Метро на Виноградарь. Старые и новые схемы

Nov 07, 2016 00:47



13 октября между Киевским метрополитеном и Киевметропроектом был заключен договор на разработку ТЭО (технико-экономическое обоснование) и проектирование метро в сторону Виноградаря. В отличие от разговоров предыдущих лет, когда дальше разговоров дело не доходило, в этот раз был проведен реальный тендер на проектные работы и у него есть реальный победитель. Поэтому есть вероятность, что строительство метро в этом направлении действительно начнется в ближайшие годы, хотя для этого еще нужно провести тендер, чтобы выбрать генподрядчика, и (самая малость) выделить необходимое финансирование. А пока никакой детальной информации по будущему проекту и суммам, необходимым для его реализации, нет, давайте посмотрим, как менялась трассировка Сырецко-Печерской линии в эту часть города за последние 40 с лишним лет.

1. Все началось еще до появления в Киеве второй линии метро. Например, в газете "Вечерний Киев" в 1970 г. была опубликована схема, изображавшая перспективное развитие метро на ближайшие пятилетки. "Новоокружная" - это нынешние "Дорогожичи", а "Сырец" - это вовсе не тот "Сырец", который существует сейчас. Что касается Виноградаря, то его здесь еще нет, а третья линия заканчивается где-то в районе Вышгородской.


2. Более поздняя вариация, только здесь уже вместо "Вышгородской" "Ветряные горы":


3. Можно прикинуть расположение "Ветряных гор" на местности:


4. В 80-х, когда проектирование первой очереди зеленой линии ("Золотые ворота" - "Осокорки") было завершено, а город уже обрел более знакомые нам очертания, на схемах появляется "Виноградарь" и "Проспект "Правды"":


5. Еще один вариант с последующим продлением линии до пл. Шевченко. Здесь также хорошо видно, где должен был находится "Сырец" по старым планам:


6. И еще один вариант 2000 г.:


7. Наконец мы с вами добрались до самого интересного. Это схема из Генплана-2020. Синим севернее линии метро я отметил существующую застройку Виноградаря, Ветряных гор и Мостицкого, а красным - перспективную многоэтажную жилую застройку согласно этого же генплана. Глядя на территории перспективной застройки намного понятнее, зачем линию решили проложить по южной окраине существующего ныне массива.


8. С появлением Генплана-2025 аппетиты на освоение территорий бывших теплиц выросли и схема застройки этой территории изменилась. В то же время линию метро какое-то время продолжали планировать вдоль просп. Правды. На этой картинке совмещен текущий вариант перспективной застройки со старой трассой метро:


9. Еще одна схема родом из 2012-2013 гг.:


10. Однако в тех же 2012-2013 гг. начинает появляться новый вариант трассы: линия метро смещается на юг еще на один квартал и теперь размещается исключительно в перспективной застройке. Этот вариант трассы на сегодняшний день официально утвержден Киевсоветом и является рабочим.


11. Оценить масштабы будущей застройки и детально рассмотреть трассу метро с будущим депо можно на этой картинке (по клику открывается большой размер):




Конечно, глядя утвержденную трассировку любители "зрады" тут же укажут на единственно возможную причину ее изменения: в нужные кабинеты застройщики занесли нужное количество денег. Но не все так просто. Дело в том, что полноценно оценить нынешнюю и старую трассировку довольно сложно. Их разница не так очевидна, как кажется на первый взгляд. Во-первых, сейчас нет возможности сравнить количество жителей, которое будет жить в зоне пешеходной доступности каждой станции. Может оказаться, что плотность населения на перспективных участках будет выше, чем на старых. Во-вторых, довольно сложно предсказать, как изменится схема движения транспорта в обоих вариантах.

12. Давайте еще для наглядности посмотрим, как удалены разные территории от станций метро. Это станции старой трассировки с кругами вокруг них радиусом 500 и 1000 м. Ну что ж, многие дома, как нынешние, так и будущие, находятся в пределах 1 км от станций метро. ОК.


13. А это текущий вариант. Видно, что старая застройка намного больше удалена от метро, хотя большое число домов все еще в километровой зоне. Зато новая покрыта полностью.


В целом можно сказать, что в старом варианте отдаленные от метро участки застройки как нынешней, так и будущей, удалены от метро более равномерно. Но остальные факторы (см. выше), которые дадут возможность объективно сравнить эти две трассировки, мы с вами оценить пока не можем.

Еще один важный вопрос, который имел значение при выборе трассировки - электродепо "Виноградарь". Его расположение менялось множество раз и каждый раз возникали какие-то "нюансы" с землеотводами. Например, место, где находилось депо на 9-й схеме, уже фактически застроено ЖК "Кристер Град".

14. Безусловно, перенос трассы метро будет оправдан только в том случае, если участки, выделенные под перспективную застройку, будут застроены и заселены. Сейчас на большей части этих территорий пока пусто. Но в отдельных местах массовая застройка уже началась. Это и упомянутый выше ЖК "Кристер Град", а также ЖК "Варшавский микрорайон", возведение которого в районе примыкания просп. Правды и ул. Межевой сейчас в самом разгаре (именно он на фото). Участок между новостройками и точкой съемки еще предстоит застроить.


15. Это план застройки "Варшавского микрорайона", который, кстати, не совпадает с 11-й схемой. По иронии судьбы первым начал застраиваться именно тот участок, где линия метро должна была поворачивать на Правды в старом варианте. Так что возврата к старой трассировке уже явно не будет.


16. Напоследок, чтобы взорвать ваш мозг, давайте посмотрим еще одну картинку, которую Киевметропроект подавал с тендерной документацией. Кстати, со всей тендерной документацией каждый может ознакомиться по ссылке: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-07-11-000122-a/


Картинка требует пояснения. В документации к торгам было указано требование разработать ТЭО как минимум трех вариантов трассировок, в т.ч. предложить варианты прохождения линии метро через Интернациональную пл. и перспективное продление метро на пл. Шевченко. Собственно, эта картинка - это предложения Киевметропроекта, поданные на тендер.

Что мы видим на картинке:
1-й вариант - это то, что утверждено сейчас Киевсоветом и указано в новом Генплане. Т.к. о метро на пл. Шевченко пока никто всерьез не говорил, то безумную загогулину за станцией "Маршала Гречко" я бы всерьез тоже не рассматривал.
2-й вариант, вероятно, был бы удобнее жителям существующего Виноградаря, но ответвление в сторону просп. Правды явно будет дороже 1-го варианта, поэтому будет вполне ожидаемо, если его отклонят.
3-й вариант самый короткий из всех, но требует строительства станции глубокого заложения ("Интернациональная площадь"). Поэтому он тоже окажется дороже первого. Кроме того, к такой трассе возникает еще больше вопросов по доступности станций.

На сегодня как-то так. Совсем скоро мы узнаем, пойдет ли реализация этого проекта в жизнь или нет.

история, Киев, Виноградарь, метропланы, СПЛ, метрополитен

Previous post Next post
Up