Меня неоднократно просили рассказать что-то про Днепропетровский метрополитен, но сначала не было материала, а когда он наконец появился, долго не доходили руки до публикации, хотя фотографии, которые вы сегодня увидите, были отсняты еще в марте.
1. Что ж, начнем со станции, на которой 29 декабря 1995 года была перерезана символическая красная ленточка. Вот так выглядит типовой вход в метрополитен. На разных станциях в деталях конструкция слегка отличается, но в целом отличий мало. Влияние Харьковметропроекта чувствуется сразу: как и по конструкции входа, так и по такой же, как и в Харькове, букве "М":
2. Ст. "Коммунаровская" - типичная колонная станция мелкого залегания архитектуры 80-х. Т.к. станция была наиболее готова перед развалом СССР, это позволило ее архитектуре остаться наиболее похожей на изначальный проект. Вместо энергосберегающих ламп раньше висели старые лампы дневного света в виде буквы "U". После замены ламп светильники кажутся незавершенными и немного нелепыми.
3.
4. За "Коммунаровской" следуют четыре односвода глубокого залегания. Что дернуло проектировщиков расположить их подряд, сказать сложно, хотя вероятнее всего в условиях местной геологии их было проще всего строить. Тем не менее, изначально станции были достаточно разнообразны по архитектуре и только потом они стали похожи как две капли воды друг на друга, отличаясь разве что цветом свода. Отличий, в них, конечно, намного больше, в частности, рисунок люстр на своде, но эти детали не так сильно влияют на общее впечатление. Покажу лишь свой любимый односвод - ст. "Заводская":
5. На станции, пожалуй, самый спокойный и приятный цвет свода и самое интересное решение со светильниками:
6.
7. Последняя на действующем участке - Ст. "Вокзальная". Из-за большого диаметра колонн ее иногда ошибочно называют пилонной, но она все таки колонная. Предполагается, что когда-нибудь (доживем ли?) станция будет пересадочной на 3-ю линию метрополитена.
8.
9.
10. На этом хватит про станции, их вы и без меня можете увидеть, давайте к тому, что обычно остается "за кадром". Пульт поездного диспетчера со старым мнемоническим табло (правая секция с выключенными лампочками оставлена под многострадальные три станции второго пускового участка):
11. Оборотные тупики и шестистрелочный съезд за ст. "Коммунаровская". Отметка "ПК55" - это, собственно, и есть "Коммунаровская". Светящиеся желтые лампочки над ПК55 - состав, высаживающий пассажиров на станции.
12. Электродепо ТЧ-1 "Диевское".
13. Расположено между промзоной и частным сектором Диевки. Да, составы в Днепропетровске, опять трехвагонные. На станциях их видеть уже привычно, а вот на территории огромного депо они кажутся какими-то совсем обрезанными...
14. По центру - нефы с канавами для отстоя подвижного состава, голубое здание за ним - админкорпус, большая серая бетонная коробка справа - цех капитального ремонта:
15. Крайний справа путь, выходящий через ворота - гейт с железной дорогой. Отдельные корпуса перед админкорпусом - мотодепо и мойка:
16. Портал. Минуя глубоким залеганием частный сектор, служебная ветка из депо выходит в оборотные тупики ст. "Коммунаровская".
17.
18. Депошный "веер" и нефы:
19.
20. Ворота нефов:
21. Поворотный круг. Собирали его очень долго (прежде всего за отсутствием большой надобности), сейчас вроде уже работает.
22.
23. Канавы для отстоя подвижного состава. С депо получился небольшой сумбур, поэтому это фото с канавами единственное :(
24. По причине того же сумбура, много куда внутри депо не попали, разве что успели заглянуть в цех капитального ремонта:
25. Мостики и канавы для обслуживания и ремонта:
26.
27. Станок для обточки колесных пар:
28. Тяговые двигатели, снятые с тележек вагонов:
29. Платформа со ступеньками эскалатора на замену:
30. Один из вагонов готовят к ремонту:
31. Новенькие колесные пары:
32. Домкраты для подъема вагонов:
33. Соседняя часть цеха. К сожалению, не запомнил, что именно в нем происходит:
34. Система перекатки колесных пар между цехами:
35. И напоследок еще несколько фотографий из депо:
36. Хозяйственная техника:
37. 15-я канава - это мойка:
38.
См. также:
Исторический очерк о метрополитене и положение дел в метрострое P.S. Отдельное спасибо ребятам с сайта metro.dp.ua, организовавших эту экскурсию.