Подольский мост. Временные опоры, шпренгели и тротуарные консоли

Oct 09, 2019 23:34



Так-так, давно мы с вами не смотрели на Подольский мост, значит, пора заполнить этот пробел. В этой части мы снова поговорим про самое заметное сооружение многокилометрового мостового перехода: арочный мост через Днепр. И, пожалуй, самым заметным за последнее время стал демонтаж временных опор, которые удерживали арку моста. Это весьма символичные изменения, которые не заметил только ленивый. Безусловно, физически это не менее сложный процесс, по сравнению с тяжелейшим монтажом связей или замыканием той же арки. Ведь разбирать тот хлам, который наварили за предыдущие годы на высоте более 70 метров над водой, было не самым простым заданием. Также, демонтаж временных опор непростой и в организации: в конце лета, находясь неподалеку от моста, можно было легко заметить «лес» одновременно работающих кранов (до 14 штук сразу). Не так просто вспомнить, где еще в Украине наблюдалась такая концентрация техники на квадратный метр :). При этом «высокие» опоры исчезли в рекордный срок: всего за 2 месяца. Наблюдая регулярно за этой стройкой, лично я никак не ожидал такой скорости. Безусловно, кроме демонтажа опор, на мосту за последние месяцы произошли и другие изменения, которые не так заметны стороннему наблюдателю, но без которых мост не построится. Обо всем этом поговорим сегодня.

1. Итак, арка замкнута и это значит, что пора начинать демонтаж временных опор. Еще до завершения всех работ по замыканию началось выпиливание «малых» временных опор возле концов арки.


2.


3. Газорезка. По сути вниз летят не какие-нибудь там искры, а капли расплавленного металла.


4. Опоры хоть и малые, но вид на мост сразу начал меняться.


5. Опоры нужно срезать ниже уровня яруса метро, т.к. на месте опор будут монтироваться недостающие консоли с тротуарами. К ним мы вернемся чуть позже.


6. Многолетний ржавый хлам уходит в прошлое.


7. Очень много хлама :)


8. Ладно, малые опоры всё. Что дальше?


9. А дальше начинается работа по демонтажу больших временных опор. Но только после того, как будут завершены последние штрихи по замыканию арки и выполнена часть работ по демонтажу шпренгелей. К ним мы также вернемся чуть позже :)


10. Большие опоры были демонтированы еще более стремительно. Только успевай снимать.


11. Вот уже практически нет одной опоры, а вторую покусали со всех сторон, оставив лишь небольшую часть от нее.


12.


13. Ррраз, и нет второй опоры :) При этом прошло меньше недели. Как им это удалось?


14. Без опор арка смотрится даже чересчур легко. Как-будто чего-то не хватает с непривычки :)


15.


16. В эти дни на мосту одновременно работало до 14 кранов (!)


17.


18. Освобожденное место под тротуарные консоли.


19. Та-дам! Этот момент настал: арка, наконец, без временных опор.


20. Оставшуюся часть временных опор демонтируют уже после того, как мост будет подвешен на ванты.


21. А еще будут демонтированы временные мостики на арке и она визуально станет еще легче.


22.


23. Теперь пару слов про шпренгели. Эти дополнительные подвесы под аркой с суммарным весом несколько сот тонн после замыкания арки стали не нужны. Напомню, что их роль заключалась в принудительном искривлении арки, чтобы зафиксировать проектную форму арки под нагрузкой. Это было необходимо для того, чтобы правильно состыковать все сегменты арки между собой. И поскольку шпренгели находились в натянутом состоянии, то просто их срезать было нельзя: сначала нужно было их постепенно ослабить с помощью домкратов, причем в строгой очередности, чтобы не заклинило телескопические регулировочные узлы. Здесь также пригодилась хитроумная система автоматического геодезического контроля, установленная перед монтажом связей. Предварительно был проведен расчет, насколько разогнется арка при ослаблении каждого шпренгеля. И с помощью геодезии во время демонтажа шпренгелей велся тщательный контроль положения арки, чтобы не допустить перекосов и других сюрпризов.


24. Процесс был сложнее, чем монтаж шпренгелей много лет назад: в специальных телескопических узлах, на которых стояли распирающие упоры, нужно было убрать лишние детали, после чего натяжение шпренгеля ослабевало. Разница в том, что теперь эти работы выполнялись на большой высоте и за прошедшие годы в шпренгелях возникли огромные напряжения, от чего при демонтаже их порой даже закручивало при расцеплении соседних элементов.


25. Ослабленный шпренгель.


26. И эта же часть арки без шпренгеля :)


27. Вообще их резали довольно забавными кусками, еще совсем недавно можно было наблюдать на одной из арок подобные огрызки.


28. Дорезается последняя подвешенная «полоска» шпренгеля.


29.


30. В тех точках, где шпренгели крепились к арке, осталось множество временных технологических окон, которые необходимо закрыть пластинами металла.


31. Эта работа началась сразу после демонтажа первых шпренгелей и продолжается до сих пор. При этом листы металла кривые, как сабли (ведь арка сама по себе изогнута) и еще нужно точно попасть в размеры.


32. Справа видно свежезакрытое окно. Когда начнется комплексный процесс окраски арки, все это дело отпескоструят до блеска, покроют защитным слоем и покрасят.


33. Наконец, мы добрались и до тротуарных консолей. Их монтаж начался после срезания первых малых опор и на сегодня смонтирована примерно половина консолей. Специально сделал для вас это фото, чтобы было ясно, о чем идет речь. На месте, где стояли временные опоры (на этом фото они еще не срезаны полностью) должны размещаться консоли с тротуаром и краем проезжей части. Под ними также находится косая двутавровая балка. Она вовсе не поддерживает консоль, как можно было бы подумать (консоль и без балки прекрасно будет висеть). Роль балки - правильно распределить нагрузку от моста на ванты. Над точкой, где балка крепится к консоли, находится проушина для закрепления вант (тут ее, правда, видно плохо). Фактически через эти косые балки вес нижней части моста передается на ванты. Если вы обратите внимание на фотографии с общими планами моста, у тротуарных консолей, которые находятся вне арки, таких косых двутавровых балок нет, т.к. там не будет и вант.


34. Для наглядности вот вам фрагмент рендера. Здесь мост уже подвешен на арку и наглядно видно, как нагрузка через косую балку передается на ванты.


35. Начинается все с установки двутавров на свои места.


36. Двутавр закрепляется накладками, которые скрепляются болтами.


37.


38. Все финальные операции будут выполнены динамометрическим ключом с затяжкой на определенное усилие.


39. Процесс подготовки краев балок перед монтажом - занятие более пыльное, ведь под стальными накладками не должно остаться ни грамма ржавчины.


40. В сухом остатке получается вот такой набор «посадочных мест», на которые будут сверху установлены тротуарные консоли.


41. Начинается работа над консолью.


42. Поначалу консоль лишь примеряют на ее будущее законное место: чтобы она правильно стала, еще предстоит подрезать края.


43. Также нужно помнить, что кроме стыковки с уже установленными консолями, консоль, которая будет монтироваться следующей, также должна правильно состыковаться с той, которая монтируется сейчас. Поэтому каждая консоль и при подгонке, и при монтаже тщательно обмеряется и контролируется геодезистами.


44. После подгонки, консоль снимают обратно и доводят до нужно состояния, подрезая и дорабатывая края. После чего консоль монтируется уже вчистую и начинается процесс ее соединения с остальными частями моста.


45. Основная часть соединений здесь - сварная.


46. Соединение ребер.


47. Работать под тротуарной плитой приходится в очень стесненных условиях.


48. Швы между горизонтальными стальными плитами соединяются комбинированным способом с применением вот такого сварочного трактора. Правда, мне почему-то все никак не везет застать его за работой )) Кстати, справа от него, можно увидеть результат его же работы - свежий сварной шов.


49. Часть соединений у консолей болтовая. Как и при замыкании арки, эти болтовые соединения - весьма ответственный узел и после предварительной закрутки всех болтов гайковертом происходит затяжка на определенное усилие динамометрическим ключом.


50.


51. Недостающие консоли у края моста над набережной также были установлены в этом году.


52. А вот крайние тротуарные консоли под аркой (их всего четыре) - это весьма любопытное место. Редкий случай, когда можно наглядно увидеть несогласованность разных частей проекта. Если присмотреться, то видно, что тротуарная плита стоит впритык к арке.


53. Чтобы подсунуть консоль под арку, пришлось подрезать часть тротуарной плиты. Проблема возникла из-за того, что в размерах консольных плит не было учтено, что во время монтажа мост будет находиться выше проектного положения. Когда полотно моста опустят на положенное место, то арка снова окажется далеко от тротуара и вырезанную пластину приварят на место (или не приварят, а окорректируют общую форму этого узла - сейчас это решается в проектных кабинетах) . К счастью, этот недочет не критичный - тротуарная плита в этом месте не несет на себе какой-то существенной нагрузки.


Несмотря на скрупулезную проработку каждой детали в проекте, подобные ситуации не редкость на любой стройке, ведь предусмотреть всё просто невозможно. Как правило, основное внимание уделяется ключевым моментам (здесь, к примеру, таковым является замыкание арки или монтаж связей), а ряд вопросов считается второстепенным, т.к. при необходимости может быть решен по месту.

54. Для таких тротуарных консолей рассматривались и другие варианты решения возникшей проблемы, в том числе монтаж плиты после опускания моста. Но в этом случае усложнялся процесс подвески моста на ванты. Кстати, на фото хорошо видно отверстие под анкер в теле арки, в котором будет защемляться крайняя ванта, и проушина на тротуарной консоли, на которой ванта будет закреплена вторым концом. Можно заметить, что эта ванта будет очень и очень короткой :)


55. Ну и, наконец, самое интересное. Сейчас на мосту происходит монтаж первых тротуарных консолей, огибающих арку. Если вы посмотрите на предыдущее фото, то увидите, что тротуар физически упирается в арку и, чтобы сделать проход для пешеходов, нужно сделать обход арки с ее внешней стороны. На этом макете хорошо видно эту обходную дорожку, нависающую небольшим балкончиком сбоку от арки. Всего их четыре.


56. Для "балкончика" заранее были изготовлены вот такие фигурные блоки.


57. Так нагляднее, пожалуй :)


58. Из трех подобных кусочков разной формы был собран один большой. Это уже момент монтажа и тут хорошо видно назначение укрупненного блока и каждого его кусочка.


59. Кстати, перед монтажом этот блок также примерялся и затем дополнительно готовился для установки.


60. Все проходит очень быстро: даже без лома и какой-то матери. Чувствуется тщательная подготовка к процессу.


61. Приварка временных фиксирующих ребрышек.


62.


63. Вот такая красота. Но это не всё, ведь не достает еще двух блоков, без которых этот пазл будет неполным.


64. Монтаж второго укрупненного блока. Вернее, не монтаж, а подгонка. Хотя этот блок значительно меньше первого и состоит в отличие от предыдущего не из трех, а из двух частей, установить его между всеми установленными деталями не менее сложно.


65. Лишний хвост справа еще будет подрезан перед окончательной установкой.


66. С этой стороны арки остается лишь небольшой бортик, на который будет устанавливаться отбойник.


67. Наконец, третий укрупненный блок. Он так же, как и предыдущий, состоит из двух частей, и здесь основная сложность в том, что его нужно закинуть краном за арку.


68. Чтобы блок прошел над аркой, его нужно сначала развернуть перпендикулярно арке, а затем повернуть обратно.


69. Весьма непростая задача, учитывая вес блока и ограниченное пространство.


70. Тем не менее, ребятам из ИМК к таким задачам не привыкать, и несмотря на свою сложность, монтаж выполняется предельно быстро и точно.


71. Заключительные штрихи перед фиксацией блока.


72. Вот такой тротуар получается вокруг арки. Продолжение следует! :)


См. также:
Замыкание арки Подольского моста
Монтаж связей "от и до" на видео
Монтаж связей на Подольском мосту в 2019 году
Подольский мост в 2018 году
Монтаж связей на Подольском мосту. Октябрь-декабрь
Монтаж связей на Подольском мосту. Август-сентябрь
Все о связях
Другие публикации по строительству Подольского моста

Киев, индастриал, мосты, Подольский мост, Днепр, ПВЛ

Previous post Next post
Up