Для города с населением немногим превышающем 200 тысяч жителей трамвай - настоящий повод для гордости, поскольку далеко не каждый город с таким населением может себе его позволить. Одним из таких в тяжёлое ковидное лето 2021-го стал небольшой финский городок Тампере, по улицам которого трамвай с пассажирами впервые прошёл всего полгода назад. За полгода эксплуатации трамвай совершил более пяти миллионов поездок и довольно удачно вписался в современную систему автобусных маршрутов города. Трамвайная сеть пока состоит из двух маршрутов под номерами 1 и 3, которые заменили собой аналогичные автобусные маршруты города. Маршрут № 1 полностью соответствует закрытому одновременно с пуском трамвая автобусному маршруту № 1, связывавшему площадь "Sorin aukio" неподалёку от местного автовокзала с Центральной университетской больницей, а маршрут № 3 заменил собой сразу два автобусных маршрута № 3 и 4, связывающие когда-то прощади "Pyynikintori" и "Sorin aukio" соответственно с отдалённым от центра районом Hervanta, находящимся за пределами Кольцевой дороги Тампере и напоминающим эдакий научный "академгородок", выстроенный вокруг Тамперского технического университета. Попробую немного детальнее описать эту трамвайную систему в своём кратком зимнем фотопробеге.
1. В центральной части города трамвайные пути проходят по главной улице города Hämeenkatu, которая к пуску первой очереди трамвая в Тампере была полностью реконструирована и сегодня в результате реконструкции предназначена исключительно для пешеходов и общественного транспорта.
2. Так сегодня выглядит современная улица Hämeenkatu в центральной части Тампере после её реконструкции. По центру улицы проложены трамвайные пути с остановками, по обеим сторонам от которых проходят велодорожки, а по краям улицы у самых зданий - довольно широкая пешеходная зона. К сожалению из-за неудачно выбранного мной для фотопробега времени года велодорожки на фото сливаются с пешеходной зоной.
3. Улица Hämeenkatu. Вид по диагонали.
4. В этой части города трамвайную полосу могут использовать также автобусы и обслуживающий транспорт.
5.
6. За пределами центральной части города в районах, прилегающих к ней, трамвай использует центральную полосу дороги, выделенную специально для него. Автобусы и обслуживающий транспорт здесь движутся в общем потоке со всем остальным автомобильным транспортом.
7. Площадь "Sorin aukio" неподалёку от автовокзала города.
8. В районе Kaleva маршруты трамвая расходятся - маршрут № 1 следует к Тамперской университетской больнице, а маршрут № 3 удаляется в городской жилой массив Hervanta, находящийся за пределами Кольцевой дороги Тампере. Здесь трамвай использует для движения полосу в центре улицы, разделяющую противоположные направления движения.
9. Маршрут у трамвая № 1 почти в два раза короче и спустя пару остановок после развилки углубляется в район Kauppi, где подходит к Тамперской университетской больнице TAYS (Tampereen yliopistollinen sairaala) так близко, насколько это возможно. Центральный вход больницы от трамвайной остановки отделяют всего несколько десятков метров, что очень актуально для пожилых и больных людей.
10. Вид на парадный вход больницы с трамвайной остановки.
11. Вестибюль больницы. Тамперская университетская больница TAYS - вторая крупнейшая больница в стране после Центральной больницы Хельсинкского универсистета. Здесь можно получить помощь от специалистов почти всех областей медицины. Тамперская университетская больница имеет также филиалы в других городах, находящихся в окрестностях Тампере.
12. Остановка трамвая. Вид со стороны вестибюля больницы.
13. Маршрут № 1 заканчивается оборотным тупиком за остановкой "Kaupin kampus" на задворках больницы TAYS.
14. Ну а маршрут № 3 спустя несколько остановок после развилки уходит на обособленные пути и углубляется в лес, пересекая по мосту Кольцевую дорогу Тампере и двигаясь параллельно шоссе, связывающему остальную часть города с районом Hervanta - массивом панельных домов, построенных посереди леса вокруг Тамперского университета.
15. Остановка "Hallila" на полностью обособленном участке в лесу.
16. "Вынырнув" из леса, трамвайные пути приводят нас в район Hervanta, где выходят на проезжую часть, из-за чего трамваям приходится делить её с немногочисленным здесь автомобильным транспортом. Автомобильное движение в этом жилом массиве в дневное время не очень интенсивное, благодаря чему видимо не мешает движению трамваев.
17.
18. Отдельного внимания заслуживают остановки, смежные для трамваев и автобусов и закрытые для проезда автомобилей. Посадочные платформы здесь устроены таким образом, чтобы трамвай и автобус, идущие в попутных направлениях, подходили к ним с разных сторон каждый по своей полосе, экономя время на пересадке между трамваем и автобусом, делая её "кроссплатформенной". Трамвайные пути подходят к посадочным платформам с внешней стороны, а автобусы проходят между ними.
19. Одна из подобных посадочных платформ остановки "Opiskelija". Слева - автобус, справа - трамвай.
20. Трамвай на остановке "Opiskelija".
21. Остановка "Hervantakeskus". Здесь смежной между трамваем и автобусом является только одна посадочная платформа в сторону центра города. Вторая представляет собой обычную остановку, к которой трамвай и автобус подходят с одной и той же стороны используя для движения общую полосу, хотя места для смежной посадочной платформы и дополнительной полосы, преднозначенной для трамвайного пути, вроде достаточно. Интересно, чем могло быть вызвано такое решение?
22. Трамвай и автобус у смежной остановки в сторону центра.
23. Трамвай из центра прибывает на остановку, используя общую полосу с автобусами. На мой взгляд объединение трамвайной и автобусной полосы в одну общую не позволяет быстро и оперативно обслуживать остановку обоим видам транспорта в случае, если они подойдут к остановке одновременно, что должно усложнять посадку и высадку пассажиров, а также быструю и удобную пересадку между двумя видами транспорта в этом направлении.
24. Не смотря на то, что трамвайные пути в этом районе проходят по проезжей части и движение трамваев совмещено с автомобильным, эти две остановки предназначены исключительно для общественного транспорта и закрыты для движения личного транспорта, на что указывают знаки перед каждой остановкой. Табличка под знаком разрешает движение для такси, автобусов и обслуживающего транспорта.
25. Для автомобильного транспорта и автобусов перед каждой остановкой устроены перекрёстки с круговым движением, на которых имеет преимущество только трамвай. Во избежании ДТП перекрёстки огорожены "умными" светофорами, запрещающими проезд перекрёстка и включающимися непосредственно при приближении к перекрёстку трамвая.
26. Маршрут № 3 заканчивается оборотным тупиком за остановкой "Hervantajärvi" в южной части жилого массива.
27. Трамвай в оборотном тупике.
28. В качестве подвижного состава на трамвайных маршрутах Тампере эксплуатируются низкопольные трёхсекционные двусторонние вагоны, построенные на базе односторонних вагонов Transtech Artic, эксплуатирующихся в Хельсинки. Кроме внешнего вида и возможности движения в обоих направлениях, от модели, эксплуатируемой в Хельсинки, вагоны отличаются европейской шириной железнодорожной колеи 1435 мм, которая нигде более в Финляндии не используется. Вагоны окрашены в кирпично-красный цвет.
29. На обоих маршрутах также встречаются вагоны в рекламной расцветке.
30. Moovy - официальный партнёр чемпионата мира по хокею, который пройдёт в Финляндии в мае текущего года.
31. Making miracles - творящий чудеса.
32. Согласно сегодняшним планам пуск второй очереди тамперского трамвая запланирован на 2024 год. Трамвайную линию в первую очередь планируется продлить в западные районы города от площади "Pyynikintori", где сегодня находится конечная маршрута № 3, а впоследствии возможно и на юго-запад города от площади "Sorin aukio".
33. В качестве небольшого бонуса - старый трамвайный вагон Valmet, построенный в 70-е годы в Тампере для трамвайной сети Хельсинки и установленный на Центральной площади Keskustori в качестве кафе "Ratikkakahvila" (Трамвайное кафе) незадолго до пуска первой очереди трамвая. Трамвайный вагон является подарком от города Хельсинки и перекрашен в свою стандартную заводскую расцветку, а в зимнее время украшен гирляндами. В настоящий момент к сожалению закрыт.
34.
Благодарю за внимание!