчитанный на два стандарта питания от контактной сети и адаптированый под системы сигнализации железных дорог Финляндии и России. На железных дорогах Финляндии ему присвоена серия Sm6. Кроме адаптации к системам питания и сигнализации российских железных дорог от Sm3 так же отличается количеством вагонов в составе, здесь их семь вместо шести - в середину состава добавлен ещё один прицепной промежуточный вагон.


9. Вторыми по скорости на финских железных дорогах являются скорые поезда "Intercity", делающие остановки только на самых крупных станциях страны. Представляют собой составы из пассажирских вагонов на локомотивной тяге. В финских скорых поездах "Intercity" обязательным условием является наличие двухэтажных пассажирских вагонов.


10. В столичном регионе Финляндии пассажирские поезда "Intercity" в основном приводятся в движение швейцарскими односекционными четырёхосными электровозами переменного тока серии Sr2, получившими за характерный внешний вид на местных железных дорогах прозвище "Морская свинка" (Marsu).


11. "Морские свинки" с номерами ниже 3221 ещё могут попадаться в старом красно-белом окрасе, хотя с каждым годом всё реже и реже. Один из таких - Sr2-3212 со скорым пассажирским поездом сообщением Хельсинки - Турку. Движение между этими городами довольно интенсивное, поезда ходят с интервалами примерно каждый час.


12. Одноэтажный вагон в старой красно-белой расцветке у перрона Центрального вокзала Хельсинки - сейчас уже редкость. Желтая полоса над окнами гласит, что перед нами вагон первого класса. Аналогичная полоса синего цвета должна указывать на вагон-ресторан.


13. Увидеть двухэтажный пассажирский вагон "Intercity" в старом красно-белом окрасе уже практически не возможно. С февраля 2010 года их начали постепенно перекрашивать в новую расцветку железных дорог Финляндии и сейчас все они имеют бледно-зелёный окрас с изображением природы Финляндии в соответствующих цветах.


14. Для удобства обращения составов "Intercity" на конечных станциях хвостовые пассажирские вагоны в одном из торцов оборудуют кабинами, приспособленными для дистанционного управления локомотивом серии Sr2 из хвостового вагона. Это экономит время на обгоне и перецепке электровоза в другой конец состава на конечной станции.


15. Новочеркасский Sr1-3105 прибывает с фирменным поездом "Лев Толстой" сообщением Москва - Хельсинки. Машины такого типа строились в СССР по заказу железных дорог Финляндии и оказались довольно надёжными, но влагонеустойчивыми, из-за чего их предпочитают не эксплуатировать в тоннеле между Керава и портом Vuosaari. На финских железных дорогах электровозы этой серии используются на всех видах работы и получили прозвище "Сибирский волк" (Siperian susi).


16. В качестве пригородных электричек на близкие расстояния с большим количеством остановок в столичном регионе эксплуатируются швейцарские электропоезда Stadler FLIRT, получившие на железных дорогах Финляндии серию Sm5 и заказанные для замены постепенно уходящих из эксплуатации серий Sm1 и Sm2 местного производства. Все имеют длину 4 вагона, работа которых в расцепленном состоянии технически не предусмотрена.


17. Sm5-43 на Аэропорт. Данный маршрут обслуживается только составами этой серии. Составы Stadler FLIRT способны развивать скорость до 160 км/ч если позволяет инфраструктура. Если сравнивать интерьер составов этих серий для широкой колеи (1520/1524 мм), то салон Sm5, построенных для железных дорог Финляндии, по уровню комфорта значительно уступает салонам поездов аналогичных серий, строившихся  для Белоруссии и Эстонии.


18. Для пригородных маршрутов на более дальние расстояния с меньшим количеством остановок используются гораздо более комфортабельные составы из вагонов серии Sm4 с итальянской начинкой, которые финские железнодорожники почему-то прозвали "кроликами" (Pupu). Все вагоны в составах этой серии моторные, из-за наличия кабины в каждом вагоне эксплуатируются в составах с чётным количеством вагонов. Встречаются в основном на маршрутах между Хельсинки, Рийхимяки, Лахти и Тампере.


19. В течении 2010 - 2014 гг. все вагоны серии Sm4 были перекрашены в бело-зелёную расцветку железных дорог Финляндии, а в период 2013 - 2016 гг. прошли капитальный ремонт в мастерских Хювинкяа, в рамках которого помимо обновления технической части также были удалены шторы и на окна установлены слегка затемнённые стёкла. Составы из вагонов Sm4 способны развивать скорость до 160 км/ч, а интерьер этих вагонов предназначен для длительных поездок, из-за чего их стараются не использовать на ближних маршрутах с частыми остановками.


20. Пригородные электрички почти всех видов и мастей, эксплуатируемые в настоящее время.


21. В одном ряду с FLIRT'ами чудом "доживший" до наших дней Sm2, выделяющийся на фоне современной бледно-зелёной массы своим "старомодным" для финских железных дорог красно-белым окрасом, мирно стоящий рядом со своими "коллегами" нового поколения и готовящийся передать им эстафету. Кажется, ещё недавно все ближние пригородные маршруты с частыми остановками принадлежали именно этим составам. Десять лет пролетели как один день.


22. До 2014 года каждую весну на Центральном вокзале Хельсинки устраивалась выставка различных растений, произростающих в климате Финляндии и вокзал расцветал во всех смыслах этого слова.


23. Перроны были украшены зеленью и выглядело это примерно так. А светопроницаемые своды только усиливали ощущение, что находишься в парнике или оранжерее, в которую зачем-то прибывают поезда.


24.


25. Прямо перед зданием вокзала трамвайная линия, по которой проходит большинство городских трамвайных маршрутов. Трамвай города Хельсинки - основной транспорт его центральной части и центр Хельсинки сегодня весьма сложно представить без него.


26. Здание Центрального вокзала также связано пешеходными подземными тоннелями со станцией метро "Rautatientori" (Железнодорожная площадь). На станцию можно попасть как с улицы, так и прямо из здания Центрального вокзала.


27. Станция является самой оживлённой и многолюдной в метро Хельсинки, особенно по рабочим дням. Помимо того, что здесь центр города и рядом главный железнодорожный вокзал, в вестибюле станции достаточно многоуровневого торгового пространства, которое довольно активно используется под различные павильоны и киоски.


28. Подземный зал станции вырублен в гранитных скалах, но в виду отсутствия на наибольшей части станции каких-либо архитектурных украшений выглядит не особо привлекательно. По распределению пассажиропотоков станцию можно отнести к двухсводчатому пилонному типу с коротким распределительным центральным залом, откуда на поверхность выходит единственный выход, оборудованный четырмя эскалаторами и двумя лифтами.


29. Станция "Rautatientori" - единственная в метро Хельсинки, название которой объявляется на трёх языках: на финском, шведском и английском. Причём перевод названия станции на английский звучит весьма коряво - "Central Railway Station", что вопреки логике означает "Центральный железнодорожный вокзал", а не "Железнодорожная площадь".


30. Состав из вагонов M200 на станции. Продолжение следует...


sm4-6302, 7604, фото, выставка, sm2-6276, Хельсинки, экскурсия, sr2, перрон, sr2-3212, рельсовый транспорт, hsl, 13, sm5-26, атланты, вокзал, nikon coolpix s4150, 7151, Финляндия, платформа, здание, sr1, архитектура, sm5-43, sm5-13, 3212, Центральный вокзал, обзор, электровоз, sm5, подвижной состав, фотообзор, 43, sm6-7151, sm3, город, sr2-3233, 3233, Хельсинки-Центральный, улица, фотоэкскурсия, vr, история, состав, фоторепортаж, sr1-3105, 7104, общественный транснпорт, sm2, stadler flirt, m200, sm4, электричка, sm4-6412, вагоны, станция, метро, пути, 6276, 1524 мм, рельсы, sm6, железная дорога, 6412, поезд, впечатления, nikon, метрополитен, электропоезд, транспорт, sm3-7604, 3105, скоростной электропоезд, Скандинавия, sm3-7104, ВР, 26

Previous post Next post
Up