Македонская народная вышивка исключительно богата. Теперь можно познакомиться с этим предметом по известной книжке, которая выложена здесь
( Read more... )
Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за тему, за предельно ясные фотографии шва. Самая обычная причина исчезновения черной нити в старинных вышивках, это следствие воздействия красителя. Черный цвет проще всего достигался c железными квасцами, именно они становились причиной разрушения волокон.
""Самая обычная причина исчезновения черной нити в старинных вышивках, это следствие воздействия красителя. Черный цвет проще всего достигался c железными квасцами, именно они становились причиной разрушения волокон. -------- Интересно! Есть ещё одна вещь, требующая объяснения. Чёрные нитки исчезли избирательно. На контурах остались только крохотные волоконца, а центральные элементы и дорожки из крестиков сохранились полностью. Опять же - от центрального элемента отходили какие-то элементики в четыре стороны - они тоже ВСЮДУ исчезли полностью. Объяснение моё такое: это были уже другие нитки. Ведь такое бывало - шьют-шьют одной ниткой. Бац - нету их больше, ничтоже сумняшись продолжают другой. Тем более - чёрные, кажется, какая разница? То есть, одновременно выполняли однородные элементы ниткой одного качества. Поэтому могло так оказаться, что чёрные нитки пропали избирательно, но система какая-то есть в пропажах.
Сказать, что вопрос терминологии "более глубокий", нежели вопрос именования, используемых вышивальщицами приемов вышивки, это почти ничего не сказать. Не каждая голова, тем более женская, вместит систему координат, с помощью которой можно получить представление о самой сути терминологии. Поэтому всякая попытка обсуждения терминологии начинает напоминать известную байку о слепых, которые держаться за разные части слона и спорят друг с другом о том, что же из себя слон представляет. Обсуждение и развитие темы возможно, если участники беседы имеют общие отправные точки, или хотя бы стремятся их согласовать. Отправные точки в теме терминологии может расставить только зрячий.
Спасибо, за Ваш труд. Я ждала с нетерпением, когда Вы напишите в свой журнал ещё что-нибудь. В этом "геометрическом" македонском орнаменте разглядела похожие черты - такие, какие встечаются в ханты-мансийских женских рубахах. Я имею в виду, верхнюю часть "женского" образа. И ещё орнамент можно рассматривать как в фотографии - в "позитиве" и в "негативе". В принципе, я тоже видела этот принцип в орнаментах поволжских народов. Это чудо! Рукодельница.
Головастица, вездесущая...tradtextilOctober 24 2011, 11:18:38 UTC
""Я имею в виду, верхнюю часть "женского" образа. ----- Н-да, они у нас на Руси назывались в некоторых местностях "головастицами". Они ж в Евразии повсюду, далеко не только у поволжских и вообще финно-угорских народов, далеко не только у них! И у народов Средней Азии, а ещё Кавказ, Иран, Анатолия... там их сто-о-о-олько!!! Да и у русских этих головастиц навалом! Как же нам без них? Никак нельзя!
А что такое "головастица"? Я такой термин еще не слышала. Я имела в виду чёткое контурное сходство орнамента с чёрно-белой фотографией из Вашей рубрики о рубахах обских угров. На левой рубахе в правом нижнем углу виднее. Так мне показалось. Рукодельница.
Re: Головастицы водятся там
anonymous
October 24 2011, 15:52:36 UTC
Спасибо, за подсказку о "головастицах". Мне показалось, что утерянные по контуру нитки были болотного или коричневого цвета, так что они, вполне, могли быть шерстяными.
Цвет контураtradtextilOctober 24 2011, 16:58:41 UTC
""...утерянные по контуру нитки были болотного или коричневого цвета ----- Да, очень похоже, что как раз нечто среднее между коричневым и болотным. Вот кусочек крупнее с остатками контура:
Как здорово,что Вы появились!!!! Просматривая эту книгу(скачала на Болесмире),ловила себя на том,что рассматриваю альбом мордовской вышивки,местами отсылы просто читались.Я,как дилетант,не вижу многих ньюансов))),но общее впечатление такое.Удивительно,может какие-то общие корни,или общее влияние...Вот тут,в блоге Мордовочка http://mordovochka.blogspot.com/2011/10/blog-post_19.html,есть рассказ о смешном музее,который скорее занимается фентези,а не научной работой.Музей истории буртас,ученые расходятся во мнении об их происхождении,среди них алано-асская,и приведены образцы мордовских вышивок,на которых оказала влияние культура этих самых буртас.ВО время великого переселения народов Евразия представляла такой котел,что не удивительны такие совпадения..(откуда у мордвы вышивка галичины)))))
появления-отвлечения...tradtextilOctober 25 2011, 07:42:06 UTC
...забежала на "минутку" - скинуть кусочек обсуждения, а так-то - надо вернуться к работе, а то так и не закончу оформление "отчёта", увлекшись своими здесь завалами, которые ждут в долгоиграющей очереди...
""Просматривая эту книгу(скачала на Болесмире),ловила себя на том,что рассматриваю альбом мордовской вышивки, местами отсылы просто читались.Я,как дилетант,не вижу многих нюансов))),но общее впечатление такое ----- 1. Да, очень много общего. А у болгар есть "чувашские" явления. 2. Дилетанты иногда лучше видят, также как и люди "с предустановленным программным обеспечением" иногда являют чудеса необъяснимой слепоты. Так оно бывает...
Болезнь нашего времени. Я натыкалась на энтузиастов разного рода "фэнтэзи". Какое-либо обсуждение по существу дела с ними абсолютно невозможно. С таким же успехом можно расточать богатсва красноречия в палате номер 6. Это серьёзное явление, социально-метафизическо-религиозно-чёрт знает какое. Они все - ярко выраженные пассионарии( за исключением проплаченных технологов, остающихся за кадром и лишь запускающих процесс). По-моему, фундаментальная причина столь бурного его роста лежит в фатальном стечении нескольких обстоятельств, самым главным из которых (и непреодолимым) остаётся господство лживой оккупационной идеологии. Настоящая культура оттеснена в маргинальные дебри, а ядовитый борщевик захватил плодородные поля - природа не терпит пустоты.
В народном искусстве я не верю во "влияния"sarmatikaOctober 25 2011, 11:14:34 UTC
А как же тогда объяснить брокаровскую диверсию,пару десятков лет,и все бросились вышивать розочки косым крестиком "от Будапешта до Магадана"))),будто и не было никакой другой до эпохи "Народного" мыла.И в нашей семье есть эти рушники,которые бабушка вышивала на домотканом полотне...я почти всю жизнь свято верила,что это и есть украинское народное)
Великое переселение зафиксировано в очень многих исторических источниках,в Европе сохранилось очень много аланских топонимов(к примеру),венгры и не отрицают,что их прародина на Урале....я бы не стала сбрасывать и этот исторический факт со счетов,конечно имхо. Голову можно не ломать,но как любопытно))) А смотреть..да,пир для глаз!
Все мы в это верили...tradtextilOctober 25 2011, 12:53:47 UTC
"" А как же тогда объяснить брокаровскую диверсию,пару десятков лет,и все бросились вышивать розочки косым крестиком "от Будапешта до Магадана"))),будто и не было никакой другой до эпохи "Народного" мыла.И в нашей семье есть эти рушники,которые бабушка вышивала на домотканом полотне...я почти всю жизнь свято верила,что это и есть украинское народное
( ... )
Великое переселение народов...tradtextilOctober 25 2011, 13:11:24 UTC
... я не отрицаю :). Просто исторического образования у меня нет и рассуждать мне на эти темы не приходится. Да оно бы и отвлекло от того, что мне нравится делать. Когда я говорю о том, что надо "смотреть" на народное искусство, то имею в виду не гедонистическое развлечение, а немножко другое. Мне кажется, что народное искусство надо изучать прежде всего как таковое изнутри. Вот оно, полотенце. Я фиксирую изображение. Я разбираюсь в технических приёмах. Я анализирую по возможности иконографию, мотивы. Сравниваю с тем, что видела до того. Отмечаю сходства и различия, выявляю какие-то закономерности, как-то пытаюсь классифицировать, выявляю ареалы и т.п. Это нормальная работа. Она должна быть сделана. Она будет сделана, конечно, только тогда, когда падут оковы. Сейчас народное искусство в тюрьме. Но то, что можно, надо делать сейчас. По мере возможностей.
Полный обломtradtextilOctober 25 2011, 13:13:14 UTC
""Голову можно не ломать,но как любопытно))) ------ Да оно конечно, хоть и не говоришь себе: "не ломать!", она ж всё равно сама ломается и ломается... и конечно, страшно любопытно...
Comments 36
Самая обычная причина исчезновения черной нити в старинных вышивках, это следствие воздействия красителя. Черный цвет проще всего достигался c железными квасцами, именно они становились причиной разрушения волокон.
Reply
--------
Интересно!
Есть ещё одна вещь, требующая объяснения. Чёрные нитки исчезли избирательно. На контурах остались только крохотные волоконца, а центральные элементы и дорожки из крестиков сохранились полностью. Опять же - от центрального элемента отходили какие-то элементики в четыре стороны - они тоже ВСЮДУ исчезли полностью. Объяснение моё такое: это были уже другие нитки. Ведь такое бывало - шьют-шьют одной ниткой. Бац - нету их больше, ничтоже сумняшись продолжают другой. Тем более - чёрные, кажется, какая разница?
То есть, одновременно выполняли однородные элементы ниткой одного качества. Поэтому могло так оказаться, что чёрные нитки пропали избирательно, но система какая-то есть в пропажах.
Reply
Reply
Reply
Рукодельница.
Reply
-----
Н-да, они у нас на Руси назывались в некоторых местностях "головастицами". Они ж в Евразии повсюду, далеко не только у поволжских и вообще финно-угорских народов, далеко не только у них!
И у народов Средней Азии, а ещё Кавказ, Иран, Анатолия... там их сто-о-о-олько!!!
Да и у русских этих головастиц навалом! Как же нам без них? Никак нельзя!
Reply
Я имела в виду чёткое контурное сходство орнамента с чёрно-белой фотографией из Вашей рубрики о рубахах обских угров. На левой рубахе в правом нижнем углу виднее. Так мне показалось.
Рукодельница.
Reply
http://www.bolesmir.ru
Скачайте здесь:
http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o776
(загрузите себе сначала http://www.utorrent.com/intl/ru/ , если торрентами ещё не пользовались)
Головастицы упоминаются на стр.62, 63, 132,133.
Там может быть не очень хорошо написано, но этот местный термин узнала оттуда. И теперь употребляю.
Reply
Мне показалось, что утерянные по контуру нитки были болотного или коричневого цвета, так что они, вполне, могли быть шерстяными.
Reply
-----
Да, очень похоже, что как раз нечто среднее между коричневым и болотным. Вот кусочек крупнее с остатками контура:
( ... )
Reply
Спасибо за потрясающее фото!
Reply
Reply
-----
1. Да, очень много общего. А у болгар есть "чувашские" явления.
2. Дилетанты иногда лучше видят, также как и люди "с предустановленным программным обеспечением" иногда являют чудеса необъяснимой слепоты. Так оно бывает...
Reply
Это серьёзное явление, социально-метафизическо-религиозно-чёрт знает какое. Они все - ярко выраженные пассионарии( за исключением проплаченных технологов, остающихся за кадром и лишь запускающих процесс).
По-моему, фундаментальная причина столь бурного его роста лежит в фатальном стечении нескольких обстоятельств, самым главным из которых (и непреодолимым) остаётся господство лживой оккупационной идеологии. Настоящая культура оттеснена в маргинальные дебри, а ядовитый борщевик захватил плодородные поля - природа не терпит пустоты.
Reply
Великое переселение зафиксировано в очень многих исторических источниках,в Европе сохранилось очень много аланских топонимов(к примеру),венгры и не отрицают,что их прародина на Урале....я бы не стала сбрасывать и этот исторический факт со счетов,конечно имхо.
Голову можно не ломать,но как любопытно))) А смотреть..да,пир для глаз!
Reply
Reply
Когда я говорю о том, что надо "смотреть" на народное искусство, то имею в виду не гедонистическое развлечение, а немножко другое. Мне кажется, что народное искусство надо изучать прежде всего как таковое изнутри.
Вот оно, полотенце. Я фиксирую изображение. Я разбираюсь в технических приёмах. Я анализирую по возможности иконографию, мотивы. Сравниваю с тем, что видела до того. Отмечаю сходства и различия, выявляю какие-то закономерности, как-то пытаюсь классифицировать, выявляю ареалы и т.п.
Это нормальная работа. Она должна быть сделана. Она будет сделана, конечно, только тогда, когда падут оковы. Сейчас народное искусство в тюрьме. Но то, что можно, надо делать сейчас. По мере возможностей.
Reply
------
Да оно конечно, хоть и не говоришь себе: "не ломать!", она ж всё равно сама ломается и ломается... и конечно, страшно любопытно...
Reply
Leave a comment