Назад Вперед Содержание
Нас очень заинтересовало название этого города наряду с
Ворсмой еще когда мы только составляли маршрут своего путешествия. Потом, когда маршрут был выбран, местоположение Выксы относительно других пунктов нашей поездки как-то забылось. И уже будучи в Муроме мы опять про него вспомнили и поняли, что так близко к Выксе мы вряд ли окажемся в ближайшее время и хотя бы на пару часов туда стоить заехать.
Выкса известна в первую очередь как центр металлургической промышленности, основу которого составляет Выксунский металлургический завод, начавший свою историю в середине XVIII века после подписания Екатериной II указа, разрешающего братьям Баташевым осваивать берега рек Выксы и Велетьмы. Этому предшествовал указ предыдущей императрицы, Елизаветы, о закрытии всех железноделательных заводов на расстоянии 200 верст от Москвы с целью охраны лесов от истребления. В список закрытых заводов попали три завода промышленников Ивана и Андрея Баташевых под Тулой, доставшиеся им в наследство от отца. Поэтому братья были вынуждены искать новые места, пригодные для железного производства, и направились в Приокский рудный район, богатый железной рудой и небольшими речками. А Ока использовалась как траспортная артерия.
О каких-то культурных памятниках кроме усадьбы Баташевых, прилегающего к ней огромного старинного парка, и собора Рождества Христова возле Верхневыксунского пруда мы не слышали, поэтому решили просто прогуляться по парку и, если получится, посетить центральный дом, желательно с экскурсией.
Парк разбит по образцам известных европейских парков, Летнего сада в Петербурге, парков Петергофа. Вдоль центральной аллеи, длиною около километра, которая в южном конце заканчивается зданием усадьбы, посажены липы. В тот день, как и обычно, в парке было многолюдно, гуляли парочками, семьями и поодиночке. Гулять можно по ухоженным дорожкам и просто тропинкам.
Целью нашей прогулки по парку уже после посещения музея в доме Баташевых стал поиск объектов современного искусства, появившихся в парке относительно недавно. Уже стемнело, поэтому это был своего рода квест, в котором надо было отыскать Акт деконструктивизма, скульптуру Экзистанс Дэнс IV, интроспективную скульптуру и символ города - фигуру единорога.
Но вернемся к дворцу Баташевых. Мы не очень надеялись попасть вовнутрь. Во-первых, совершенно непонятно было, работает ли музей, ведь кругом ковид. Во-вторых, мы добрались до Выксы поздновато, к тому же машину запарковали в противоположном конце парка, но бежать со всех ног через весь парк тоже не собирались. Мы же, в конце концов, уже солидная пара, не пристало нам бегать по паркам сломя голову. Поэтому неспеша, с чувством собственного достоинства мы дошли до дома-музея Баташевых. И, о чудо, музей работает. И мы его единственные посетители. К нам был отряжен сотрудник для отпирания дверей музейных залов, к сожалению, не экскурсовод. Тем не менее, женщина немного рассказала нам о судьбе братьев Баташевых, об их непростых взаимоотношениях, о том как строились и развивались заводы. В музее представлены макеты заводов, паровая машина, личные вещи из семейства Баташевых, переписка, в зале художественного литья выставлены необычные предметы.
Изюминкой посещения музея стала выставка одной картины патриарха российского современного искусства Эрика Булатова «Черный вечер, белый снег» на третьем этаже музея. Небольшая комната, в которой напротив входной двери висит картина с этими словами А.А.Блока из поэмы «Двенадцать». И ты, как завороженный, можешь долго смотреть на эти четыре слова, которые чем дольше ты на них смотришь, тем дальше и глубже уносят тебя в какой-то иной мир.
Вообще как это ни странно звучит, но оказалось, что Выкса - центр современного искусства. Никогда не относил себя к поклонникам современного искусства, но в последние пару лет понял, что мне это скорее нравится, и я действительно пытаюсь понять, что движет авторами этих произведений при работе над очередным проектом. И если есть хорошая аннотация к выставке, то понять и принять замысел автора гораздо легче. В Выксе регулярно устраивается фестиваль современного искусства «Арт-овраг». По всему городу, а не только в парке, разбросаны различные арт-объекты, на поиск которых у нас просто не хватило времени. Мы не смогли увидеть еще одну, самую большую работу Эрика Булатова на стене цеха металлургического завода, которую открыли в начале октября. Не увидели самое большое произведение монументальной живописи в мире художника Миши Most на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000» Выксунского металлургического завода. Также мы не увидели
произведения стрит-арта, где в качестве холста художники используют фасады домов.
Внезапная и скоротечная поездка в этот моногород принесла нам много неожиданно положительных эмоций и чувство некоторого неудовлетворения от того, что мы не успели все осмотреть. Тот случай, когда надо было заранее подготовиться к поездке, чтобы правильно спланировать время и маршрут. Определенно, для посещения Выксы требуется полный день. И мы с нетерпением ждем того момента, когда маршрут следующей поездки пройдет неподалеку от города, чтобы уж в следующий раз увидеть все.
Назад Вперед Содержание