Дорога от Галича до Соли Галицкой не очень длинная. И если ехать из одного места до другого без остановок, то часа за полтора можно легко управиться, но с нашей неторопливостью и желанием посмотреть все и вся по пути (ведь кто знает, когда еще мы приедем в эти края) мы ехали гораздо дольше.
В самом северном городке Костромской области нас интересовали останки бывшей соборной площади, хотели посмотреть на единственные в своем роде деревянные торговые ряды, на старинные деревянные дома, которые там должны были сохраниться, как нам почему-то казалось.
Забегая вперед, скажу, что программу мы выполнили. Солигалич - небольшой город, пеший маршрут по исторической части не займет много времени. Возможно, стоило выехать из него пораньше, чтобы успеть рассмотреть при дневном свете Чухлому, но мы решили никуда не спешить, воспользоваться тем, что воцарившаяся погода давала возможность сделать красивые фотографии, и просто подольше погулять по городу. Не в первый раз ловлю себя на мысли, что когда приезжаешь в провинциальные города, то спешить совершенно не хочется. Меня охватывает какая-то меланхолия. Серьезные мысли, если они и были в тот момент в голове, улетучиваются, и, словно губка, ты готов впитывать все новое.
Так было и в Солигаличе. Гуляя по городу, я сопоставлял впечатления, сложившиеся у меня после прочтения книжек, статей, рассказов других туристов, с увиденным своими глазами. Поняв, что это мне мешает наслаждаться тихой, умиротворенной атмосферой глухого городка, я выкинул все из головы и просто любовался чистейшим белым ковром из снега, на который с неба падали все новые и новые снежинки, с печалью смотрел на заброшенный ансамбль бывшего Воскресенского монастыря, прислушивался к разговорам местных жителей в надежде уловить какой-то особенный местный говор.
Из-за высоких сугробов было невозможно подобраться к Богоявленской церкви, поэтому мы лишь осмотрели ее издалека. Попытка отыскать необычный ракурс привела к тому, что я по пояс провалился в снег (не учел, что вдоль улицы идет канава и понадеялся, что удастся устоять на насте), откуда сумел выбраться лишь с помощью супруги.
А вот к Воскресенскому храму среди огромных бодылей, торчащих из снега, вели какие-то следы. В надежде заглянуть внутрь, я аккуратно, памятуя свое недавнее падение, наступал след в след, как это делают рыбаки, выходя гуськом на лед. Вдруг где-то под снегом скрывается очередная яма, да еще с какими-то железками. В отличие от рыбаков, пешни у меня не было, проверить целину мне было нечем. Внутри храма не было ничего интересного: груда досок, старые оконные рамы и прочий хлам.
Неподалеку от этих двух церквей стоит Рождественский собор - архитектурная доминанта Солигалича. Он виден еще издалека при подъезде к городу. Храм стоит посреди широкой площади, и двухэтажные дома как будто бы расступились перед ним, выстроившись вокруг на почтительном расстоянии.
Строительство собора началось во второй половине XVII века и велось на средства выросшей в тех краях Марии Ильиничны Милославской, которая впоследствии стала супругой Алексея Михайловича Романова, второго русского царя из династии Романовых. После ее смерти денежный поток превратился в тоненький ручеек, а потом и вовсе иссяк, и строительство остановилось более чем на сто лет. Возможно, что еще одной причиной прекращения работ стал скорый отъезд артели на строительство в Архангельск.
В 1764 г. был упразднен Рождественский девичий монастырь. Недостроенный храм, который входил в состав монастырского комплекса, был обращен в приходской и вскоре стал городским собором, но по-прежнему стоял в виде кирпичной глыбы с незавершенным пятиглавием.
На стенах выросли березы, а внизу, на своде первого этажа, - малинник, где церковнослужители ежегодно пользовались ягодами.
Сменились поколения людей, изменились вкусы и предпочтения. В 1792 г. по инициативе и на деньги Ф.И.Нащокина, предположительно,
артелью каменщиков из Великого Устюга было возобновлено его строительство. Через пару лет каменные работы были завершены, и еще десять лет понадобилось чтобы закончить роспись храма. Собор был освящен лишь в 1805 году спустя почти 140 лет после начала строительства.
Может, поэтому, когда смотришь на него со стороны, то невольно возникает чувство некоторой разностилевости. Массивные стены венчают тонкие, кажущиеся непропорциональными основному зданию двухэтажные барабаны. А если внимательно приглядеться к декоративному орнаменту собора, то легко заметить многочисленные следы московского узорочья в той части, храма что была построена в XVII веке и, наоборот, их отсутствие в другой, построенной уже другими мастерами во второй половине XVIII века.
В 1925 г. храм был закрыт, в его стенах на долгое время поселился краеведческий музей имени адмирала Г.И.Невельского, во время посещения которого можно было рассмотреть внутреннее убранство собора. Но музей давно переехал в другое помещение. Сейчас в храме ведутся работы по укреплению фундамента, зимой он стоял закрытым. В краеведческий музей мы собирались обязательно зайти, я очень хотел увидеть исторический котел, в котором жители города грели воду, чтобы плескать кипяток на своих врагов. Ведь Солигалич - один из немногих городов, что не были покорены татарами. Но котел разочаровал. Ржавое, трухлявое корыто, из которого торчали старые пики, флагштоки и другие экспонаты исторической коллекции, не производил должного впечатления. Но ведь так и должно было быть. Я все еще был в плену той самой книжки, о которой упоминал в
предыдущей части 🙂.
Экспозиция музея, несмотря на то, что теперь расположена в большем помещении, мне показалась все равно «стиснутой». Наверное, экспонатов чересчур много, это особенно заметно, когда спускаешься в подвал, где расположено хранилище (туда тоже пускают). Чего в нем только нет. Предметов хватило бы на несколько отдельных тематических выставок. Но для кого их организовывать? Местные жители все уже пересмотрели и, наверное, не по одному разу. Туристы? Во время нашего посещения мы их в музее не видели.
Жемчужиной музейной коллекции являются портреты, выполненные местным художником Григорием Островским, мастером «провинциального портрета», который работал в усадьбе Черевиных в селе Нероново неподалеку от Солигалича. Героями его работ были владельцы усадьбы и их друзья, жившие по соседству. Художник был «открыт» в 70-х гг. ХХ века, его портреты, написанные за 200 лет до этого, отличает реалистичность и внимательность к малейшим деталям. Еще пара его работ висит в картинной галерее костромского музея, который мы тоже посетили.
Завершив этот пункт программы, не без труда выяснив у смотрительниц залов, куда нам идти смотреть на старые деревянные дома с наличниками, мы опять вышли на свежий морозный воздух. Зимний день на севере очень короток. Не так, конечно, как в Архангельской области, но тем не менее солнце сваливается за горизонт незаметно. Времени и достаточного освещения для удачных фотографий оставалось все меньше и меньше. Но впопыхах бегать по городу в поисках лучшего кадра тоже не хотелось. Мы просто с удовольствием прошлись по нескольким улицам. Самые интересные наличники мы уже успели осмотреть по пути в музей на домах, стоящих вокруг собора Рождества Богородицы.
К сожалению, деревянные дома имеют привычку ветшать, а то и гореть. Поэтому даже если ты и видел чью-то интересную фотографию, сделанную пару лет назад, это совершенно не означает, что с тех пор ничего не изменилось. По нескольким адресам нас ждали лишь обгоревшие остатки старых домов, а где-то старые окна заменили новыми пластиковыми. Даже если и сохранились наличники, то понятно, что дом уже воспринимается совершенно иначе. Но к жителям никаких претензий не имею. Они в нем живут, а я лишь приехал сюда в первый раз поглазеть, и приеду ли еще раз да к тому же когда, не знаю, поэтому мое, как прочем, и мнение любого другого туриста, который ворчит по поводу изменений исторического облика зданий, можно смело игнорировать.
От старых деревянных торговых рядов осталось лишь одна часть, вторую обещают восстановить. Так гласила табличка на металлическом заборе, который окружал кусок земли. Судя по отсутствию каких-либо остатков, выступающих над ним, было очень похоже , что это здание рядов хотят заново отстроить. Стройка выгоднее реставрации.
Но вряд ли это запоздалое строительство вернет давно ушедшую атмосферу старого торжища. И людей, и товаров стало меньше. Да и чем торговать? Чем сейчас можно удивить? Валенками местными? Хотели купить, но больно цены кусаются, да и не продают их в местных рядах. Единственное место, где мы их встретили - рынок в Галиче. Но как уже написал, дорого. Пришлось остановить свой выбор на кировских.
Чтобы полюбоваться панорамой города, переехали на противоположный берег реки Костромы. Прошлись вдоль левого берега, оттуда действительно открываются открыточные виды на историческую часть Солигалича.
Совсем рядом оплывшие от времени земляные валы. Это все что осталось от старого городища, Усольской осады. Сейчас там стоят обычные деревянные дома. Со склона детишки радостно съезжали кто на санках, кто на ледянке, кто на картонке, как когда-то мы в детстве, а кто-то просто кубарем.
Но пора было собираться в обратный путь. Ведь были планы заехать в Чухлому. И пока еще не стемнело окончательно, мы верили в их сбыточность. Но как наивны мы были. Впрочем, как и всегда.
О том, как мы добирались до Солигалича можно прочитать
здесь, о впечатлении, которое произвел Галич -
тут и
там.
Присоединяйтесь ко мне в
Телеграм-е. В
моем канале много разных фотографии не только из путешествий.
#тосамоелето
#10точекнакарте
#путешествияпороссии