Назад Вперед Содержание
К вечеру, не спеша, мы добрались до Ворсмы, до придорожной гостиницы возле озера Тосканка. Когда мы только обсуждали планы на предстоящую поездку и не сформировали четкую логистику, то состоялся разговор с моим одноклассником, который проехал примерно через те же места, что и мы, только сделал это гораздо раньше. Попутно он мне скинул ссылку на 10 необычных для посещения мест Нижегородской области. Так я узнал о существовании этого городка и озера Тосканка. Когда-то, как любезно указывает нам Википедия, Ворсма являлась центром металлообрабатывающих кустарных промыслов. Сейчас же все желающие могут заказать через Интернет или приехать и купить в местных небольших магазинчиках различные ножи, от сувенирных, место которых только на стенке или под стеклом, до настоящих, которыми можно долго пользоваться, не прибегая к заточке и правке.
В наши планы не входило изучение Ворсмы. Нам необходимо была удобная база, с которой можно быстро совершать культурологические набеги на выбранные заранее достопримечательности. Это
Гороховец,
усадьба Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье,
Горбатов,
Володарск с летней дачей Бугрова, собственно, само озеро Тосканка с Островоезерским Троицким монастырем.
По дороге из Москвы супруга обобщала информацию об этих местах, систематизируя имевшиеся к тому моменту скудные знания, и пыталась среди пространных рассказов таких же интерент-графоманов отыскать те необходимые, не попавшиеся нам до этого интересные сведения.
Понимая, что осень уже в самом разгаре и световые дни становятся все короче, мы конечно же старались вставать пораньше, быстро завтракать, правда свести время сборов к минимуму не удавалось. В первый день мы планировали прогуляться к Островоезерскому Троицкому монастырю и посетить
Гороховец.
Утром мы неспеша прогулялись до монастыря, расположенного на самом большом острове озера Тосканка. На мостике перед тропинкой, ведущей к монастырю, местный мужичок ловил рыбу. Хитрый взгляд, которым он окинул нас, почему то сподвиг меня на краткую беседу. Я очень редко вступаю в диалоги с незнакомыми людьми, но в этой ситуации, поскольку в душе я тоже рыбак, мне захотелось его расспросить о перспективности ловли возле мостика. Все мы, рыбаки, знаем, что рыба любит стоять возле старых мостовых свай, обросших водорослями. То есть тут по всем приметам рыба должна быть. Но всматриваясь в достачно прозрачную голубоватую воду озера, я не увидел ни одной мало-мальски заметной рыбки. Еще меня привлек способ ужения. Мужик ловил отвесным блеснением на бортовую или «зимнюю» удочку с кивком. Так часто ловят на зимней рыбалке или весенне-осенний период с лодки. Со стороны мои расспросы могли показаться не очень вежливыми, поскольку в них несмотря на все мои усилия сквозила ирония. Тем не менее мужик не смутился и поделился с нами любопытными сведениями. Оказывается, он здесь вылавливает небольших хищников, щурят, и отвозит их в соседнее озерцо, расположенное среди болот. Там он выпускает их, чтобы щурята гоняли местных гольянов. В удачный день он может несколько раз съездить туда-обратно. Вот так при помощи нехитрого способа он пытается регулировать численность рыбы. Оставив его за этим без сомнения благородным занятием, мы направились к монастырю.
Сам монастырь не произвел какого-то определенного впечатления. Часто посещая территорию монастыря или заходя внутрь церкви, я не могу сразу разобраться в том, что я, собственно, должен ощутить. И должен ли вообще что-то ощутить. Иногда подспудно мне кажется, что то или иное здание обязательно должно произвести на человека определенное впечатление. Положительное или отрицательное. Первоначально ожидания именно такие, понравится или нет.
Я не религиозен, ко всем религиозным сооружениям в независимости от того, православный ли это храм, католическая ли это церковь, буддийский это монастырь или мусульманская мечеть я отношусь как к памятникам архитектуры, отражающим определенный дух времени. И в первую очередь пытаюсь этот дух постигнуть, понять является ли для меня это сооружение отражающим время постройки (если оно сохранилось с тех пор). Понимаю ли я, через что пришлось пройти этому архитектурному памятнику? И очень часто у меня нет ответа на этот вопрос. Наверное, это в первую очередь связано с общей недообразанностью в вопросах истории, и, в частности, истории религии. А может, мое сознание переполнено всевозможными запрограммированными реакциями, которые должны возникнуть в ответ на зрительный контакт. Прямо, как у собаки Павлова. В таких случаях я понимаю, что меня «не зацепило» и иду дальше.
Поэтому часто я осознанно стараюсь не узнавать много подробностей. В конечном итоге время, отведенное на осмотр того или иного места, лимитировано. И если у меня не будет предубеждений, полученных при подробном знакомстве с историей памятника, то может и получится прочувствовать флюиды, которые витают в воздухе вокруг этого места, не через призму полученных сведений. А потом, при желании всегда можно дополнить информацию, полученную в результате непосредственного личного зрительного контакта.
Так оказалось и с этим монастырем. Та скудная информация, которой я владел до этой поездки, не должна была заставить меня испытать определенные впечатления. Издалека монастырь произвел на меня более благоприятное впечатление. Вблизи очарование, которое излучал ансамбль монастыря, постепенно улетучилось. Может, это связано пусть и с небольшими, но тем не менее органичениями в перемещениях которые часто накладывают на гостей служители культа многочисленными натянутыми ленточками, запрещающими табличками. Но, например, в Спасо-Прилуцком монастыре в Вологде, количество подобных ограничений было достаточным, и это никак не повлияло на чувство гармонии, которое мне удалось ощутить.
А может быть, внутри, на территории монастыря или в церкви, я просто ощущаю себя чужаком. Это проявляется не во всех местах, но именно тут меня посетили подобные мысли. Вроде бы, мы и не встретили монашек, которые бы смотрели на нас с осуждением, как на праздношатающихся туристов-бездельников. Но ощущение, что ты чужой, меня не покидало. Поэтому после краткого знакомства со скромным внутренним убранством монастыря, мы развернулись и пошли обратно. По пути я заприметил еще одного рыбака, удившего рыбу, но уже с лодки. Он очень удачно вписался в окружающий ландшафт и я не сумел пройти мимо, чтобы не сфотографировать его.
На следующее утро мы еще раз прогулялись по берегу озера и в этот раз осмотрели монастырь только издалека. На расстоянии он по-прежнему выглядел очень уютно и картинно.
Назад Вперед Содержание