Метро, которого нет: "Житомирская", "Академгородок", "Проспект Вернадского" и "Новобеличи"

Oct 05, 2012 01:49



Сегодняшний пост будет посвящен последнему пусковому участку Святошинско-Броварской линии, который был открыт 24 мая 2003 г. Кроме него вы также увидите несостоявшиеся эскизы станций "Проспект Вернадского" и "Новобеличи". Первая уже никогда не будет построена, вторая еще долгое время будет оставаться перспективной. На этом наше путешествие по Святошинско-Броварской линии завершится. Но прежде чем перейти к Куреневско-Красноармейской линии впереди вас еще ждет дополнительный пост с фотографиями, которые по тем или иным причинам не попали в предыдущие обзоры.

Незадолго до начала строительства нового участка, которое началось в 1998 г., планировалось, что за станцией "Святошин" линия увеличится на четыре станции: "Проспект Вернадского", "Проспект Победы" (ныне "Житомирская"), "Проспект Палладина" ("Академгородок") и "Новобеличи". Впоследствии "Проспект Вернадского" была исключена из этого списка (из-за этого перегон между станциями "Святошин" и "Житомирская" имеет достаточно большую длину - 1,8 км), а "Новобеличи" и по сей день остается перспективной.

Несмотря на изменения, предварительные эскизы станции "Проспект Вернадского" все же были сделаны, поэтому, прежде чем перейти к "Житомирской", давайте посмотрим на них.

1. Из эскизов ясно, что станция по конструкции должна была быть аналогичной станции "Святошин", т.е. колонной мелкого заложения.


2. Еще вариант:


ЖИТОМИРСКАЯ

Проектные названия - "Проспект Победы", "Крамского". Нынешнее название станция получила по направлению на Житомир. Конструкция станции односводчатая мелкого заложения.

Архитекторы: Н. Алёшкин, Т. Целиковская, В. Гневышев, при участии А. Панченко.

По данным официального сайта пассажиропоток на сегодняшний день составляет 36,6 тыс. пассажиров в сутки.

3. Эскизы реализованного архитектурного оформления станции мне неизвестны, а вот на уникальные эскизы тех времен, когда рисовалась "Проспект Вернадского", у нас есть возможность посмотреть. Вот как могла бы выглядеть "Житомирская" в одной из своих старых интерпретаций:


4. Или так. Из описания эскиза: "В основе проектного решения - трубчатая структура на своде, несущая в себе светильники с лампами люминесцентного света. Структура пронизывает пространство подземного зала и вестибюлей, зрительно объединяя их в единый урбанистический комплекс." Вероятнее всего этот эскиз был взят за основу современной схемы освещения на станции.


5. Еще вариант.


6. Веяния современности :)


7. Одинокий кадр строительства станции. На фото опалубка для укладки бетона свода станции. Ее же можно было наблюдать на "Бориспольской" и " Выставочном центре".


8. Современное фото. Под сводом размещено три линии люминесцентного освещения на облегченных алюминиевых подвесах. На пол уложен серый гранит с расшивками красного и вставками из габбро.


9. Путевая стена облицована белым и коричневым мрамором. Над названием станции размещено словосочетание "Станция метро" (Капитан Очевидность аплодирует стоя); "Житомирская" - единственная станция в Киеве с таким исполнением названия.


10. Кассовый зал. За счет формы потолка кассовый зал визуально является продолжением односвода.


АКАДЕМГОРОДОК

Проектное название - "Проспект Палладина". Современное название станция получила по близлежащему жилому массиву. В данный момент станция является конечной на линии. Конструкция станции колонная (трехпролетная двухярусная) мелкого заложения. "Академгородок" - вторая двухярусная (после "Позняков") станция в Киеве, но, если "Позняки" имеет только одну галерею над путями, на "Академгородке" таких галерей две. Подобная конструкция станции в сочетании с лестницей, ведущей на галереи с середины платформы, должна легко и эффективно разделять потоки пассажиров. Правда, в южном вестибюле турникеты расположены с противоположной стороны от посадочной платформы и на лестнице встречные потоки людей пересекаются. Является ли данная ошибка следствием каких-то неизвестных нам задумок проектировщиков или этот момент был просто упущен из виду - не знаю.

На "Академгородке" также есть негласный "памятник" отечественному машиностроению: установленные для выхода из подземных переходов эскалаторы производства завода "Большевик" с момента открытия станции практически ни разу не работали вследствие дефекта конструкции.

Архитекторы: Т. Целиковская, В. Гневышев, Н. Алёшкин, А. Крушинский.

Пассажиропоток - 46,2 тыс. в сутки.

11. Предварительные эскизы станции. Вариант без галерей над путями:


12. Один из вариантов с галереями. Причем левая часть эскиза показывает все это хозяйство в разрезе:


13. Еще. Интересно, как бы это выглядело в реальной жизни.


14. Эскиз, близкий к построенной станции:


15. Собственно практически готовая станция с пробным поездом:


16. День открытия. Ген. Директор "Киевметростроя" В. Петренко, Л. Кучма и тогдашний мэр Киева А. Омельченко:


17. Современные фото.


18. Рисунок пола и изгибы ограждения галерей очень сильно перекликаются с эскизом на 14-м фото.


19.


20. Гроздья шарообразных светильников молочного цвета придают станции праздничности.


21.


22. Одна из лестниц, ведущих из центра платформы на галереи:


23. Галерея:


24. В ограждении галерей установлены яркие витражные вставки.


25.


НОВОБЕЛИЧИ

Станция когда-нибудь будет располагаться за "Академгородком". В данный момент станция относится к перспективным, но четких планов по ее строительству нет. Предполагалось, что "Новобеличи" будет размещена рядом с одноименной остановочной платформой железной дороги с организацией пересадки и расширением ж-д платформы.

26. На старых эскизах, которые с высокой долей вероятности уже никогда не будут реализованы, станция имеет такую же конструкцию, как и "Позняки": двухпролетная колонная станция мелкого заложения с одной галерей над путями. Из описания эскиза: "Потолок - подвесной, выполненный из гипсокартона с рустами. Стальные трубы окрашены порошковыми эмалями с антикоррозийными свойствами типа "металлик". Стены и полы сооружения облицованы керамической плиткой различных цветов. Элементы ограждения балкона выполнены из тонированного стекла. Источники света - точечные люминесцентные светильники".


27. Еще один вариант. "Архитектурная концепция построена на контрастном сочетании отделочных материалов. Стены, потолки, включая ограждение балконов, облицованы алюминиевыми профилями, окрашенными цветными эмалями по специальной технологии: потолки и балконы - белая эмаль; путевые стены - эмаль ультрамаринового цвета".


28. И еще парочка:


29.


Следующая остановка на станциях "Площадь Независимости", "Почтовая площадь" и "Контрактовая площадь".

См. также:
Станции "Берестейская", "Нивки", "Святошин"
Все публикации серии "Метро, которого нет"

P.S. Спасибо Диме Ермаку и пресс-службе "Киевметростроя" за предоставленные архивные материалы, а также пресс-службе Киевского метрополитена за помощь в проведении съемки.

Проспект Вернадского, Академгородок, метро которого нет, Новобеличи, метрополитен, Киев, история, Житомирская, СБЛ

Previous post Next post
Up